Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
статья на тему

Запровская Елена Николаевна

В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnaya_deyatelnost.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2011 г. наша школа  стала «пилотной» площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

(ФГОС НОО). Это требует от учителя обновления педагогической практики: освоения и использования технологий достижения планируемых результатов и их оценки.

В структуре примерной основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) одним из компонентов является система оценки достижения планируемых результатов её освоения. Отличительная особенность содержания новой системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Реализация ориентационной функции определяет необходимость

включения учащихся в активную оценочную деятельность. Это может быть обеспечено использованием в процессе обучения специальных технологий .Эффективным средством организации оценочной деятельности школьников является технология оценивания образовательных результатов, разработанная авторским коллективом Образовательной системы

«Школа 2100». В её основе лежат правила самооценки, которые «вырабатываются» учениками уже в 1_м классе под руководством учителя. Для осуществления самооценки по этим правилам используется алгоритм – последовательность «шагов_вопросов», отвечая на которые

ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели:

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось ли выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей_то помощью (учимся оценивать процесс).

В 1_м классе для самооценки выбираются такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Ученики привыкают различать словесную оценку

любых действий и отметку как знак –результат решения учебной задачи(предметной или метапредметной).В 1_м классе балльные отметки не выставляются. Для фиксации уровня

достижения результатов мы используем специальную систему знаков:

1) «+» – «результат достигнут»(каждый ученик ставит этот знак в своей таблице результатов);

2) «O» – «какому критерию и уровню соответствует мой результат»(ученик в своём дневнике или тетради закрашивает кружок: в зелёный цвет – всё сделал правильно, в жёлтый – допустил незначительные ошибки, в красный – допустил значительные ошибки или задание не

выполнено).При безотметочном обучении важно научить детей определять эталоны для самооценки, способы обнаружения возможных ошибок и их исправления.

.

В процессе рефлексии ученики обсуждают следующие вопросы:

– «Что является самым удачным в работе»;

– «Пожелание себе»;

– «Пожелание партнёру»;

– «Что было самым трудным в работе»;

– «Чему я научился в процессе работы».

Рефлексия не только помогает школьнику осмыслить учебную деятельность, но и служит эффективным средством обратной связи для учителя.Осмысление ценности, значимости, целесообразности, полезности,необходимости полученных знаний и опыта способствует формированию ценностного отношения школьников к учебной деятельности. Ценностно_

ориентационная функция в содержании оценочной деятельности учителя становится приоритетной, ведущей.

При её реализации учитель может использовать алгоритм самооценки,включив в него вопросы и комментарии, позволяющие «продвигать» учеников к достижению тех результатов,

которые запланированы, а значит, и к достижению успеха:

– Какое значение имеет для тебя

то, что ты делаешь? А для всех ребят?

– Это соответствует условиям (требованиям), о которых мы договаривались?

– Как ты думаешь, какую пользу это принесёт тебе (твоей семье, классу…)?

– Тебе это необходимо? Почему? Зачем?

– Как ты думаешь: твои действия  приведут нас к поставленной цели?

– Результаты, которые ты получил, тебя порадовали (устраивают)? Ты этого хотел?

– Сегодня ты всех нас порадовал тем, что…/Ты нам помог разобраться в трудной задаче. Как ты догадался,что она решается именно так?!/Спасибо тебе за то, что…! Нам это было

очень важно (нужно, значимо, ценно) – и т.п

.

Использование критериально_ориентированного подхода при оценке образовательных  результатов способствует реализации функции обратной связи. Обучающиеся оценивают свою

работу как по заданным учителем  критериям, так и по принятым в ходе совместного обсуждения. Например,при проверке упражнения по русскому языку были разработаны следующие критерии оценки результатов выполнения задания:

– соответствие заданию (требовалось выписать слова на заданную орфограмму) – 1 балл;

– количество выписанных слов – 1 балл за каждое слово;

– каллиграфия письма – 1 балл;

– аккуратность выполненной работы – 1 балл.

Количество баллов суммируется, и выставляется общий балл.Групповая работа на уроке также

может быть оценена по ряду показателей. Это может быть самооценка или оценка эксперта по следующим критериям:

– умение распределить работу в группе;

– умение выслушать друг друга;

– согласованность действий;

– активность.

Любой вид оценивания создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать ученика в разряд отстающих,

нарушить контакт с взрослыми и сверстниками. При оценивании своего эмоционального состояния в конце каждого урока первоклассники закрашивают в дневнике кружок:

– зелёным цветом – «Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой!»;

– жёлтым – «Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!»;

– красным – «Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!».

Выполнение правил оценивания позволяет заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях предъявления себя, отношений с учителями.

Таким образом, оценочная деятельность учителя начальных классов, содержание которой образуют ценностно_ориентационная, контрольная, диагностическая функции и функция обратной связи, не только обеспечивает содержательную, достоверную,объективную,дифференцированную информацию о достигнутых школьниками результатах, но и способствует их достижению, активи_

зации учебной деятельности на основе формирования ценностного отношения к ней

.

Литература

1. Демидова, М.Ю. Оценка достижения пла_

нируемых результатов в начальной школе :

Система заданий ; В 2_х ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидо_

ва, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.] ; под

ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. :

Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты вто_

рого поколения).