Типы проектных задач
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Олеся Сергеевна

Материал для учителей начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании методического совета                                       Типы проектных задач

Составила:Кузнецова О.С.

Говоря о типах проектных задач, вспомним, что термин «задача» имеет значение «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения».

В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач,  требующих детального анализа и теоретического обобщения. Как правило,  учитель сам ведёт класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке – создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение уже освоенных способов действий в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является получение правильного ответа.

Творческая (олимпиадная) задача – это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи;
  • стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использование известных детям способов действий;
  • задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий предлагается ввести ещё один тип задач – проектные задачи.

Под  проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «проектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проектные задачи могу быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

                      Проектная задача по русскому языку

          Название

проектной задачи

                       Иллюстрированное пособие

                 «Способы проверки орфограмм»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип задачи

С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Обучение младших школьников решению совместных задач.

2. Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм.

3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.

4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы: 1) с помощью орфографического словаря; 2) с помощью изменения слова; 3) по правилу

Планируемый педагогический результат

* Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.

* Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

* Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.

Способ и формат оценивания результатов работы

* Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист)

* Публичное выступление групп

Замысел проектной задачи

Второклассникам предлагается изготовить в подарок для младших школьников пособие, которое поможет малышам в проверке орфограмм. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:

1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;

2) рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограммы, который предстоит изложить в своей части пособия;

3) составить рассказ о способе проверки орфограммы;

4) проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа.

Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие ( на листе бумаги формата А2), в котором будут чётко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.

Описание проектной задачи

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие  на тему «Способы проверки орфограмм». Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

Задание 1. Распределите работу в группе и подпишите имена исполнителей.

Определение названия способа

Составление рассказа о способе

Иллюстрирование способа примерами

Составление собственного задания для проверки усвоения способа

Разработка критериев оценки усвоения способа

Комментарий к заданию 1.

Первое задание – это распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.

Задание 2. Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.

Для группы № 1.

Рассказ об одной ошибке

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.

- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку. Он обещал.

Ровно в шесть часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.

Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?

Для группы № 2.

Где искать секрет?

Петя записал предложение У письма свои с_креты. Перечитал написанное и вздохнул:

- В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Но как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю.

- Можно в книге посмотреть, - сказала Маша.

- Разве в книге найдёшь нужное слово? Их там так много!

- Ты прав, Петя, - вмешался в разговор Петин папа. – Но для проверки орфограмм есть специальная книга. Она называется «Орфографический словарь».

Петя раскрыл словарь и стал читать:

- Абажур, абрикос, авария… Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет?

- Для этого нужно знать другой секрет. Секрет словаря!

- А вы знаете этот секрет?

Для группы № 3.

Маркеша. Мне сегодня приснился страшный сон. Я очень хочу рассказать его Кузе, но он что-то не идёт. Запишу-ка я свой сон, чтоб не забыть его…

Сон Маркеши.

Гулял я в лесной чяще, заслушался, как поют птици, и заблудился. Цэлый день бродил по лесу. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шып и упал. Смотрю в кустах – чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг чюдо! Проснулся.

Но Кузя в это время тоже не терял времени даром. Он сочинял сказку для Маркеши…                      

Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я, Ы, И, Э, Е. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в тайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти четыре гласные – Ы, Ю, Я, Э. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали.

И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я, Э как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками.

Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они рядышком.

Хотел было Маркеша обидеться на Кузю, что тот так долго не шёл, а когда прочитал сказку, всё понял и поблагодарил друга.

Комментарий к заданию 2.

В этом задании ученики знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идёт речь.

Задание 3. Составьте рассказ о своём способе проверки орфограмм.

Комментарий к заданию 3.

Здесь ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.

Задание 4. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

Комментарий к заданию 4.

В этой части задания ребята приводят примеры к способу. Учитывая серьёзную работу по теме, которую выполнили они в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один ученик.

Задание 5. Придумайте задание,  при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

Комментарий к заданию 5.

Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания и какого уровня придумают ребята (к этому периоду обучения у детей уже есть небольшой опыт выполнения заданий на трёх уровнях: репродуктивном, рефлексивном, ресурсном). Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задания, потребуется помощь.

Задание 6. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.

Комментарий к заданию 6.

Вновь глубокая рефлексия способа. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа проверки. Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта.

Задание 7. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм».

Комментарий к заданию 7.

Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и должно приносить моральное удовлетворение всем участникам.

По итогам решения задачи оценивается реальный «продукт» деятельности группы, публично представленный классу.

Систематическое решение детьми проектных задач позволяет создать необходимые условия для плавного перехода к проектной деятельности как ведущей деятельности в подростковом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.

Т Е М А:  Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.Ц Е Л Ь:  Закрепить понятия «условие задачи», «вопрос задачи», «решение ...

Математика 1-4. Типы простых задач

Классификация простых задач...