Польза работы в школе с детьми в парах и в мини-группах
статья

Данная статья показывает пользу работы в школе с детьми в парах и в мини-группах.
Рассказывает о методиках работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Польза работы в школе с детьми в парах и в мини-группах.

 Сейчас в современном образовании, в основе лежит системно-деятельностный подход.  Поэтому, при  подготовке будущих учителей начальных классов большое внимание уделяется рассмотрению методов, приемов и форм организации взаимодействия между учащимися, а также учащихся и учителя, что определено и положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Предусматривается не только учет индивидуальных способностей, личных достижений ребенка в учебной деятельности, но и развитие учащегося при работе в различных детских объединениях на уроках. Такими  объединениями может быть работа в парах и в мини-группах.

Начальная школа это новый и важный этап для ребенка, который очень влияет на становления его как личности. Здесь ребенок не только получает предметные знания, но учится учиться в коллективе, налаживать контакты  с другими учениками  и взрослыми людьми. И поэтому, ребёнка необходимо учить взаимодействовать в группе и в мини-группе  в учебной и не учебной деятельности. В процессе такой работы у учащихся формируются такие умения, как: сообща выполнять задания, обсуждать, договариваться между собой, слышать и слушать друг друга. Дети  в мини-группах, учатся прислушиваться к чужому мнению, анализировать, обобщать, совместно делать выводы, приходить к общему решению и обосновывать свой выбор.

Такая работа очень важна и непроста в использовании и организации, требует готовности, как от учеников, так и от самого учителя. Но результативность работы в  мини-группе также велика на уроках, ведь ребенок, взаимодействуя со сверстниками, учится мыслить, добывать знания и применять их; обдумывать свои решения, обосновывать их, сотрудничая с другими участниками образовательного процесса. Ведь самим добытое знание запоминается намного лучше и может применяться ребенком после долгое время. Ребёнок учится формировать  свои эмоции, умению сдерживаться: не кричать, не ругаться, не обзываться. А учитывать мнение других, спокойно переубеждать, если «визави» не прав.

Актуальность нашей темы определяется следующим, что обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение предметных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, приобретение навыков эффективного межличностного общения, умения работать в команде. Именно эти аспекты помогут реализовать применение работы в мини-группах на уроках вообще и на уроках русского языка.

Эффективность групповых форм работы доказывалось неоднократно разными учеными-исследователями на практике. Этой теме посвящены работы многих педагогов и психологов. Так, вопросом рассмотрения форм организации взаимодействия занимался В.К. Дьяченко. Обобщением опыта по рассмотрению некоторых педагогических определений о групповой работе Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин, И.П. Андриади и С.Ю. Темина, Т.М. Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров и др.

Непосредственно, рассмотрению основных правил, особенностей, признаков работы в группах были посвящены работы В.К. Дьяченко, Г.А. Цукерман, Т.Г. Блинова, Н.Г. Калашникова и др. Нужно отметить, что данный вопрос также очень тщательно рассматривается и в современных исследованиях ученых, методистов, учителей. Групповая форма обучения, есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем/вспитателем.  Групповая работа  является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Она  формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели.  Так же, соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Соответственно, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект. На уроках, занятиях с использованием работы в мини-группах, ребёнок лучше запоминает, усваивает материал. Работа в мини-группах  способствует формированию осмысленной речи у ребёнка. Дети учатся анализировать.

 Использование работы в мини-группах даёт учителю/воспитателю преимущество, более детально и индивидуально  научить ребёнка. Существует множество способов деления учащихся на группы для работы на уроке.  Необходимо учитывать индивидуальные особенности  учеников. Возрастные особенности, интересы детей. Для того, чтобы работал каждый участник группы нужно придумать и раздать им разные роли. Так продуктивность будет выше и обучающимся будет важно, что на них возложили ответственность за что-либо.

Выбор методов развития коммуникативных УУД  младших школьников методов осуществляется  учителем/воспитателем,  основываясь на личных предпочтениях, индивидуальных особенностях, педагогическом опыте и имеющемся уровне коммуникативной компетентности у учащихся.

Для более продуктивной работы в групповых взаимодействиях в современной школе сначала учитель обучает взаимодействию друг с другом в парных объединениях. Такая работа позволяет ребенку познакомиться со своей новой ролью в общении со сверстниками, своем значении при выполнении предметных заданий. Парная работа является своеобразной начальной ступенью при освоении учащимися неких аспектов обучения в мини-группах. Поэтому, определяя уровень готовности детей к совместной работе в группе, нужно изучить то, как работают дети в парах, готовы ли они к введению более сложной формы взаимодействия на уроке.

Успешность работы малых групп зависит от предварительной диагностики.

Результат диагностики детей  в малых группах в том, что она дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Прослеживается стабильная, позитивная динамика по всем направлениям развития, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности. Авторы технологии работы в малых группах Г. А. Цукерман, М. А. Чошанов считают, что у детей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Педагог должен помнить, что педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий. Он обязан определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков

выявить характер трудностей ученика и установить их причины

определить уровень овладения учебной деятельностью

оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений. Учитель может описать ребятам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно.

     В итоге можно сказать, что групповая работа как форма организации уроков только набирает популярность. И на уроках/занятиях такая работа, в мини-группах, делает предмет любимым и интересным у детей, способствует формированию грамотной речи, коммуникации. Такая форма работы достаточно результативна, но и достаточно сложна при организации. Но прогресс идет вперед, а значит и более сложная, но более интересная форма работы займет положенное ей место в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы классного руководителя с детьми с ЗПР в общеобразовательной школе

Презентация на тему :"Специфика работы классного руководителя с детьми с ЗПР вначальной школе"...

РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережаю...

РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ         Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейш...

Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО. Рассматриваются особенности коррекционной логопедической работы с детьми ОВЗ ...

План воспитательной работы в школе с детьми ОВЗ

План воспитательной работы в школе с детьми ОВЗ...