Главные вкладки

    Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
    статья на тему

    Запровская Елена Николаевна

    В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otsenochnaya_deyatelnost.docx50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    С 1 сентября 2011 г. наша школа  стала «пилотной» площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    (ФГОС НОО). Это требует от учителя обновления педагогической практики: освоения и использования технологий достижения планируемых результатов и их оценки.

    В структуре примерной основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) одним из компонентов является система оценки достижения планируемых результатов её освоения. Отличительная особенность содержания новой системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Реализация ориентационной функции определяет необходимость

    включения учащихся в активную оценочную деятельность. Это может быть обеспечено использованием в процессе обучения специальных технологий .Эффективным средством организации оценочной деятельности школьников является технология оценивания образовательных результатов, разработанная авторским коллективом Образовательной системы

    «Школа 2100». В её основе лежат правила самооценки, которые «вырабатываются» учениками уже в 1_м классе под руководством учителя. Для осуществления самооценки по этим правилам используется алгоритм – последовательность «шагов_вопросов», отвечая на которые

    ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели:

    1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

    2. Удалось ли выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

    3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

    4. Решал самостоятельно или с чьей_то помощью (учимся оценивать процесс).

    В 1_м классе для самооценки выбираются такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Ученики привыкают различать словесную оценку

    любых действий и отметку как знак –результат решения учебной задачи(предметной или метапредметной).В 1_м классе балльные отметки не выставляются. Для фиксации уровня

    достижения результатов мы используем специальную систему знаков:

    1) «+» – «результат достигнут»(каждый ученик ставит этот знак в своей таблице результатов);

    2) «O» – «какому критерию и уровню соответствует мой результат»(ученик в своём дневнике или тетради закрашивает кружок: в зелёный цвет – всё сделал правильно, в жёлтый – допустил незначительные ошибки, в красный – допустил значительные ошибки или задание не

    выполнено).При безотметочном обучении важно научить детей определять эталоны для самооценки, способы обнаружения возможных ошибок и их исправления.

    .

    В процессе рефлексии ученики обсуждают следующие вопросы:

    – «Что является самым удачным в работе»;

    – «Пожелание себе»;

    – «Пожелание партнёру»;

    – «Что было самым трудным в работе»;

    – «Чему я научился в процессе работы».

    Рефлексия не только помогает школьнику осмыслить учебную деятельность, но и служит эффективным средством обратной связи для учителя.Осмысление ценности, значимости, целесообразности, полезности,необходимости полученных знаний и опыта способствует формированию ценностного отношения школьников к учебной деятельности. Ценностно_

    ориентационная функция в содержании оценочной деятельности учителя становится приоритетной, ведущей.

    При её реализации учитель может использовать алгоритм самооценки,включив в него вопросы и комментарии, позволяющие «продвигать» учеников к достижению тех результатов,

    которые запланированы, а значит, и к достижению успеха:

    – Какое значение имеет для тебя

    то, что ты делаешь? А для всех ребят?

    – Это соответствует условиям (требованиям), о которых мы договаривались?

    – Как ты думаешь, какую пользу это принесёт тебе (твоей семье, классу…)?

    – Тебе это необходимо? Почему? Зачем?

    – Как ты думаешь: твои действия  приведут нас к поставленной цели?

    – Результаты, которые ты получил, тебя порадовали (устраивают)? Ты этого хотел?

    – Сегодня ты всех нас порадовал тем, что…/Ты нам помог разобраться в трудной задаче. Как ты догадался,что она решается именно так?!/Спасибо тебе за то, что…! Нам это было

    очень важно (нужно, значимо, ценно) – и т.п

    .

    Использование критериально_ориентированного подхода при оценке образовательных  результатов способствует реализации функции обратной связи. Обучающиеся оценивают свою

    работу как по заданным учителем  критериям, так и по принятым в ходе совместного обсуждения. Например,при проверке упражнения по русскому языку были разработаны следующие критерии оценки результатов выполнения задания:

    – соответствие заданию (требовалось выписать слова на заданную орфограмму) – 1 балл;

    – количество выписанных слов – 1 балл за каждое слово;

    – каллиграфия письма – 1 балл;

    – аккуратность выполненной работы – 1 балл.

    Количество баллов суммируется, и выставляется общий балл.Групповая работа на уроке также

    может быть оценена по ряду показателей. Это может быть самооценка или оценка эксперта по следующим критериям:

    – умение распределить работу в группе;

    – умение выслушать друг друга;

    – согласованность действий;

    – активность.

    Любой вид оценивания создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать ученика в разряд отстающих,

    нарушить контакт с взрослыми и сверстниками. При оценивании своего эмоционального состояния в конце каждого урока первоклассники закрашивают в дневнике кружок:

    – зелёным цветом – «Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой!»;

    – жёлтым – «Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!»;

    – красным – «Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!».

    Выполнение правил оценивания позволяет заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях предъявления себя, отношений с учителями.

    Таким образом, оценочная деятельность учителя начальных классов, содержание которой образуют ценностно_ориентационная, контрольная, диагностическая функции и функция обратной связи, не только обеспечивает содержательную, достоверную,объективную,дифференцированную информацию о достигнутых школьниками результатах, но и способствует их достижению, активи_

    зации учебной деятельности на основе формирования ценностного отношения к ней

    .

    Литература

    1. Демидова, М.Ю. Оценка достижения пла_

    нируемых результатов в начальной школе :

    Система заданий ; В 2_х ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидо_

    ва, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.] ; под

    ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. :

    Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты вто_

    рого поколения).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС.

    Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС....

    Дифференцированное обучение на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО

    Организация дифференцированного обучения на уроках в начальной школе. Цель: обеспечить усвоение материала всеми учащимися в зоне их ближайшего развития....

    статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

    Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

    Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование  интерактивного учебного оборудо...

    Мастер-класс по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

    Мастер-класс по теме:«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Форми...

    Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС

    Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС...

    Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС

    Современный урок в начальной школе...