Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кузьмина Юлия Александровна

Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Из опыта работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках в начальной школе»

Цель:

создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Задачи:

  - учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  - использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

- повышение уровня мотивации учащихся на всех этапах урока.

 

Объект исследования:

 - личностно – ориентированный урок как создание условий для раскрытия личности ученика

Условия реализации: психолого-педагогические условия обучения, банк диагностических методик.

Срок реализации (2011 – 2015уч.г.)      

Область применения данных исследования:  использовать для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

 Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Продуктивность:

1. Повышение качества знаний учащихся.

2. Успешность учебной деятельности.

3. Формирование ученика как личности.

4. Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.

5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

План работы над исследованием:

  1. Изучение психологических особенностей обучающихся.
  2. Проектирование личностно-ориентированного урока.
  3. Использование образовательных технологий, органично связанных с технологией личностно-ориентированного обучения и способствующих максимальному развитию личности  на личностно-ориентированном уроке.

а) Метод проектов.

б) Здоровьесберегающие технологии.

в) ИКТ-технологии.

  1. Роль УМК «Школа России» в формировании УУД.
  2. Результат.

В системе личностно-ориентированного обучения на первый план выходят психологические особенности учащихся, которые являются главными определяющими в освоении материала. Даже если учебный предмет спроектирован абсолютно грамотно в отношении научного содержания, но не учитывает, например, особенности восприятия учащихся, способы переработки информации и т.д., то эффективность процесса обучения при такой организации будет нулевой.

На первом этапе исследовательской работы  (2011-2012 уч.г. 1 класс) — совместно с психологом школы изучала психологические особенности  учащихся с помощью диагностик, наблюдений, бесед,  анкетирования учащихся и родителей,  рассказов о себе, представление своего «Я», представление имеющегося объёма знаний по определённым темам.                                                                                                

Методика Н. и М.Семаго «Оценка уровня готовности детей к началу школьного обучения» показала:

Цветовой тест М.Люшера «Моё настроение» – исследование психоэмоционального  состояния   в период адаптации:

у 19 учащихся  - отсутствие конфликта,                                                                                    у  6 учащихся состояние тревожности, стресса, переживание страха, огорчения.

Микропрактикум «Мой класс»

Анализ результатов:

Эмоционально неблагополучная позиция ребёнка (1) и игровая позиция (несоответствие учебной позиции) (3) к концу 1 класса значительно снизилась. Напротив, благополучная социально-психологическая позиция ребёнка (2) а так же значимость учителя для испытуемого и отождествление себя с учеником, принимаемым учителем (4) в значительной степени повысилась, что свидетельствует о высоком уровне адаптации первоклассников.

Стартовая педагогическая диагностика
готовности первоклассников к школьному обучению

(06.09.2011г.)

Критерии:

1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).

2. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверка умения пересчитывать клеточки.

3. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

4. Выявление интуитивных топологических представлений, понимание терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».

5. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счёта).

6. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

7. Проверка состояния фонематического слуха, фонематического восприятия.

8. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

ИТОГО: средний балл по классу (2,2 из 3)

Анализ стартовой диагностики

В начале сентября (2011-2012г) в 1-г классе была проведена  стартовая диагностика, которая была направлена для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что  11 человек (2,5-3,0), 44% учащихся имеют высокий уровень, 8 человек, (1,8-2,4) 32%- средний уровень и 6 человек, (1,0-1,7) 24% -низкий уровень. Полученные данные были использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.

        

 Диагностика сформированности компонентов учебной деятельности учащихся 1 класса (18.12.2011г.) показала следующий результат:

По данным диагностического обследования развития личности ученика составляю характеристику класса и заполняю индивидуальные листы развития личности на каждого ребёнка.

                                                         

          На этапе самоопределения к деятельности опиралась на мотивы успешности, внутреннюю мотивацию, побудительную силу, используя разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся создавала атмосферу заинтересованности каждого ученика, стимулировала учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрениям и другим положительно направленным коммуникативным воздействиям.

