Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
рабочая программа (2 класс) по теме

Бавина Анна Юрьевна

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект". В рабочую программу включены все структурные элементы, а так же календарно-тематическое планирование с указанием страниц в рабочей тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ya_issledovatel_2_klass.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста  помогать детям  проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод про ектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

         Всему этому способствует реализация цели образовательной программы ГБОУ гимназии № 1272  по внеучебной деятельности – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

   Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:

  1. развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
  2. развитие умений работать с информацией, формулировать пробле мы и находить пути их решения;
  3. развитие критического мышления;
  4. воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении  и действиях.

Цель занятий «Я – исследователь»:

  1. формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
  2. предлагаемая программа занятий  позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?”  используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Задачи занятий:

  1. развитие мотивации к процессу получения знаний;
  2. ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
  3. формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
  4. развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
  5. развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  6. воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

   

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 2 класса, рассчитана на 34 часа  (1 занятие в неделю продолжительностью 35 минут).

Изменения в авторскую программу не внесены.

 

Группы умений, которые формируют занятия «Я – исследователь»:

  1. исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  2. социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  3. оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель ности других);
  4. информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  5. презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза планированные вопросы; использовать различные средства нагляд ности; демонстрировать артистические возможности);
  6. рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек тивном деле);
  7. менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность  время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Принципы отбора содержания.

  1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
  2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

 

         В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

 

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

Содержание курса составляют следующие разделы:

  1. введение;
  2. способы мыслительной деятельности;
  3. этапы работы в рамках исследования;
  4. самостоятельные исследования;
  5. защита результатов самостоятельных исследований.

Содержание программы занятий будет способствовать:

  1. овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
  2. саморазвитию и самовыражению;
  3. осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
  4. востребованию творческого потенциала учеников;
  5. получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

           В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  1. типовые занятия (объяснения и практические работы),
  2. уроки-тренинги,
  3. групповые исследования,
  4. игры-исследования,
  5. творческие проекты.

Практическая значимость.

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  1. расширяется кругозор в предметных областях;
  2. повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
  3. происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
  4. наилучшим образом развиваются творческие способности;
  5. развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.

Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».

Литература для учителя.

  1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
  2. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
  3. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
  4. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

Литература для учащихся:

  1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 2 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.

Календарно-тематическое планирование занятий «Я – исследователь»

№ занятия

Дата

Тема занятия

Литература

1

Круг твоих интересов. Хобби, увлечения.

Часть 1

Рабочая тетрадь

с. 1 - 2

2

Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

Рабочая тетрадь

с. 3 - 6

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём.

Рабочая тетрадь

с. 7 - 9

4

Выбор помощников в работе над проектом.

Рабочая тетрадь

с. 10 - 12

5

Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап».

Рабочая тетрадь

с. 13 - 15

6

Актуальность темы проекта.

Рабочая тетрадь

с. 16 - 18

7

Проблема. Решение проблемы.

Рабочая тетрадь

с. 19 - 21

8

Выработка гипотезы – предположения.

Рабочая тетрадь

с. 22 - 23

9

Цель проекта.

Рабочая тетрадь

с. 24 - 26

10

Задачи проекта.

Рабочая тетрадь

с. 27 - 28

11

Сбор информации о проекте.

Рабочая тетрадь

с. 29 - 31

12

Знакомство с интересными людьми, интервью.

Рабочая тетрадь

с. 32 - 34

13

Обработка информации. Отбор информации.

Рабочая тетрадь

с. 35 - 38

14

Что такое продукт проекта?

Рабочая тетрадь

с. 38 - 39

15

Играем в учёных. Это интересно. Тест.

Рабочая тетрадь

с. 40 - 43

16

Отбор информации для мини-сообщения.

Рабочая тетрадь

с. 44 - 47

17

Творческая работа. Презентация.

Рабочая тетрадь

с. 48 - 50

18

Значимость компьютера в создании проектов, презентаций.

Рабочая тетрадь

с. 51 - 56

19

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

Часть 2

Рабочая тетрадь

с. 1 - 6

20

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

Рабочая тетрадь

с. 1 - 6

21

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

Рабочая тетрадь

с. 7 - 11

22

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

Рабочая тетрадь

с. 7 - 11

23

Совмещение текста выступления с показом презентации.

Рабочая тетрадь

с. 12 - 14

24

Совмещение текста выступления с показом презентации.

Рабочая тетрадь

с. 12 - 14

25

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест.

Рабочая тетрадь

с. 15 - 22

26

Изготовление визитки.

Рабочая тетрадь

с. 23 - 26

27

Правильное изготовление титульного листа визитки.

Рабочая тетрадь

с. 23 - 26

28

Самоанализ.

Рабочая тетрадь

с. 27 - 29

29

Играем в учёных. Это интересно.

Рабочая тетрадь

с.30

30

Различные конкурсы проектно-исследова-тельской деятельности.

Рабочая тетрадь

с. 31 - 33

31

Памятка жюри конкурса.

Рабочая тетрадь

с. 34 - 36

32

Пробное выступление пред незнакомой аудиторией.

Рабочая тетрадь

с. 37 - 39

33

Самоанализ. Рефлексия после выступления.

Рабочая тетрадь

с. 40 - 41

34

Играем в учёных. Это интересно.

Рабочая тетрадь

с. 42 - 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы  включая календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...