Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

    Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного  воспитания  личности ребёнка.

    Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре, учат любить и уважать труд и мастерство. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного  равновесия форм и цвета – всё это учащиеся получают в процессе декоративного рисования. Приобретенные умения и навыки, учащиеся младших классов  применяют  в различных работах на уроках  изоискусства и трудового обучения: в аппликации, изготовлении игрушек, вышивке.

    Встречи с простыми и красивыми художественными изделиями народных мастеров, учат видеть прекрасное в жизни и в искусстве, развивают активную творческую деятельность каждого ребёнка, создают общую радость за сделанное на уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo_4_kl.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Староильдеряковская средняя школа»

    Аксубаевский район РТ

    Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе

    Тема: «Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому»

    (автор учебника  В.С. Кузин)

                                                     

                                                      Выполнила учительница нач. классов

                                                      Посредникова Елена Александровна

                                                                             1 квал. категория

    Тема: «Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».

    Вид урока: декоративное рисование.

    Цели и задачи:

    1. Провести викторину- путешествие по известным видам росписи народных промыслов с опорой на выставку (Палех, Дымково, Гжель, Хохлома, Жостово).
    2. Формировать умения выполнять на разделочной доске хохломскую роспись, составлять орнамент, используя изученные элементы.
    3. Развивать творческое  воображение, художественный вкус, фантазию.
    4. Воспитывать  любовь к народному искусству.

    Оборудование:

    для учителя: готовые изделия, иллюстрации, шаблоны (форма разделочной доски под роспись),поэтапный показ.

    для учеников: гуашь, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочка, подставка для кистей.

    Зрительный ряд: изделия хохломы, Жостова, Дымково, Гжель, Городец, компьютер,презентация.

    Ход урока

    I .   Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

    Повернитесь к нашим гостям, подарите им свои улыбки.

    Пусть эти улыбки у вас не сойдут с лица целый день.

    Садитесь.

    II.   Сообщение темы урока.

    1. Вступительное слово учителя.

      Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства. У каждого  художника свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусств.

    1. Викторина.
    1. -Сейчас я проведу с вами викторину по изученным темам:

    1) Назовите известные вам виды изобразительного искусства.

    Слайд №1. (графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно- прикладное)

    2) Что такое декоративно – прикладное искусство?

    (декоративное украшение бытовых предметов, художественное ремесло- творчество народных мастеров)

    1. На какие два раздела  делится декоративно – прикладное искусство?

    Слайд №2. (Роспись, резьба)

    1. Какие виды росписи вы знаете?

    Слайд №3. ( Жостово, Гжель, Городец, Палех, Мстерская, Холуй, Хохлома)

    А сейчас я проверю, сможете ли вы отличить росписи.

    Перед вами росписи художников и юных художников, ваших предшественников.

    1. Отгадать росписи художников. Почему вы так думаете?   Слайд №4.
    1. - Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Декоративная роспись, Хохлома»,совершим путешествие в в мир увлекательных творений народных умельцев Хохломы.

    МИР ВОЛШЕБНОЙ ХОХЛОМЫ.

                                                 Удивляя,

                                                 Прорастая,  

                                          Как-то празднично жива

                                          Молодая,

                                          Непростая,

                                          Черно-красная трава.

                                          Листья рдеют,

                                          Не редея

                                          От дыхания зимы.

                                          Входим в царство Берендея –

                                          В мир волшебной хохломы.

                                                                      Б. Дубровский.

    III. Объяснение нового материала.

    1. Как же прекрасен мир волшебной Хохломы!

    (на доске изделия Хохломы)

    1. Какие изделия вы видите перед собой?
    1. -Из какого материала  выполнены эти изделия?

    ( из дерева: липы, осины, берёзы)

    1. - Какие цвета используют хохломские мастера при росписи изделий?

    (желтый, красный, черный, реже зеленый)

    1. -Какое значение имеет красный цвет?

    ( Красный символизирует огонь, любовь, преданность).

    1. -Какое значение имеет золотистый цвет?

    ( Золотистый –свет, солнце).

    1. -Какое значение имеет черный цвет?

    (Черный  символизирует  торжественность. На черном  фоне  великолепно смотрятся все яркие цвета).

    1. - Почему хохломскую роспись называют «золотой»?

    (преобладает желтый цвет).

    1. - Ребята, давайте вспомним элементы хохломской росписи (кистевая роспись, узор «тычком»).  
    2. -Какие элементы хохломской росписи вы знаете?Слайд №5
    1. Присутствуют ли элементы хохломской росписи на этих работах?
    2. -Что же больше всего любят изображать хохломские художники?

    (Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий малину, земляничку, клубнику, крыжовник, чёрную и красную смородину, рябину).

            Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

    Как раз в этом и проявляется богатство творческого воображения художника, его мастерство, и его наблюдательность.

    1. -Как называется узор из цветов, трав и ягод?

             Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком.

    1. -Каким цветом обычно пишется травка?

    Травка обычно пишется красным и черным цветом. 

    1. - Какой элемент росписи обязательная часть любого растительного орнамента?

    "Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.

    1. -Давайте вспомним, хохломские узоры:

    Трава – мурава:

    1. -пишем кончиком кисти;
    1. -нажимаем на кисточку сильнее;
    2. -пишем кудринки справа и слева;
    3. -делаем оживку.

     Клубника:

    1. -выполняем мазок;
    2. -пишем листик;
    3. -пишем зёрнышки кончиком кисти.

    Смородина:

    1. -пишем мазками ягоды;
    2. -проводим кончиком кисти веточку;
    3. -пишем мазками листочек;
    4. -делаем оживку.

    Рябина:

    1. -пишем мазками ягоды;
    2. -кончиком пишем веточку;
    3. -нажимая кистью пишем листочки.
    1. -Молодцы! Очень хорошо, что вы это всё запомнили.

    Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

    IV. Постановка художественной задачи.

    1. -А теперь давайте поработаем , как хохломские мастера. Постарайтесь расписать доски, используя хохломские мотивы. Не забудьте, что «травка» обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы».
    2. В своей работе вы можете опираться на поэтапную роспись.

    (Перед учениками поэтапный показ росписи разделочной доски).

    Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских художников, сделаем  лёгкий карандашный рисунок узора.Для работы в цвете используйте кисти, фломастеры, тычки.

    Моё пожелание каждому из вас:

    Ничего не бойся-

    Ты делаешь для всех.

    Мы на тебя надеемся

    И верим в твой успех.

    Получится, как надо,

    И даже сверх того.

    Доска лежит здесь рядом,

    Давайте  начнём с неё!

    V.Самостоятельная работа.

    Задание: выполнить роспись изделия (шаблоны, предварительно затонированные), применить характерные цветовые сочетания и приёмы росписи.

     Законченность работы - яркость и чистота цветов, чёткость и выразительность.

    (Звучат народные песни).

    1. -Я думаю. Что эти песни помогут вашей работе.

    VI.Итог урока. Выставка работ учащихся.

    1. -Прошу принять всем участие в выставке рисунков.

    1. Стих читает учитель.

    Наши доски расписные,

    Посмотрите, вот какие:

    Все хотим вам показать

    И подробно описать.

    2. Дети читают стихи.

    1 ученик.   Берите в руки кисти,краски

                         И начинайте вы творить.

                        Когда же хохлома готова-

                        Все будут очень вас хвалить.

    2 ученик.  Была у меня простая  доска,

                        Взял я гуашь, разукрасил немножко.

                       Разными ягодами и цветами

                       И расписными лепестками

                      Доска моя теперь не простая,

                      Доска моя теперь «хохломская»!

    3 ученик.   Моя доска- королева

                         Я её поздравлю смело.

                        Одевается она

                        В фирме одежды

                       Хохлома!!!

    4 ученик. Хохломская роспись,

                       Как солнце в окне.

                      Лучше её нет нигде!

    1. - Я очень рада, что у вас получились такие прекрасные работы! Вы действительно настоящие мастера.

    VI.Домашнее задание

    Разгадать кроссворд по теме «Хохлома».

    Вопросы по вертикали:

    1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?

    4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?

         5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.

    По горизонтали:

    1. Какие изделия расписывали мастера?
    2. Какой цвет присутствует в хохломской росписи?

    6.Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.

    7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?

    Ответы: 1. Художник        5. черный

                    2. посуда        6. желтый

                    3. красный        7. роспись

                   4. хохлома

    Я  буду очень рада, если мой урок кому-то принесёт пользу.

    Заранее Вам благодарна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

    Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

    презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"

    Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....

    Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

    Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....

    Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

    Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

    Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. УМК "Перспектива"

    Цели деятельности учителя:  формирование представлений и знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.Планируе...

    Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

    Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...


     

    Комментарии

    Шакирова Светлана Александровна

    Спасибо за предоставленный материал.Дальнейших творческих успехов!!!