Целью данного этапа являлось включение младших школьников в познавательную деятельность, создание психологического комфорта в классе, обеспечение значимости интереса каждого ученика,  готовности школьников  участвовать в общении, исключение состояния тревожности, переживания. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью организую мотивирование ученика к учебной деятельности.

Именно на данном этапе было важно правильно организовать урок, разработать план урока в системе личностно-ориентированного обучения. Организация такого учебного занятия предполагает:

  • применение всевозможных педагогических приёмов для актуализации и обогащения опыта ребёнка;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия, толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учащихся к осуществлению продуктивной коллективной и индивидуальной деятельности.

И первой моей задачей было: как интересно начать урок?

Организационный момент в системе личностно-ориентированного урока включает:

  • организацию внимания учащихся;
  • исходная мотивация;
  • актуализация знаний учащихся.

Цель данного этапа:

  • психологический настрой учащихся;
  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

В своей работе я использую следующие приёмы начала урока:

Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Его мы проведём совместно с уроком изобразительного искусства. На уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте их, улыбнитесь им, а теперь друг другу. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Ведь улыбка играет большую и важную роль в жизни людей, поднимает настроение, снимает усталость, может разрешить многие проблемы. И в дополнение к нашим улыбкам «изобразим» солнышко с лучиками, так как солнышко – это хорошая погода, прекрасное настроение и улыбка. (Ребята выходят к доске, становятся в круг и изображают солнышко).

Эмоциональный настрой:

-        Добрый день всем! А день сегодня действительно добрый! Посмотрите в окно: Как  ярко  светит  солнышко!   Оглянитесь  и  посмотрите  на  наших  гостей, поздоровайтесь   с   ними   кивком   головы,  улыбнитесь   им,   как   солнышко улыбается нам. Улыбнитесь друг другу, мне, а я улыбнусь вам. Ведь, как в песенке крошки Енота поётся: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».  А сейчас я раскрою «зонтик настроения» и попрошу вас подойти ко мне. Встаньте вокруг меня под зонтик, возьмитесь за руки, пожмите их и пожелайте мысленно друг другу что-нибудь хорошее.

Приветствие:

- Здравствуйте, дети! Что у вас нового? (Беседа о том, что волнует детей).

Игра «Проблема на ладошке»

Эмоциональная разминка:

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: А знаете, о чём?

Дети: О чём?

Учитель: О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.. Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: Нам будет интересно.

Настрой на урок:

Каким вы хотели бы видеть наш урок? Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок? Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

Введение в тему урока.

  1. Что вы подумали, когда прочитали тему нашего урока?
  2. Подводящий (или побуждающий диалог)

Тема урока спрятана в загадке.

Постановка целей урока.

- Необычный у нас сегодня урок. Будем изучать сразу четыре сказки. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

- Читать.

- Задавать вопросы.

- Подводить итоги…

-  Верно, но разве мы этого не делали раньше? Выделите главную цель урока. Не забудьте, мы будем читать сразу четыре сказки.

- Будим учиться сравнивать, делать выводы и др.

Вторая (основная) часть урока – открытие знания.

Стараюсь следовать словам К.Д.Ушинского, который говорил, что нельзя всё обучение сделать занимательным: «Приучайте же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнить свою обязанность. Вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательные, и если вы до 10 лет будете учить дитя играючи, то уготовите ему страшную муку, когда встретится он потом с серьёзными учебными обязанностями, иногда вовсе не занимательными».

В связи с этим использую на своих уроках разнообразие учебных заданий, учебных действий, проблемные вопросы, необходимость выбора решений, переключение с одного аспекта рассмотрения на другие, установление связей и зависимостей, разрешение коллизий и др.

Главный смысл моей деятельности – создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижений, осознать свои способности, поверить в себя.

