Внеурочная деятельность Я -исследователь
учебно-методический материал (4 класс)

Онхонова Туяна Ивановна

Внеурочная деятельность Я -исследователь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_ya-_issledovatel.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Тункинский район»

Районное управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

«Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО НК

 ________/ Шенхорова К.В.

Протокол № __

от «__» __________ 20__ г.

.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «З-МСОШ»

___________ /Токуренова Т.Г./

«___» _____________ 20___ г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я-исследователь»

Онхонова Туяна Ивановна, высшая категория

2018-2019


I. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеучебные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеучебная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение учащимися социального опыта;
  • самостоятельного общественного действия.

При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками школы были разработаны следующие направления программы внеурочной деятельности:

1. Спортивно – оздоровительное

2. Художественно – эстетическое

3. Научно – познавательное

4. Гражданско - патриотическое

5. Общественно – полезная деятельность

6. Проектная деятельность

В своей работе уделяю большое внимание проектной деятельности. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую творческую самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход  от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуальное обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов системы образования.

Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику участия обучающихся в различных мероприятиях: создание проектов, исследовательских работ. Поэтому во внеурочной деятельности я выбрала научно-познавательное направление.

Научно – познавательное направление

Проектная деятельность

Рабочая программа «Я – исследователь»

Пояснительная записка

Рабочая программа по  внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;

Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов, 1 час в неделю.

Возможность внедрения программы «Я - исследователь» в практику обучения в начальной школе определяется ещё и тем, что современный младший школьник легко осваивает компьютер, и при достаточной обеспеченности компьютерами учебного процесса в начальной школе учитель может активно внедрять в практику своей деятельности новые информационные технологии.

Цель: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.

2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.

3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.

4. Научить учащихся сначала совместно с учителем , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы.

5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).

6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.

7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.

8. Сформировать умение работать с информацией( сбор, систематизация, хранение, использование).

Программа рассчитана на 4 года обучения, из расчета 1 час в неделю (как внеурочное занятие)

Формы проведения урока: игра,  диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.

В данной программе мною применяются следующие образовательные технологии:

1. Технологии проблемного обучения;

2. ИКТ технологии;

3. Технологии дифференцированного обучения;

4. Здоровьесберегающие технологии;

5. Проектные технологии.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  • планирование, контроль учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  • осуществление итогового и пошагового контроля ;
  • адекватное восприятие оценки учителя;
  • различение способа и результата действия;
  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  • преобразование практической задачи в познавательную;
  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся являются:

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • построение сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • умение работать в информационном поле, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • осуществлять    поиск    необходимой    информации    для    выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном   пространстве,   энциклопедий,   справочников  (включая   электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета.

Учебно - тематическое планирование

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

Занятия

Тема

Кол-во часов

1-6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

2

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

28-30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

31-32

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого 33 часа

Содержание занятий

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку). – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)

Занятия

Тема

Кол-во часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7

Цели и задачи исследования.

2

8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

10-13

Организация исследования (практическое занятие.)

4

14-17

Наблюдение и наблюдательность.Наблюдение как способ выявления проблем.

4

18-19

Коллекционирование.

2

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2

23

Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

25-27

Сбор материала для исследования.

3

28-29

Обобщение полученных данных.

2

30

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение.

1

32

Подготовка к защите (практическое занятие.)

1

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

1

Итого 34 часа

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)

Занятие

Тема

Кол-во часов

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

1

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

5-6

Какими могут быть проекты?

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

9-10

Планирование работы.

2

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

19-21

Анализ прочитанной литературы.

3

22-23

Исследование объектов.

2

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

28

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

29-30

Оформление работы.

2

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

33

Мини конференция по итогам собственных исследований.

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого 34 часа

Содержание занятий

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.


Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

Содержание занятий.

Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3. Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

Литература

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2015.
  2. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2014.

