Применение системно-деятельностного подхода посредством смешанного обучения на уроках в начальной школе
статья (2, 3, 4 класс)

Статья знакомит с технологией смешанного обучения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

М.А.Коробейникова

учитель начальных классов

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Белгородская область п.Прохоровка

korobejnickova.mary@yandex.ru

Как вы думаете, какие качества необходимы современному выпускнику начальной школы? Что мы, учителя начальных классов, можем для этого сделать?

На данные вопросы дал ещё ответ в XIX веке немецкий педагог Адольф Дистервег, который считал, что «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…»  

На современном этапе мы должны не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению, самообразованию и саморазвитию. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает  знания не в готовом виде, а добывает их сам.

Передо мною возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приѐмы и современные общеобразовательные технологии для того, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.  Одним из вариантов применения системно-деятельностного подхода на уроках в школе является реализация технологии смешанного обучения. Из источников дополнительной информации я узнала, что «Смешанное обучение»  возникло более 15 лет назад в зарубежных школах и представляет собой сочетание очного и электронного обучения на основе принципов дифференциации, индивидуализации. Как правило, при реализации данной технологии в основном используются удобные формы организации учебного процесса – это модель «Перевернутый класс» или модель «Смена рабочих зон».

Рассмотрим первую и распространенную модель «Перевёрнутый класс». Данная педагогическая модель  заключается в том, что подача новой темы и организация домашних заданий представлены наоборот. Не только учитель добывает знания, чтобы механически передать ученику, но и сам обучающийся добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером.

Возникает вопрос, где можно взять ресурс? Для реализации модели «Перевернутый класс» я использую сетевой ресурс «ИнтерУрок.ру», с помощью которого осуществляется организация учебного процесса. Он включает все предметы  с 1 по 11 классы, в том числе основные предметы начальной школы. Посредством данного сайта каждой группе класса или классу в целом  даётся задание различного характера. Например, просмотреть фильм и составить вопросы к нему, выполнить задания на тренажере и указать, какой из вопросов предложенного тренажёра или теста составил для детей наибольшую трудность.

Именно видео-уроки рассматриваются на таких уроках, как русский язык, математика,  окружающий мир в качестве ключевого компонента «перевёрнутого обучения». Продолжительность фильмов колеблется от 7 до 15 минут. При этом обязательно меняются виды деятельности, чтобы ученики не просто посмотрели фильм и выполнили к нему тесты, но и составили еще план фильма, таблиц, сформулировали вопросы по данной теме.

Мои ученики  в беседах о таких уроках отмечают, что их привлекает возможность смотреть видео-уроки в любое время и месте, несколько раз, что позволяет лучше подготовиться для работы в классе. Кроме того, такая подготовка оставляла дополнительное время для более полезных, значимых для них и привлекательных занятий на уроке. Эта модель позволяет более слабым, но старательным ученикам учиться в своем собственном темпе, что помогло и помогает повысить их уверенность и мотивацию к успешному изучению предмета. Организация активного обучения в классе позволяет более тесно взаимодействовать, учиться друг у друга, что сплачивает детский  коллектив.

В результате использования «перевёрнутого обучения» ученики, придя на урок, уже знают теоретические вопросы темы, поэтому в классе время идет на выполнение практической части, отработку различных вопросов по любым темам, дает возможность на выполнение мини-исследовательской работы.

Какие можно выделить преимущества использования модели «перевернутого класса»? Прежде всего - это повышение мотивации к изучению таких предметов, как математика, русский язык, литературное чтение2 и окружающий мир. Доступность материала в удобное время в любом месте и возможность индивидуального обучения в своем темпе. Самое главное это многоканальное восприятие материала и развитие активной позиции обучающегося, критического мышления.

Наибольшей популярностью у моих детей  пользуются уроки по модели «Смена рабочих зон». Занятие делится на три этапа: организационный, основной (работа в зонах) и заключительный (рефлексия). При этом по принципу перевернутого обучения ребята получают задание, инструкцию и распределение по зонам заранее за 3-5 дней до урока, поэтому на урок приходят подготовленными.

В своей работе я попробовала создать собственную модель «Смена рабочих зон в перевёрнутом классе», объединив на одном уроке две модели – это «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон».  

Анализируя проделанную работу, я убеждаюсь, что в процессе использования технологии смешанного обучения у обучающихся моего класса развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; возникает потребность в самореализации и самовыражении; возросла положительная мотивация к учебе, дети стремятся самостоятельно познавать мир, добывать и анализировать новую информацию, использовать свои знания в учебе и в повседневной жизни, у них формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе. Для себя я отметила, что преимущества заключается в том, что повысилась мотивация учащихся  к изучению  русского языка,  математики, литературного чтения, окружающего мира, повысилась ответственность всех участников процесса и, как следствие, наблюдается повышение успеваемости учащихся по данным предметам.

Литература:

1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение.- 2011. – С. 3.

2.Царегородцева С. В России начали использовать технологию смешанного обучения / Учительская газета – 27.06.2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе....

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Статья «Применение технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе»

Суть модели смешанного обучения "Перевернутый класс" заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меня...

Проектирование урока окружающего мира по технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе

Представляем систему работы с учениками, к которой нас подтолкнули три вечно беспокоящих вопроса:·      Как помочь ребёнку стать самостоятельным?·...

Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»

В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках....