Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС.
статья на тему

Чунина Элеонора Гивиевна

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС.

Перед педагогическими коллективами школ стоит задача  по формированию у обучающихся  способности действовать и быть успешными в своей деятельности. В ФГОС начального общего образования представлен «портрет выпускника начальной школы» (слайд 2). Однако существуют противоречия между требованиями ФГОС и реальным  положением дел в организации образовательного процесса в начальной школе:

  • Школьники не умеют применять свои знания  в реальной жизни для решения практических задач в нестандартных ситуациях;
  • Традиционное обучение ориентировано на передачу обучающимся готовых знаний, а не на достижение приоритетных целей современного начального образования;
  • Учителя используют методический инструментарий, ориентированный на передачу готовых знаний, а не основанный на компетентностном подходе к обучению.

        Важным на современном этапе становится переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Главная задача современного учителя состоит в том, чтобы создать ученикам такие условия обучения, при которых они бы овладели комплексом универсальных учебных действий и научились применять их в повседневной  жизни.

Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра.

Среди проблем современной школы одной из ведущих является повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. В настоящее время формируется новый характер урока в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО (в то же время, сохраняется и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой начального образования и возрастными особенностями младших школьников).

Так что же для  нас современный урок?

Современный урок – это   (слайд 3)

  • Развитие младших школьников в процессе обучения;
  • Активная деятельность детей: работают все и работает каждый;
  • Проблемность: маленькое открытие каждый день;
  • Диалог, учёт разных мнений, вариативность;
  • Творчество учителя и творчество детей;
  • Интерес детей к учению;
  • Освоение детьми способов действия;
  • Самостоятельностьобучающихся;
  • Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем;
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся;
  • Чёткость целей и ориентация на достижение результатов;
  • Связь с жизнью, решение практических задач;
  • Воспитание личности;
  • Деятельностный подход обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает     (слайд 4)

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно — деятельностный подход предполагает    (слайд 5)

  • разнообразие организационных форм деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности.

    Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования (слайд 6). Это хорошо видно из таблицы.

Предыдущие стандарты образования

Новые стандарты образования

Цель школьного обучения — усвоение знаний, умений, навыков

Цель школьного обучения — формирование умения учиться

Стихийность учебной деятельности обучающихся

Целенаправленная организация и планомерное формирование деятельности ученика

Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний

Признаки решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Требования к современному уроку: (слайд 7)

  1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.

- современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов; имеет не только обучающую, но и развивающую направленность.

2.Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.

3.Продуманность методической системы урока

- цели и задачи  ориентированы на планируемые результаты,

- комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока,

- целесообразный выбор форм и методов обучения,

- целесообразное использование средств обучения.

4.Продуманность структуры и логики построения урока

- соответствие структуры урока системе начального образования, особенностям УМК, учебной программе и специфике урока,

- логичное и системное построение урока, обоснованное соотношение частей урока, продуманная последовательность учебных заданий,

- отражение в структуре урока этапов учебно-познавательной деятельности.

5.Чёткая организация класса

- оптимальный темп урока,

- рациональное использование времени урока,

- включение детей в активную деятельность.

6.Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся

- сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров,

- сотрудничество детей друг с другом,

- гибкий стиль общения.

7.Соблюдение психологических требований к уроку.

8.Здоровьесберегающая направленность урока.

9.Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.

10.Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.

11.Урок должен быть проблемным и развивающим.

         Проблемный урок, положенный в основу деятельностного метода, даёт детям возможность творческого усвоения знаний. Это значит, что обучающиеся проходят несколько этапов научного творчества: постановка проблемы на этапе введения знаний, выражение решения проблемы и реализация продукта на этапе воспроизведения, при этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. В структуру проблемного урока входят методические приёмы, направленные на формирование ключевых компетентностей (слайд 8).

Методические приёмы создания проблемных ситуаций для обучающихся:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самостоятельно найти способ его разрешения;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, педагога и т.д.);
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например,  исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными и сходными данными, неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и др.).

Подготовка учителя к уроку(слайд 9) предполагает:

  1. Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания.

Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем. Тема урока формируется полно и точно. При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо учитывать, что в разноуровневом классе и содержание урока должно быть разноуровневым, рассчитанным на группы детей с разным уровнем обучаемости.

  1. Определение целей и задач урока

Для построения урока, соответствующего системно-деятельностному подходу к образованию детей, учитель должен ставить не три различных задачи (обучающую, развивающую и воспитывающую), а одну, обеспечивающую решение триединой задачи всем строем работы на уроке.

Обучающие задачи ориентируют на достижение предметных результатов, развивающие задачи — метапредметных результатов (формирование УУД), воспитательные задачи — личностных результатов. Все эти результаты достигаются в единстве, на одном и том же учебном материале.

Задачи урока должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Без конкретизации задач этап урока не получает смысловой завершённости, которая выражается в оценке того, как решена поставленная задача.

  1. Выбор методов и форм обучения.
  2. Выбор и подготовка средств обучения, оборудование урока.
  3. Определение типа и структуры урока

При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Классические структурные схемы уроков преобразуются с учётом новых требований, связанных с реализацией системно - деятельностного подхода.

  1. Составление плана урока.
  2. Составление конспекта или плана урока.

по следующей форме

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические комментарии

Фиксируются группы и виды УУД, над которыми идет работа в рамках выполнения того или иного задания

Заключение:

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

Материал для выступления на педсовете рассказывает об основных отличаях традиционного урока и урока по ФГОС....

Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС

Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС...

Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС

Современный урок в начальной школе...

Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требо...

Доклад на тему: "Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС"

Доклад на тему: "Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС". Этот материал поможет разобраться с новыми условиями и правильно организовать современный урок ....

Целеполагание как этапы современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.Что же такое целеполагание?...