Статья «Интерактивная деятельность в образовательном процессе»
статья

Лариса Николаевна Васильева

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с одной стороны, идет процесс модернизации образования, введение новых образовательных стандартов, и мы, педагоги, должны соответствовать современным требованиям, с другой стороны, ученики, за редким исключением, не проявляют интереса к учебе, страдают от переизбытка информации, не воспринимают учебный материал или быстро забывают его. Эти противоречия порождают проблему поиска и внедрения новых интерактивных методов обучения. Основой многих методических инновации в образовании является интерактивная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивная деятельность в образовательном процессе»

Цель выступления: ознакомить с основными терминами, технологиями, формами и приёмами интерактивной деятельности.

       

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с одной стороны, идет процесс модернизации образования, введение новых образовательных стандартов, и мы, педагоги, должны соответствовать современным требованиям, с другой стороны, ученики, за редким исключением, не проявляют интереса к учебе, страдают от переизбытка информации, не воспринимают учебный материал или быстро забывают его. Эти противоречия порождают проблему поиска и внедрения новых интерактивных методов обучения. Основой многих методических инновации в образовании является интерактивная деятельность.

Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на  взаимодействии.

 Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач. Интерактивная деятельность исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.  

В процессе совместной интерактивной деятельности будут осуществляться различные интеракции:

Интеракция (режим работы)

  • Учитель – ученик,
  • Учитель – малая группа,
  • Учитель – класс,
  • Ученик – ученик,
  • Ученик – компьютер,
  • Ученик – малая группа,
  • Ученик – класс,
  • Малая группа – малая группа,
  • Малая группа – класс.

Интерактивные технологии:

  • Педагогика сотрудничества;
  • Развивающее обучение;
  • Игровое обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Модульное обучение;
  • Контекстное обучение (стратегия РКМЧП);
  • Компьютерные технологии обучения (ИКТ-технологии);
  • Исследовательские технологии;
  • Метод проектов.

Формы интерактивной деятельности:

  • Работа в парах, малых группах;
  • Обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые);
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсия);
  • Интерактивная лекция, лекция с проблемным изложением;
  • Творческие задания;
  • Дискуссия;
  • Дебаты;
  • Конференция;
  • Семинар;
  • Круглый стол.

Как же на практике осуществлять интерактивную деятельность? Освоение учителем интерактивных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Роль учителя:

информатор – эксперт: учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.

организатор: налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.).

консультант: учитель помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

   

 Тем педагогам, кто решился использовать в своей работе  интерактивных технологий, предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения.

Правила организации интерактивной деятельности:

  1. Вовлечение в работу всех участников (учеников).
  2. Создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
  3. Создание комфортных условий для выполнения задания, чтобы участники могли пересаживаться, работая в группах.  
  4. Важно, чтобы каждый был услышан.
  5. Соблюдение регламента, правил работы в группах.

Основная цель интерактивного обучения - целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность. И этому будет способствовать использование современных интерактивных технологий. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Можно выделить следующие типы интерактивных уроков:

 

  • Урок - ролевая игра,  
  • Урок – консультация,
  • Уроки творчества,
  • Урок – аукцион,
  • Урок – зачет,
  • Уроки сомнения,
  • Урок - конкурс (викторина),
  • Уроки фантазии,
  • Урок-игра,
  • Урок-концерт,
  • Урок – экскурсия,
  • Урок – коллаж.

Выводы:

Интерактивная деятельность – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Литература и источники:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
  2. «Развитие критического мышления на уроке» Под ред. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, -  М., «Просвещение», 2004.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  4. Ткачев В. О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка. – АЯШ 3(11)/ 2005.
  5. http://www.1september.ru/ru/ 
  6. http://www.9151394.ru/
  7. http://www.school.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе

       Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...

Интерактивная доска в образовательном процессе

В данном выступлении сказано о предназначении интерактивной доски и эффективном использовании ее в образовательном процессе....

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи ...

Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"

16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...

Мастер-класс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски  в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы явл...

Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"

Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...