статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"
консультация на тему

Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prokofeva_doklad_pedsovet.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

 Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту, чтобы дети  могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности и постепенно добиваться хотя бы небольших успехов в школе и за её пределами.

НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ показывает  своему  ученику не готовое здание, над которым  положены тысячелетия  труда, но ведет его к разработке  строительного материала, возводит здание  с ним вместе, учит  его строительству».   ( А. Дистервег)  

Существует немало определений понятия «компетенции». В международных стандартах под этим термином понимаются умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни. В переводе с латинского «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.

 «Компетентный человек» - человек, способный брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности;

 Не отрицает накопление знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника.

Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.

Слайд ( из чего состоит компетентность)

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано

положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать

целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.

ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую канву образования

позволяет совместить теоретические знания и их практическое применение

учащимися, причём для решения не только конкретных жизненных задач, но и проблемных ситуаций.

 На сегодняшний день выделена следующая классификация базовых компетенций:

Информационная – готовность к работе с информацией;

Информационная компетенция - это умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию; делать аргументированные выводы.

Так на уроках окружающего мира в 4  классе мы проходили тему «Твой родной край». Материала в учебнике было очень мало. Ребятам было предложено подготовить небольшие сообщения по данной теме. Работа с научными статьями в интернете.

Ещё один пример. При изучении темы «Солнечная система» класс разбился на группы. Выбрали консультантов в каждой группе, а они в свою очередь

распределили, кто что готовит. Информацию также ребята брали в Интернете и в энциклопедии. На следующем уроке в группах представляли свои выступления.

Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником; поддерживать контакт в общении;

соблюдать нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

грамотно разрешать конфликты в общении;

изменять при необходимости своё речевое поведение;

оценивать успешность ситуации общения;

 корректно завершать ситуацию общения.

Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с

предложением и работе над связной речью. Использую следующие приёмы

работы над предложением:

1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт многое для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки.  К числу упражнений по образцу принадлежат

также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему

2) Следующий приём, применяемый для построения предложения – вопрос учителя. Вопросы могут наталкивать учащихся на составление

сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют

составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про ежа?».

3) Конструктивные упражнения:

а) построение предложения из разрозненных слов.

б) Работа с деформированным текстом.

в) Работа по восстановлению текста.

4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв.

5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Урок русского языка.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему.

Кооперативная – формирующаяся на основе двух предыдущих;

- умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться в группы;

- распределять между участниками группы задачи и роли;

- действовать в качестве лидера группы и в качестве исполнителя;

- координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу;

- анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;

- осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов.

Урок литературного чтения ( чтение по ролям)

  1. Выясняю, сколько в произведении действующих лиц
  2. Роль автора чаще всего берет на себя более сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности
  3. Работа в группах. Дети читают произведение, корректируют работу, выразительность, скорость чтения, безошибочность друг друга.

Проблемная – или компетенция по решению проблем - умение

самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;

формулировать цель;

делить её на ряд последовательных задач;

находить альтернативные пути и средства решения задач;

в случае появления затруднений формулировать и осмысливать их, принимать решение о выборе других путей и средств…

На уроках русского языка, математики, окружающего мира в конце этапа

актуализации знаний предлагаю ребятам задание, в выполнении которого они испытывают затруднение. Так появляется проблемная ситуация, а далее с помощью подводящего или побуждающего диалогов ученики подходят к

формулированию темы урока, или выводу правила.  При решении задач ребята находят несколько способов, а затем выбирают рациональный. На уроках русского языка сами выводят после наблюдения правило.

Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности. Один из самых важных моментов практически на каждом из этапов урока. Рефлексивные приёмы включают учащихся в контрольно- оценочную деятельность, помогают осмыслить собственный ход рассуждений.

 Приведу примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые

использую на своих уроках:

 1) Самоанализ полученных оценок в тетрадях (что

получил, почему учителем поставлена та или иная оценка)

2) Приём "Знаки", когда учащиеся находят и подчёркивают в своих тетрадях самую красивую букву или цифру (или цепочку букв, цифр). Этот приём уместен при чистописании и в 1 классе.

3) Приём - "Отсроченный контроль" - при самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки.

 Очень важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему, что для меня было самое интересное, самый трудный момент урока для меня был….

Слайд   Китайская мудрость:
              «Я слышу – я забываю,
               я вижу – я запоминаю,
               я делаю – я усваиваю».

При обучении ученик усваивает:

-10% прочитанного

-20% услышанного

-30% увиденного

 90% того, что он сделал сам

Формирование ключевых компетенций

Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.

Стать компетентным ребёнок может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд,
американский писатель

Именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании:

  • Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • 2 .На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • 4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • 8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  • 9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.
  • 10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • 11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • 12.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • 13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • 14.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Компетенции, которыми должны обладать ученики:

1. Способность к анализу и синтезу.

2. Способность применить знания на практике.

3. Способность к организации и планированию.

4. Базовые общие знания в области изучаемых наук.

5. Способность применить базовые знания на практике.

6. Способность общаться устно и письменно.

7.Элементарные компьютерные навыки.

8.Исследовательские навыки.

9.Способность учиться.

10.Информационная компетенция

(способность извлекать информацию из различных источников и анализировать ее).

11.Способность к критике и самокритике.

12.Способность адаптироваться к новым ситуациям.

13.Способность к генерированию новых идей (творчеству).

14.Способность решать проблемы.

15.Способность принимать решение.

16. Способность работать в коллективе.

17.Межличностная компетенция.

18.Способность к лидерству.

19.Способность разрабатывать

и реализовать проекты.

20.Желание добиться успеха

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе....

Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС....

Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС.

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС....

Дифференцированное обучение на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО

Организация дифференцированного обучения на уроках в начальной школе. Цель: обеспечить усвоение материала всеми учащимися в зоне их ближайшего развития....

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках в начальной школе

Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Из опыта работы...

Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование  интерактивного учебного оборудо...