Оценка работ осуществляется по следующим критериям:

  1. Тип работы
  2. Использование в работе известных результатов и фактов
  3. Использование знаний внешкольной программы
  4. Степень новизны полученных результатов
  5. Практическая значимость
  6. Оригинальность подхода
  7. Качество оформления работы
  8. Глубина исследования
  9. Практическая направленность

10. Качество выступления

11. Использование демонстрационного материала

12. Оформление демонстрационного материала

13. Владение научной и специальной терминологией

14. Чёткость выводов, обобщающих доклад

15. Культура выступления

16. Эрудиция автора

17. Качество ответов на вопросы

Критерии оценивания:

30-38б.- высокий уровень

29-20 б.- средний уровень

19б и менее – низкий уровень.

Оценочный лист

Направление секции_________________________

Ф.И.участника_______________________________

Название работы_____________________________

Критерий

Оценка

1.

Тип работы

1- реферативная

2- работа носит исследовательский характер

2.

Использование в работе известных результатов и фактов

1- автор использовал широко известные данные

2- использованы уникальные научные данные

3.

Использование знаний внешкольной программы

1- в работе использованы знания школьной программы

2- при выполнении работы интересы школьника вышли за рамки школьной программы

4.

Степень новизны полученных результатов

1- в работе доказан уже установленный факт

2- в работе получены новые данные

5.

Практическая значимость

1- работа интересна для ознакомления

2- работа может быть использована в учебных целях

6.

Оригинальность подхода

1- традиционная тематика

2- работа строится вокруг новых идей

3- в работе доказываются новые идеи

7.

Качество оформления

работы

1- работа оформлена аккуратно , описание недостаточно грамотное

2- работа оформлена аккуратно, описание чёткое, последовательное, грамотное

3- работа оформлена изобретательно, использованы нетрадиционные средства

8.

Глубина исследования

1- работа не содержит чётко сформулированные гипотезу, цели и задачи

2- работа содержит чётко сформулированные гипотезу, цели и задачи

3- работа содержит чётко сформулированные гипотезу, цели и задачи, собственные выводы, соответствующие поставленным целям

9

Практическая

направленность

1- наличие в работе наблюдений и проводимых опытов

2- применение анкетирования и социального опроса

3- изготовление макетов и демонстрационных материалов

10.

Качество

выступления

2- доклад зачитывается

3- доклад рассказывается, но не объясняется суть работы

4- доклад чётко выстроен, показано владение материалом

11.

Использование

демонстрационного

материала

1-демонстрационный материал не использовался докладчиком

2-демонстрационный материал использовался докладчиком

12.

Оформление демонстрационного

материала

1- представлен недостаточно качественно оформленный демонстрационный материал

2- демонстрационный материал оформлен грамотно и удачно

13.

Владение научной и специальной

терминологией

1- автор владеет базовой терминологией

2- использована специальная терминология

14.

Чёткость выводов,

обобщающих

доклад

1- выводы имеются, но они не доказаны

2- выводы недостаточно чёткие

3-выводы полно и чётко раскрыты в докладе

15.

Культура выступления(могут

выбираться все критерии)

1- выдержан регламент выступления

1-соблюдены этикетные требования к выступления

1-умение чётко и ясно излагать свои мысли

1- выразительная речь

16.

Эрудиция автора (могут выбираться все критерии)

1- отличное знание изучаемой проблемы

1-богатый словарный запас

17.

Качество ответов на вопросы

1-отвечает на вопросы с некоторыми затруднениями

2- чётко и грамотно отвечает на поставленные вопросы

ИТОГО

Эксперт__________________________


Оценочный лист для самооценки или взаимоценивания проектов обучающимися:

Критерий

Оценка

1.

Аккуратность и дизайн оформления

2.

Умение изложить самое ценное и интересное

3.

Культура выступления

4.

Умение отвечать на вопросы

Итоговый балл: максимально 2 балла по каждой позиции

Эксперт____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"

Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...