ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
статья

Попченко Елена Александровна

 Основное об интерактивной доске. Виды интерактивных досок. Преимущества и недостатки  использования интерактивной доски. Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Содержание

  1. Введение

  1. Основное об интерактивной доске.
  1. Виды интерактивных досок.
  2. Преимущества и недостатки  использования интерактивной доски.

  1. Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках английского языка.

  1. Заключение

  1. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

Введение.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых трудных вопросов для педагогов остается использование интерактивных досок (ИД) на уроках, так как специальные технические и/или методические курсы для формирования навыков работы с ИД являются большой редкостью. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется  поделиться опытом использования ИД на уроках английского языка. Если же школа только планирует приобрести ИД, важно владеть основной информацией об интерактивных досках, их преимуществах и недостатках для осуществления выбора.

Что представляет собой интерактивная доска? 

Интерактивная доска  – это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор. Компьютер посылает изображение проектору. Проектор передает изображение на интерактивную доску.

Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски.

 Для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков или знаний. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На интерактивную доску проецируется изображение . Манипулирование компьютерной мышью осуществляются касанием поверхности, и позволяет докладчику иметь полный доступ к управлению компьютером.

Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски, если только грамотно спланировать урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку. Интерактивные доски имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами обучения. Наибольшего эффекта можно достичь, работая над подготовкой к уроку совместно с коллегами - это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить качество материалов. Учителя также отмечают, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок.

Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках.

Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.

Очень часто ИД используют только в качестве экрана для показа презентаций, но это  «кощунственно», так как в программном обеспечении любой ИД имеются различные функции, с помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана, видеозапись урока и многое другое.

Виды и типы интерактивных досок.

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.

Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.

Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.

Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске (именно технология определяет – при помощи каких приспособлений мы будем на доске работать). Используемые в интерактивных досках технологии подразделяются на четыре основных типа.

Резисторная технология. В пластиковую поверхность интерактивной доски вмонтирована сетка из двух слоев очень тонких проводников, разделенных воздушным зазором. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Это означает, что можно использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер, собственный палец. Все, что физически не поцарапает доску.

Инфракрасная и ультразвуковая технологии,  основанные на применении соответствующих датчиков, определяющих положение специального электронного маркера. В новых моделях  используется технология оптическая – когда два инфракрасных излучателя и датчики, расположенные на верхней кромке доски, отслеживают движущийся по поверхности маркер или любой другой предмет, например, все тот же палец.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры.

Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми (например, те, что уже есть в школе) – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется.

Преимущества и недостатки интерактивных досок

Имея уже достаточный опыт работы с интерактивной доской, могу отметить несомненные преимущества проведения уроков с её помощью.

Преимущества для педагогов

  • Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
  • Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
  • Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
  • Удобна при работе в большой аудитории;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
  • Учителя иностранного языка имеют преимущества перед учителями других предметов, так как наш предмет разносторонний, охватывает многие области: географию, историю, литературу, экономику, экологию, биологию, математику, физику и химию тоже и многое другое. Поэтому мы можем использовать программное обеспечение доски и её возможности в полном объёме!
  • Учителя иностранного языка имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка.

Преимущества для учащихся

  • Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития  мотивации к обучению;
  • Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;
  • Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;
  • Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся;
  • Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

У интерактивных досок есть как защитники, так и противники, которые убеждены, что интерактивная доска имеет «эффект игрушки», мотивирует учащихся на несколько уроков, а после этого становится им неинтересной. Но чаще всего противниками использования нового оборудования выступают учителя, которые сами с интерактивными досками не работают.

Среди недостатков или возможных трудностей, можно отметить:

  • недостаточно приспособленное для педагогов программное обеспечение досок;
  • невозможность обновления существующего ПО из-за отсутствия выхода в Интернет;
  •  наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
  • наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
  • Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.
  • Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
  • Если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.
  • необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные  нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках английского языка

В связи с тем, что программное обеспечение разных интерактивных досок, несмотря на имеющиеся похожие функции, все-таки отличается между собой и далеко не  совершенно, то есть смысл рассказать об универсальной программе Smart Notebook, которая разработана для Smart Board, но которую можно использовать практически на любой ИД. Имея представление о функциях работы в этой программе, можно сориентироваться в работе на ИД любого производителя. Преимущества этой программы:

  • Она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на  ИД;
  • Она обладает богатыми техническими возможностями для такой подготовки;
  • Она имеет дружественный, простой и удобный русскоязычный интерфейс;
  • Она же является и сценой, на которой подготовленные материал будет транслироваться и «жить»;
  • Материалы, подготовленные в этой программе, можно использовать на любой ИД;
  • В ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которая постоянно обновляется, ее можно пополнять и собственными коллекциями;
  • Она никак не «привязана» к компьютеру, соединенному с ИД, ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем;
  • Программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны на сайте производителя;
  • Имеется уже достаточно большое количество материалов методического характера, посвященных использованию именно этой программы.

