Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Выступление на педсовете: "Домашнее задание в условиях реализации ФГОС"
статья

Губанова Надежда Петровна

Выступление на педсовете - Домашнее задание в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Выступление  на педагогическом совете  школы

     Тема: « Домашнее задание в условиях реализации ФГОС»

                                                                                              Губанова Н.П.

     Цель: Выявить роль домашних заданий в современном образовании.        

Домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных.

 При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций.

Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса  к учебному предмету. 

Цели д/з   по ФГОСу:

1.овладение способами учебной деятельности;

2.формирование информационной культуры;

3.развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности.

В соответствии с СанПиНом домашнее задание для  обучающихся 1 класса не задаются. Это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Во  втором  полугодии работы с первоклассниками провожу родительское собрание с повесткой: «О роли домашнего задания в образовании обучающихся».  На котором обговариваются все вопросы подготовки и выполнения домашних заданий. Разрабатываются и утверждаются единые требования к домашнему заданию.  ( Показать)

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого?

Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным урокам.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

 Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах, если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Перед глазами – расписание уроков.

Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о.

Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

2. Второй год обучения для ребят начинается с новых требований, появляются домашние задания, первые оценки. Как помочь детям быть  успешными? Как помочь в подготовке домашних заданий?  Многие родители, даже во 2 классе, не могут помочь своим детям  в выполнении домашнего задания.

Поэтому домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать.

Задавание уроков на дом вообще выделяю как самостоятельный этап урока.

Не даю домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока.  

Домашнее задание объясняю так, чтобы оно было  понято всеми без исключения;

учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их строю  по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех.

Сначала:

1. Домашнее задание выписываю на доску.

2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.

3.Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).

4.Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)

У учащихся необходимо  сформировать четкие алгоритмы. Этому вопросу уделено большое внимание в программе «Школа России», составленной в соответствии с требованиями  ФГОС.

В учебнике «Русский язык»  В.П.Канакиной , В.Г.Горецкого имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени.

Домашнее задание  может быть:

- Единым для всех учащихся.

- Групповым. В начальных классах часто использую  на уроках «внеклассного чтения», «окружающего мира». Например, на уроках окружающего мира, работая над диалогической речью, я использую  работу в парах, групповые задания. Для детей это очень полезно.

- Индивидуальные задания предлагаю учащимся на основе проведенных срезовых работ, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся

.- Творческие домашние задания часто использую.  Такие задания могут быть:

-по выбору;

- по желанию;

- обязательные.

Например: на уроках внеклассного чтения дети получают следующие задания:

-найти сведения о писателе,

-составить загадку д по теме, выполнить рисунок, закладку, марку, сочинить сказку, рассказ, стихотворение, (Показать)

-Дети ведут читательские дневники. Выбирают и читают детскую литературу,  записывают название рассказа, автора в дневники. Родители обязательно спрашивают детей о прочитанном, просят дать оценку поступкам героям, оценивают их работу по пятибальной системе. Такие задания способствуют сплачиванию семьи, т.к. родители часто становятся активными помощниками своим детям.  

Продуманное, взвешенное интересное домашнее задание способно творить чудеса. А диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное задание неоценимо помогает подготовиться к следующему уроку, лучше понять новый материал на уроке. Советую  готовить задание лучше  в тот день, когда был урок, а не накануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 2-3 часами в неделю. Читать  с карандашом – делать выписки, отвечать на вопросы к тексту.

Стараюсь придерживаться  объема домашних заданий.

У учащихся начальных классов это 1/3 часть выполненной работы на уроке.

Напоминаю детям о  временных ограничениях  при выполнении домашних заданий:

1 класс – со II полугодия до 1 часа

(только рекомендации для детей и их родителей)

2 класс – до 1,5 часа

3-4 классы – до 2 часов.

3. Каждое домашнее задание ОБЯЗАТЕЛЬНО  своевременно проверяю, иначе оно не имеет смысла.

Использую различные формы проверки домашних заданий:

 Фронтальная  – чаще всего используется. Это текстовые задания, письменный опрос, выполнение аналогичных заданий.

Самопроверка – часто используем на уроках русского языка. «Письмо по памяти». Учащиеся записывают по памяти, выученный дома стихотворный текст, затем сами проверяют по учебнику. Такая форма работы формирует внимание, орфографическую зоркость.

Взаимопроверка – на уроках математики при проверке  домашних заданий,  часто использую  взаимопроверку.

Так же на уроках развития речи во время работы над составлением предложения. На уроках  чтения при работе над техникой чтения и формировании монологической речи детям предлагается прослушать друг друга. Такая работа может проводиться как в парах, так и в группах.

Выборочный контроль – выбираю сама кого – то из учащихся которого необходимо прослушать или проверить выполнение письменного задания.

Учащегося приглашаю к доске и даю задание по аналогии с домашним.

 Домашние задания, выполненные с удовольствием и осознанно, развивают творческие способности, любознательность, интерес к учёбе, воспитывают чувство долга, стремление к признанию и хорошим отметкам.

   В заключение хотелось бы подчеркнуть, что кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал домашних заданий. Эта сторона не может не учитываться.

Ведь учитель дает знания, прежде всего, для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом деле домашние задания – незаменимый помощник.

В  связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области.

Цели д/з

Содержание д/з

Примеры

овладение способами учебной деятельности

обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. 

-разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

-разработка новых вариантов правил, формулировок ит.п.;

-подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля. Карточки для слабых учащихся: 

- с пропусками, которые нужно заполнить 

- с ошибками, которые нужно исправить 

-с неоконченными решениями;

формирование информационной культуры

внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм. 

представьте себе, что содержание заданного параграфа – военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но чтобы по этим словам вы могли передать суть параграфа. Такая шифровка будет схемой материала. Можно иногда разрешать отвечать по такой схеме-шпаргалке. 

развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности

выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях; 
рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, сайты и т.д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; задания на основе материалов масс-медиа;   разработка материалов для школьной печати (в том числе, например, создание и поддержка электронной газеты); создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные пособия и т.д.).

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской  общественно государственной  детско – юношеской  организации: &la...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования  требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий.

laquo;Продуктивное использование новых образовательных технологий в группе продленного дня. Перечень используемых новых образовательных технологий в образовательном процессе». Методы и формы ор...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...