Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.
опыты и эксперименты (2 класс)

Гапко Анастасия Александровна

Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сергиев Посад

Выступление на ШМО по теме «Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников»

Подготовила:

учитель начальной школы

Гапко А. А.

2021

В начальных классах работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности, а именно: к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и, соответственно, еще большую роль первых лет обучения в школе в развитии основных качеств личности, поэтому учитель должен особо заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока.

Анализ образовательной практики, в том числе собственного педагогического опыта, показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие младшего школьника. Проблема заключается в непонимании того, все школьные предметы имеют большие, чем принято считать, возможности в интеллектуально-творческом развитии младшего школьника. Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только инновационных, но и многих обычных общеобразовательных школ. Однако исследовательский подход к обучению в подавляющем большинстве случаев рассматривается только по отношению к подросткам и старшим школьникам, а рассуждения о «научной» деятельности учащихся начальных классов иногда вызывают удивление и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследовательской деятельности, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых, экспериментальных, исследовательских заданий. Исследовательские работы обеспечивают влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, более эффективно обеспечивают решение задач воспитания, обучения и развития личности. Поэтому можно утверждать, что привлечение младших школьников к правильно организованной и содержательно насыщенной исследовательской деятельности может в перспективе способствовать разрешению многих проблем современного школьного образования, в том числе – помогать ученикам в выборе будущей сферы профессиональной деятельности. Привлечь школьников к самостоятельной деятельности в процессе обучения можно средствами использования исследовательских моделей обучения. Исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, ученые отмечают, что в своих важнейших процессуальных характеристиках логика исследовательской деятельности школьников соответствует логике научного исследования в принципе. Создание подобных проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной познавательной и конструкторской деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, парной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающее использование совокупности разнообразных методов, интегрирование имеющихся знаний, применение сведений из различных областей науки, техники и технологии, творчества. Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах Е.С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов, которые адаптированы с учетом особенностей возраста младших школьников. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем, дети этого возраста еще не способны проявлять полную самостоятельность, поэтому предлагаемые задания должны быть посильны детям. Опыт подтвердил утверждение педагогов-теоретиков, что в начальной школе эффективно могут быть реализованы следующие типы проектов: ‒ творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста, проявить и развить свои способности; ‒ ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем; ‒ ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие глубокую аналитическую работу с полученной информацией; ‒ практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость; ‒ собственно исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления, исследовательской культуры. Детям под силу самостоятельное выполнение проектов, которые организуются внутри одного класса, на начальном этапе, и могут выходить за рамки класса («параллель» классов, все начальные классы и иногда общешкольные проекты). В связи с тем, что в начальной школе у ребенка только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. Наиболее оптимальными, на наш взгляд, являются краткосрочные проекты, так как дети младшего школьного возраста, увлекшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого и реального результата. Школьники – авторы проектов проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующим школьников, если проблемы выдвигали они сами. Творческая исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание у них качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы значимые ценности для младшего школьника, осваивающего учебную деятельность? Осознать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Вряд ли правомерно говорить о научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, поскольку существуют конкретные критерии отнесения той или иной деятельности человека к занятиям наукой. Научно-исследовательской, как правило, не называют и деятельность учеников средних и старших классов, участвующих в работе различных научных обществ учащихся (НОУ). Исследовательскую деятельность школьников справедливо следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена, главным образом, на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания, исследовательских методов работы. Но такая работа, как и работа научная, предполагает самостоятельное творческое исследование темы, что и позволяет сформировать необходимые для исследователя качества: умение понимать сущность познания, методику научного анализа явлений, осуществлять исследовательскую коллективную и индивидуальную работу. Поэтому можно сказать, что разделение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности (по крайней мере, для лиц, не занимающихся научно-исследовательской деятельностью профессионально) весьма условно, поскольку оба эти вида служат одной цели – формированию психологической и практической готовности к исследовательской работе, в том числе выработке исследовательских умений, развитию творческой активности, самостоятельности и т.п. Основное же различие между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности субъектов этой деятельности при выполнении исследования и в уровне новизны полученного результата. В работе с учениками начальных классов особое внимание необходимо уделять организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов. Эти работы можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А.И. Савенкова, организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.

Это работа стимулирует непрерывное содержательное и методическое самообразование педагога, освоение ими инновационных форм и методов поиска и обработки информации, ее творческого использования и предъявления. Развивается креативность и критичность мышления, рефлексивные умения. Деятельность учителя, организующего исследовательскую работу детей, становится источником передового педагогического опыта. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы школьников можно значительно повысить эффективность процесса обучения в начальной школе, обеспечить не только повышение уровня знаний учащихся, но и способствовать их личностному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Данная работа предназначена для того, чтобы поделиться опытом с педагогами, желающими использовать самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность учащихся в качестве средства развития лич...

Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников

Статья "Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников"...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

Игровая деятельность, как средство воспитания и развития младших школьников

Игра неразрывно связана с развитием речи детей.Игра способствует развитию познавательных интересов.Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.Оказывает влияние на поведение ребенк...