Если использовать привычную терминологию, Smart Notebook - это программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Но различия принципиальны! Слайд обычной презентации – неизменен. Каждая же страница «презентации» Notebook – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Объекты будут перемещаться, появляться, создаваться, изменяться и удаляться не по заложенным заранее правилам, а в режиме «запланированной импровизации». На каждой такой сцене в процессе урока разыгрывается маленький спектакль, в котором учитель – главный режиссер.

Созданная в Notebook «презентация» сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Однако существует возможность ее экспорта в файл обычной презентации в формате PowerPont, Web-страницы, документа PDF или просто графического изображения. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Notebook, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской (при помощи флэшки, локальной сети) и - проводить урок.Итак, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать  учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Просто нужно привыкнуть к мысли, что если Вы, работая в программе за компьютером, все действия выполняете мышкой, то на доске те же действия производят, используя (в зависимости от модели доски) либо специальные маркеры, либо вообще любой предмет, не царапающий доску. В том числе и  палец.

Перед учителем, который хочет научиться  использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи:

  • Найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для учителя в ее составе;
  • Научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;
  • Освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;
  • Научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.

Клонирование, группировка объектов, затенение экрана, лупа, подсветка экрана, запись страницы, видеосъемка, набор графических инструментов, экранная клавиатура распознавание рукописного текста – вот далеко не полный список функциональных возможностей ИД и программы Smart Notebook, которые позволяют учителю иностранного языка использовать доску на всех этапах урока. Это и фонетическая зарядка, и повторение лексики, и отработка каких-то грамматических навыков. Возможность встраивать аудио и видеофайлы прекрасно помогает развивать навыки аудирования, мотивирует учащихся к монологическому высказыванию, обсуждению, дискуссии и т.д. Галерея встроенных интерактивных инструментов дает простор для создания различных тестов, кроссвордов, занимательных игр и т.д., благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в процесс и является действительно активным участником урока.

Заключение

Я работаю с интерактивной доской первый год, но уже почувствовала все преимущества её применения. В своей практике использую как  компьютерные  обучающие программы, ЦОРы с разрешенных ресурсов Интернета, так и создаю собственные  презентации в ПО для интерактивной доски и в программе Smart Notebook.  Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко для меня, а детям становится интересно учиться. Интерактивная доска позволяет мне задействовать различные каналы восприятия: визуальные, аудиальные и кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно передвигать как угодно. Также дети взаимодействуют с объектами физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем. Согласитесь, для любого ученика, а уж тем более для ученика начальной школы, это интересно, необычно и увлекательно. А значит, один из способов развития и поддержания мотивации у меня «в кармане»! А ведь мотивация – двигатель прогресса! Я заметила, что благодаря появлению в классе интерактивной доски изменилось отношение к урокам даже у самых проблемных учеников. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Постоянно отвлекающиеся непоседы направляют  свою энергию на работу. А те, кому просто тяжело учиться, находят новые возможности для самовыражения. Некоторые дети стали проявлять инициативу в создании разного рода презентаций и индивидуальных заданий для воспроизведения их на интерактивной доске, проявляя все свое творчество и индивидуальность…

Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же, как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

        

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

  1. Драговская Светлана Тимофеевна. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка http://festival.1september.ru/
  2. Злобина Ираида Григорьевна. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе. Самара 2010 http://festival.1september.ru/
  3. Мастер-класс для начинающих (ведет А.Б.Розенфельд)

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com 

  1. Станьева Наталья Павловна. Использование Smart доски на уроках английского языка в начальной школе г.Новосибирск http://festival.1september.ru/
  2. Тарасова  Вера Анатольевна «Интерактивная доска на уроке  –  плюс или минус?» г.  Барнаул http://festival.1september.ru/
  3. Шпак Валентина Викторовна. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка http://festival.1september.ru/
  4. http://www.smartboard.ru/
  5. http://smarttech.com/ 
  6. http://pedsovet.su/
  7. http://ped-portal.ru/
  8. http://www.amphi.com/departments/technology/whiteboard/lessonplans.html
  9. http://www.panterabbs.ru/
  10. http://interaktiveboard.ru/publ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard

В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...

Оформление доски к 1 сентября

Фотография оформления доски "Первый раз - в первый класс"...

Сценарий урока с использованием интерактивной доски

Задачи занятия:Закрепление умений решать простые и составные задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника, квадрата, отработка вычислительных навыков.Развитие логического мышления, ум...

Окружающий мир. Урок с использ интеракт. доски.

Урок - повторение. Дети работали с интеракт. доской....

Русский язык. .Урок- повторение с использ. интеракт. доски.

Урок проведён с использ.интеракт. доски....

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного...