Выявление и развитие способностей обучающихся
статья

Максимова Татьяна Викторовна

В настоящее время приоритетным направлением работы педагога является выявление способностей учащихся. Одарённый ребёнок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_vyyavl_i_razv_spos_maksimova.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей обучающихся

В настоящее время приоритетным направлением работы педагога является выявление способностей учащихся. Одарённый ребёнок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Цель  работы  – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

Задачи:

1. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.

2. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.

3. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии

 Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с  психологом, учителями, администрацией, родителями.  

Учитывая возрастные особенности  учеников,  я строю свою работу поэтапно:

год

Этапы

Способы

Результат

2019-2020

1 класс

Диагностический этап

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).

Карта одарённого ребёнка

2020 – 2021

2 класс

Выделение группы детей со специальными способностями

Углубленная диагностика  с целью определения зоны  их ближайшего развития.

Подбор литературы по тематике;

создание банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

подготовка  бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа с родителями.

составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Создание мини-проектов.

Проведение родительских собраний.

«Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».

«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».

Анкетирование

2021 – 2022

3 класс

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

Поддержка и стимулирование   одаренных детей

Банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

Поощрение их активности;  развитие стремления к  самообучению

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта одарённого ребёнка

Класс___________

Ф.И.____________________________________

Возраст _____год __________месяц

Сведения о родителях.

(Ф.И.О.  отца, матери)

Результаты психологической диагностики

Результаты педагогической диагностики

Результаты социометрического исследования

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации

Анкетирование

        Инструкция для родителей

  • Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
  • На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

  • Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
  • 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  • 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  • 3) петь, музицировать;
  • 4) заниматься физкультурой;
  • 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  • 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  • 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  • 8) играть с техническим конструктором;
  • 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
  • 10) самостоятельно рисовать;
  • 11) играть в спортивные, подвижные игры;
  • 12) руководить играми детей;
  • 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • 14) ходить в магазин за продуктами;
  • 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  • 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  • 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  • 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  • 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  • 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
  • 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
  • 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  • 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  • 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  • 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  • 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  • 27) ухаживать за домашними растениями;
  • 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  • 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  • 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  • 31) участвовать в постановке спектаклей;
  • 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
  • 33) помогать другим людям;
  • 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  • 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

  • Дата ___________        Фамилия, имя_________________
  • Обработка результатов
  • Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
  • научная
  • творческая
  • спортивная

В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Приемы:

А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.

Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).

В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)

Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)

Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)

Е) задания на выявление общих закономерностей

Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.

З) задания на поиск и исправления биологических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий биологические ошибки и предлагается их исправить.

И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)

Данная работа строится на двух параметрах:

 1)  выявление способностей;

2) развитие выявленных способностей.

Учебный год

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

2019-2020уч.

Таблицы Шульте

(внимание)

Психодиагностика творческого мышления Елены Туник

Анкета «ЗОЖ»

Учебный год

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

2019  – 2020 год

Беседы, занятия в предметном кружке.

Беседы, игры, конкурсы,

Уроки здоровья, походы,

обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

спортивные праздники

2020  – 2021 год

Беседы, участие в конкурсе исследовательских работ,

предметные олимпиады.

 Викторины ,проекты , наблюдения, выступления на школьных праздниках.

Классные часы, организация  внеурочных

спортивных мероприятий, тестирование физической подготовленности

2020  – 2021 год

Сообщения, презентации, тестирование.

Конкурсы рисунков, плакатов, ,

занятие в кружках, секциях.

Дни Здоровья, спортивные секции, весёлые старты, сдача норм ГТО.

2021-2022 год

Беседы, проекты , презентации.

Выступления на школьных праздниках, подготовка презентаций.

Проведение спортивных мероприятий, эстафет.

Сдача норм ГТО

2021-2022 год

Участие в

Предметных олимпиадах

Участие в творческих конкурсах школьного, муниципального и республиканского уровнях

Работа по программе « Тропинка здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной  деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

Выявление и развитие способностей обучающихся

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решен...

Тест - Выявление и развитие способностей обучающихся

Выявление и развитие способностей обучающихся...

Выявление и развитие способностей обучающихся

Способы выявления и развития способностей обучающихся...

Выявление и развитие способностей обучающихся начальной школы

              В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими...

2.1.Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

2.1.Выявление и  развитие способностей  обучающихся  к научной (интеллектуальной), творческой,физкультурно-спортивной деятельности...