Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.
статья по теме

Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Выступление                                                                                              по теме «Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе»

                                                                               Бабаева Лилия Рафиковна

                                                                               учитель начальных классов

                                                              второй квалификациооной категории

                                                                          муниципального автономного

                                                      образовательного учреждения – лицея №2

                                                                           города Альметьевска

                                            Набережные Челны

                                                        2011

         Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

           Традиционно считается, что в школе «дают» знания, а ученики их «получают». Получается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика – потребителя с установкой : все должны ему «дать» ( учителя, школа, государство), а его задача только «брать».

           Однако, нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем. Поэтому надо передавать «богатства, которые выработало до него человечество» для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо.

           Важно, чтобы в результате  обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

           Поэтому я выбрала для себя организацию учебно – воспитательного процесса на основе коммуникативно – деятельностного подхода.

           Обучение на основе коммуникативно – деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:

  - Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

  - Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

           Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы как обучающие, так и учащиеся. Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов. Детям жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается. С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формирую ценности совместной работы: «Мы учимся всё делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение». Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.

            «Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…». «Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться». Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.

             Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии – совместная, групповая работа. Я организую такую деятельность учащихся чтобы:

  - У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера.

  - У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.

  - Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться. (1 класс – функции контроля, оценки; 2,3,4 классы – постановка задач, планирование действий на пути решения поставленной задачи).

   - Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

             Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со «стороны», соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами.

              Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекут меня. Как организатор, я пытаюсь вводить образцы культурного взаимодействия, представляя варианты равновозможные для выполнения конкретного задания.

              Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам интересную идею).

               Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию ученикам себя свободной личностью, свободной и ответственной.

               Существуют общие правила организации групповой работы, которыми я пользуюсь:

   - При построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой формы общения в их опыте ещё не было. Значит детское сотрудничество – это навык, который надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык.

  - Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов – в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы.

   - Разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо – неоднократный. При разборе анализируем ход взаимодействия.

   - Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.

   - При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалось поработать в группе или не получилось сотрудничества).

              Таким образом, с началом обучения в школе у ребёнка складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих его успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.