Вторую часть урока – открытие знаний – можно разделить на 4 этапа.

Первый этап урока связан с ситуацией успеха и предполагает индивидуальную форму работы, но при этом, выполнив задание, каждый ученик имеет возможность соотнести свой способ решения со способом решения у других детей. Индивидуальная работа – парная – групповая.

Например, анализируя лучшие работы, обращаю внимание детей и на такие, в которых  отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчёркиваю, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, где нам и приходит на помощь диагностика развития личности каждого ученика. Иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Эффективность планируемых ситуаций успеха возрастает при определённом стечении обстоятельств. Для учащихся большое значение имеет спокойная деловая обстановка урока, увлечённость класса работой, отсутствие отвлекающих моментов, хорошее настроение учителя.

Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя, случайного конфликта с соседом. Продолжить работу можно так: организовать на уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущими ситуациями; напомнить о предшествующих  успехах и определить новые задачи в рамках того же предмета.

Банк ситуации успеха.

Неоконченные предложения:

  1. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что…

…меня похвалят родители.

…я хорошо знаю материал.

…учительница будет рада.

…у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.

  1. Если я получаю плохую отметку – это значит, что… и т.д.

На втором и третьем этапах урока при постановке учебной задачи форма работы может быть другой. Например, сначала в парах обсуждается решение задач, затем в рамках групповой работы обсуждаются полученные результаты.

На четвёртом этапе учащиеся переходят к индивидуальной работе, а затем к фронтальной.

Именно в основной части урока раздолье для использования разнообразных видов деятельности.

  1. Создание творческой среды на уроках.
  • ДРАМАТИЗАЦИЯ.

Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, а иногда и специально для этого создается. «Новогодняя быль». С.В.Михалков

Задание: Инсценирование фрагментов произведения

1)        Составление плана

2)        Создание творческих групп

3)        Инсценирование

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЦВЕТЕ

Цвет позволяет анализировать произведение, рассматривая его с позиций разных героев. В 3 классе дети в состоянии фиксировать цветом внутренние качества персонажей. Издревле каждый цвет имел своё символическое значение, отражая чувства, качества личности, отношения людей. Причём одни и те же события ассоциируются у разных людей с разными цветами, так как вызывают разные чувства. Любого героя, событие, явление можно изобразить цветом в зависимости от того, какие качества видит читатель и какие испытывает чувства.

Ценность такого «цветного» подхода в том, что открывается возможность отойти от «чёрно- белых» характеристик, от деления героев и их поступков на отрицательные или положительные, глубже разобраться в мотивах действий.

Обычно используются следующие соответствия качеств и цветов:

красный- мужество, смелость, любовь, радость, веселье;

жёлтый – доброта, сочувствие, соучастие;

зелёный- надежда;

белый -   мечта;

чёрный-   горе, смерть;

серый -    печаль.

Форма выражения мысли учащихся при опоре на цвет ещё не устоялась. Поэтому раскрашивается раздаточный материал с текста, рисуются цветные пятна, выражающие какую – либо характеристику. Бывает, разные позиции действующих лиц получают наглядное выражение в различных цветовых данных.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс» учащимися было рассмотрено с позиции разных героев этого произведения: с позиции Тучки, и с позиции Утёса. Точка зрения учащихся была выражена разными цветами.

Позиция Утёса – была передана с помощью нескольких цветовых гамм: чёрно-серой, жёлто-зелёной, белой. Это говорит об отношения учащихся к данному герою: не смотря на горе и печаль из-за отсутствия свободы, Утёс не теряет надежды, пригревая на своей груди беззаботную Тучку, и верит в мечту, что когда-нибудь будет свободен и он. Позиция же Тучки выражена в бело-розовом цвете, что указывает на её беззаботность, беспечность, а главное свободу выбора.

