Технология личностно - ориентированного обучения на уроках в начальной школе
статья

Киргизова Светлана  Александровна

В статье обощен опыт применения личностно - ориентированного обучения на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_-_orient_obuchenie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Технология личностно-ориентированного обучения

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

учитель начальных классов МБОУ ТСОШ№3

Киргизова Светлана Александровна

При обучении по УМК   «Школа России» на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство».

Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности.

Цель применения технологии:

 Развивающий эффект обучения по УМК «Школа России» определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда делается  ориентир не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников.

Цель применения данной технологии заключается в создании творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.

В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения.

Задачи:

  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний;
  • обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
  • содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.

Принципы данной технологии, которыми я руководствуюсь  на уроках

- Подходить к каждому ребенку с "оптимистической гипотезой", т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности.

- Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше.

- Отказаться от сравнения ребенка с другими детьми.

- Постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности на уроке.

-Дать каждому ребенку ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.

На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Я- учитель и мой ученик выступаем как равноправные партнеры, носители разнородного  опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным.

Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности, но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста.

Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

На моих уроках детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники – абстрактные мальчики, которым учащиеся сами дали имена. В моем случае - это Матвей и его иностранный друг Джек. Когда они появляются на страницах учебника, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно - деятельностная направленность обучения.

Еще один способ для создания ситуации успеха на уроке русского языка – письмо с «окошками». Детям предоставляю выбор: знаю – пишу, не уверен – показываю выбор букв в «окошке», не знаю – оставляю «окошко» пустым. Так я учу рассуждать учеников. В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников, соответствующий уровню самооценки собственных возможностей.

На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

Включённые в учебник диалоги между учащимися   я использую для организации парной и групповой мыслительной деятельности. Ребята обсуждают варианты ответов, высказывают различные точки зрения, комментируют способы математических действий, анализируют ошибки. У детей есть возможность сравнивать результаты своего поиска с ответами Миши и Маши.

На уроках математики и русского языка я использую дифференцированные задания репродуктивного, продуктивного и творческого уровня. Причем, предоставляю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Это позволяет мне развивать всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Интеллектуальный потенциал младших школьников очень велик, и решение заданий повышенной трудности вселяет в ученика уверенность в своих силах, помогает реализовать свои интеллектуальные возможности. Дети чувствуют себя в школе комфортно.

Прежде чем использовать разноуровневые задания провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету.

Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно - ориентированного обучения в начальной школе.

Положения, технология личностно ориентированного образования. Специфика проведения личностно ориентированного урока в начальной школе....

2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.

Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: ·         предметные: формировать умение проводить звуковой анал...

Личностно-ориентированное обучение учащихся в начальной школе

В работе описываются способы личностно-ориентированного обучения младших школьников, цель и ведущая задача, раскрывается модель организации личностно-ориентированного урока и его основные особенности....

Фрагмент урока по технологии личностно-ориентированного обучения (групповой метод работы) к теме урока по математике 2 класс « Периметр»

Математика - это один из сложнейших предметов в начальной школе. Связано это с тем, что детям сложно освоить такие понятия как длина. ширина, сумма длин сторон, значение понятия "периметр". ...

Технология личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Материал о применении технологии на уроках  в начальной школе....