Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект". В рабочую программу включены все структурные элементы, а так же календарно-тематическое планирование с указанием страниц в рабочей тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ya_issledovatel_2_klass.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод про ектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Всему этому способствует реализация цели образовательной программы ГБОУ гимназии № 1272 по внеучебной деятельности – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Общие цели исследовательской деятельности:
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать пробле мы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления;
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
Цель занятий «Я – исследователь»:
- формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
- предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
Задачи занятий:
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
- формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
- развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 2 класса, рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю продолжительностью 35 минут).
Изменения в авторскую программу не внесены.
Группы умений, которые формируют занятия «Я – исследователь»:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель ности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза планированные вопросы; использовать различные средства нагляд ности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек тивном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Принципы отбора содержания.
- Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.
Содержание курса составляют следующие разделы:
- введение;
- способы мыслительной деятельности;
- этапы работы в рамках исследования;
- самостоятельные исследования;
- защита результатов самостоятельных исследований.
Содержание программы занятий будет способствовать:
- овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
- саморазвитию и самовыражению;
- осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
- востребованию творческого потенциала учеников;
- получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- уроки-тренинги,
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
Практическая значимость.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».
Литература для учителя.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
- А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
- Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
- Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
Литература для учащихся:
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 2 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Календарно-тематическое планирование занятий «Я – исследователь»
№ занятия | Дата | Тема занятия | Литература |
1 | Круг твоих интересов. Хобби, увлечения. | Часть 1 Рабочая тетрадь с. 1 - 2 | |
2 | Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | Рабочая тетрадь с. 3 - 6 | |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём. | Рабочая тетрадь с. 7 - 9 | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | Рабочая тетрадь с. 10 - 12 | |
5 | Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап». | Рабочая тетрадь с. 13 - 15 | |
6 | Актуальность темы проекта. | Рабочая тетрадь с. 16 - 18 | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | Рабочая тетрадь с. 19 - 21 | |
8 | Выработка гипотезы – предположения. | Рабочая тетрадь с. 22 - 23 | |
9 | Цель проекта. | Рабочая тетрадь с. 24 - 26 | |
10 | Задачи проекта. | Рабочая тетрадь с. 27 - 28 | |
11 | Сбор информации о проекте. | Рабочая тетрадь с. 29 - 31 | |
12 | Знакомство с интересными людьми, интервью. | Рабочая тетрадь с. 32 - 34 | |
13 | Обработка информации. Отбор информации. | Рабочая тетрадь с. 35 - 38 | |
14 | Что такое продукт проекта? | Рабочая тетрадь с. 38 - 39 | |
15 | Играем в учёных. Это интересно. Тест. | Рабочая тетрадь с. 40 - 43 | |
16 | Отбор информации для мини-сообщения. | Рабочая тетрадь с. 44 - 47 | |
17 | Творческая работа. Презентация. | Рабочая тетрадь с. 48 - 50 | |
18 | Значимость компьютера в создании проектов, презентаций. | Рабочая тетрадь с. 51 - 56 | |
19 | Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. | Часть 2 Рабочая тетрадь с. 1 - 6 | |
20 | Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. | Рабочая тетрадь с. 1 - 6 | |
21 | Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре. | Рабочая тетрадь с. 7 - 11 | |
22 | Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре. | Рабочая тетрадь с. 7 - 11 | |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | Рабочая тетрадь с. 12 - 14 | |
24 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | Рабочая тетрадь с. 12 - 14 | |
25 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест. | Рабочая тетрадь с. 15 - 22 | |
26 | Изготовление визитки. | Рабочая тетрадь с. 23 - 26 | |
27 | Правильное изготовление титульного листа визитки. | Рабочая тетрадь с. 23 - 26 | |
28 | Самоанализ. | Рабочая тетрадь с. 27 - 29 | |
29 | Играем в учёных. Это интересно. | Рабочая тетрадь с.30 | |
30 | Различные конкурсы проектно-исследова-тельской деятельности. | Рабочая тетрадь с. 31 - 33 | |
31 | Памятка жюри конкурса. | Рабочая тетрадь с. 34 - 36 | |
32 | Пробное выступление пред незнакомой аудиторией. | Рабочая тетрадь с. 37 - 39 | |
33 | Самоанализ. Рефлексия после выступления. | Рабочая тетрадь с. 40 - 41 | |
34 | Играем в учёных. Это интересно. | Рабочая тетрадь с. 42 - 48 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...