  • СИНКВЕЙН

Одним из любимых творческих заданий у ребят является сочинение синквейна. Синквейн «частый гость» на уроках литературного чтения в моём классе. Ребята с удовольствием включаются в работу. Мало того, они самостоятельно дома пишут синквейны к изученным произведениям. Часто использую синквейны, написанные детьми, для выборочного чтения.

Задание: О каком отрывке рассказа идёт речь? Найдите его в тексте и прочитайте.

Примеры синквейнов, составленных к уроку во 2-м классе по теме «На горке» Н.Н.Носова.

Котька

Хитрый, обманщик

Смотрел, выскочил, подъехал

Не работал, а кататься пошёл

Хитрец

Ребята

Дружные, трудолюбивые

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно

Молодцы!

Горка

Высокая, не застывшая

Строилась, поливалась, застывала

Хорошая получилась горка!

Скоро кататься!

В стихах обучаю детей видеть секреты. Детям очень нравится игра «Допиши стихотворение» или «Напиши по теме». Даже не умеющий читать ребёнок пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности. Далее, когда дети овладели навыком чтения, они продолжают работу над развитием этих способностей. На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов, на уроках окружающего мира – в роли ученых и исследователей.

  • «ДРУДЛЫ». ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ-ГОЛОВОЛОМКИ

- Что увидели? Опишите.

  1. Проведение урока в форме деловой игры

Деловая игра «Компетентность».

  1. Участники – две команды.

  1. Наниматели – определяющие победителя.

  1. Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы.

Примечание: предыдущего победителя можно определить маленьким учителем.

Предварительная подготовка:

а) учитель знакомит с ходом игры;

б) формирует команды;

в) задает тему.

        Команды придумывают друг для друга по пять вопросов по этой теме (можно придумать две задачи, одно творческое задание и две репродуктивных карты).

        Команды задают друг другу задания, соперники выполняют. Если соперник не справился, то задающая вопрос команда выполняет его сама. Одновременно с этим «наниматели» оценивают по пяти- и десятибалльной системе участников.

        Пока «Наниматели» совещаются, принимают решения – кто принят на работу, учитель делает выводы, т. е. краткий обзор, обращает внимание на ошибки.

        Тема игры известна и дети могут готовиться за неделю или можно её организовать как итоговый урок по какой-то определенной теме на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики начиная с 1-го. Можно создать третью команду, которая может искать ответы в учебниках (эта работа индивидуальная).

Деловая игра «Корректор».

Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет.

- Итак, в редакцию пришло письмо, которое надо откорректировать.

Найдем и исправим ошибки.

  1. Ситуация выбора.

Считаю одной из важных задач на уроке формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи  способствуют памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора.

Памятка:

1.        Внимательно прочти все варианты заданий.

2.        Осмысли каждое задание.

3.        Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения вариантов учебной задачи.

4.        Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.

5.        Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для тебя.

6.        Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.

7.        Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Разноуровневые задания

Разноуровневый подход – одно из условий личностно-ориентированного обучения. Это ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Серьезное внимание уделяю вопросам использования разноуровневых заданий на уроках.

Три уровня усвоения знаний учащимися

Уровни усвоения знаний

Требования к действиям учащихся

Первый уровень.

Воспроизведение и запоминание.

Связано с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности

Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение,  пересказывать и т.д.

Второй уровень

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение  действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы)

Объяснять, составлять по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила ит.д.

Третий уровень

Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески. Предполагает применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи, методологических знаний.

Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию и т.д.

Фрагмент урока русского языка. 2 класс. «Обобщение знаний о шипящих звуках».

Творческое задание. Восстанови деформированный текст.

(разноуровневая работа)

Сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать творчески. Нужно написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

ТЕКСТ 1 (3 уровень)

3 м и а.

Вплыа снге. В лсеу тшинаи. Мдвдееи улиш в чуща и сптя в брлгеое. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы.

ТЕКСТ 2 (2 уровень)

азоК

алиЖ-алыб азок. У ёен олыб ьмес котед. анО алаледс ебес в ещач укшубзи. йыджаК ьнед азок алидоху аз момрок. атялзоК ьсилаватсо амод индо.  

ТЕКСТ 3 (1 уровень)

Живой уголок.

Школьники усрилоти живой логуко. Там жвтиу кролик и блкеа. Рятабе

                      1 2 4  6 7  5 3 8                        4 3 2  1 6 7                   1  3 5 2 4                      1 3 4  2 5   1 4 5 6  3 2    

ухаживают за животными. Кролику дают морковку, а белке – оеирх и грбиы.                                                                                               1  3 5  2 4                                                                                                                                               1 2  4  3  5

Проверка. Зачитать получившиеся тексты тем, кто справился с работой. Какие сочетания встретили в некоторых словах? На какие правила? Оцените себя.

Разноуровневая самостоятельная работа по русскому языку.

1 уровень:

Выпиши слова с сочетаниями ЧА – ЩА, ЧУ- ЩУ.

Животное, пища, щётка, чучело, роща, ищу, пишу, чайка, душистый, чай, чугун, щенок, щука, начало, лещи, жить, угощай,

2        уровень:

Напиши слова, добавляя сочетания ЧА –ЩА, ЧУ –ЩУ.

…вель, встре…, пло…дь, …ка, тре…т, …лок, , пи…, защи…ть, два мя…, и…, сту….

3        уровень:

Восстанови деформированный текст, изменяя, где нужно, слова.

Мы, река, жили, берег, на. У, быть, нас, лодка, новая. Я, на, речка, бегать, часто, рыба, удить. У, стоять, дома, будка. Там, собака, жить, наша, Рябка.

Разноуровневая самостоятельная работа по русскому языку. 4 класс.

  1. уровень.

Весна, совсем весна. По синему небу верениц..й бегут облака. Солнце жарко печ..т. Под горячим луч..м пробудилась жизнь в лесу.

Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст. 2) Вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы.

2        уровень.

Над берёзовой (роща)        стоит неумолкаемый шум от карканья (грачи), от скрипучего свиста (скворцы)        .На пригорках щ..точкой пробивается первая трава, золотым огнём горят  ж..лтые первоцветы.

Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст, определите его стиль.2) Поставьте существительные, данные в скобках, в нужной форме, обозначьте изучаемую орфограмму. 3) Расставьте недостающие буквы, выделите орфограммы графически.

3 уровень.

Торопятся за пыльц..й ранние бабочки и шмели. Деревц.. на полянке покрылось шелковыми листочками.

Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст, определите его стиль и тип речи. 2)  Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы графически. 3) Допишите текст, используя опорные слова (1-2 предложения), обоснуйте выбор орфограммы.

Опорные слова: ручеёк, в лесу, теч,.т, последний, скоро, запахнет, из чащи,  ландыш..м.

- Другие формы заданий с выбором:

  • Тесты
  • Игра «Найди пару»
  • «Домашнее задание на выбор». Из предложенного объёма заданий выбрать любые, например, три.
  • Игра «Разговор по телефону». Дети работают в парах и по очереди проверяют друг у друга, например, знания таблицы умножения 5 и на 5, либо стихотворение наизусть
  • Актуализация субъектного опыта. Выбор способа индивидуальной проверки знаний по  ранее  изученной теме, например:

- объяснить термины, дать описание конкретным терминам;

- коллективные ответы на поставленные вопросы;

- выполнить тестовые задания.

Групповая форма работы (формирование группы):

- Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:

•        Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;

•        Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;

•        Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  1. овладение уровневым подходом дает мне, как учителю, возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
  2. учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения;
  3. применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Такие задания использую систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.

Часто использую работу в парах, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения задачи.

Для этого использую следующие приемы: «Давай придумаем вместе…», «Расскажи, каким способом выполнял задание…», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение…».

При разработке дидактического материала учитываю как объективную сложность предметного содержания заданий, так и различные способы их выполнения. В содержание заданий обязательно ввожу описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий, или путем организации самостоятельных поисков, например, формулировками «Реши разными способами», «Найди рациональный …», «Сравни и оцени два подхода».

Третья часть урока – итоговая.

Особенностью личностно-ориентированного урока является обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности не только каждого учащегося в ходе урока, но и широкое применение самооценки и взаимооценки.

Рефлексия

Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно – ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились. Особое значение уделяю обучению младших школьников рефлексии и хочу отметить, что рефлексию можно включать в разные этапы урока.

Рефлексия:

  • Кто из вас может сказать: «Теперь я знаю, что…»
  • Покажите своё настроение к концу урока.
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Прикрепите «рожицы» на одну из трёх ступенек:
  • доволен(на) своей работой на уроке;
  • работал(а) хорошо, но не в полную силу, мог(ла) бы лучше;
  • слабо работал(а) на уроке.

Рефлексия:

- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

- Что нового вы узнали?

- Предлагаю составить синквейн к сегодняшнему уроку.

УРОК

2 прилагательных

З глагола

Фраза из 4 предложений

Существительное

- А теперь прошу к доске со своими цветами-оценками. Прикрепите их на доску. Посмотрите, какой красивый город из цветов у нас получился! Вам нравится? Вы довольны? А как назывался город в рассказе Н.Носова о маленьких человечках. (Цветочный).

(вывешивается вывеска «Цветочный город»)

- Это ваш Цветочный город, ребята! А вы его маленькие, и такие большие жители!

Рефлексия:

- Что нового, интересного узнали на уроке?

- Что автор хотел сказать и показать своим стихотворением?

- Что вы думаете по этому поводу?        

- Что вам запомнилось и понравилось на уроке больше всего?

- О чём вы можете сказать: «Я теперь знаю, что…?» или «Я затруднялся в…?»

Рефлексия. 

Мы с вами сегодня работали над двумя совершенно разными образами и работали очень хорошо. Я хочу вас сравнить с маленькими птичками, которые трудились целый урок.  Оцените  свою работу.  Работу класса.  Как высоко вы поднялись? Насколько активны вы были, как часто и правильно отвечали? Будьте добры, счастливы, свободны и справедливы. И помните, чем лучше – тем выше.

Спасибо за урок!

Рефлексия на уроке способствует формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учит осмысленно работать.

Неотъемлемым звеном каждого личностно ориентированного урока и организованного на нём акта учебной деятельности являются особые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Реализацию контроля обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора разноуровневых заданий для проверки своих знаний.

(Оценки планируемых результатов я взяла в образовательных стандартах «Школы 2100») Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

 

 Карта самоанализа работы на уроках (ответ: да, нет)

 Как я работал на уроке

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Рус.яз.

Англ.яз.

Матем.

Чтение

Физ-ра

Русс.яз.

Матем.

Физ-ра

Чтение

Технол.

Русс.яз.

Матем.

Чтение

Окр.мир

Музыка

Русс.яз.

Чтение

Окр.мир

ОРКиСЭ

Русс.яз.

Матем.

Англ.яз.

Чтение

ИЗО

Русс.яз

Матем.

1 Слушал внимательно?

2. Активно работал(а)

3 Аккуратно работал(а) в тетради

4 Сумел(а) ли сохранить хорошее настроение до конца урока?

5. Понял тему урока

6. Требуется помощь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе....

Личностно-ориентированное обучение на уроках в начальной школе

выступление на республиканской научно-практической конференции...

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.(Из опыта педагогической работы)

Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.Формы, методы и приёмы организации личностно-ориентированного урока. Богатые возможности те...

статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....

Технология личностно - ориентированного обучения на уроках в начальной школе

В статье обощен опыт применения личностно - ориентированного обучения на уроках в начальной школе....