Применение технологии проблемного обучения в работе с младшими школьниками (дополнительное образование). Методическая разработка.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Публикуемый материал  содержит теоретический раздел "Общие положения проблемного обучения", в котором рассмотрены понятия проблема и проблемная ситуация, приводится классификация проблемных ситуаций и методические подходы к их решению, рассмотрены уровни сложности и этапы проблемного обучения, особенности деятельности педагога и учащихся, сформулированы преимущества и недостатки проблемного обучения.

В разделе "Применение  проблемного обучения в работе с младшими школьниками" описан авторский подход к освоению темы "Правила техники безопасности" с использованием приёма "обратный мозговой штурм". В качестве конкретного примера приводится план-конспект занятия "Правила техники безопасности на уроках росписи ткани (в системе дополнительного образования)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrabotka_problemnoe_obuchenie.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Руденко Ю.Л.

jruden@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Общие положения технологии проблемного обучения.

        Истоки проблемного обучения теряются в глубине веков (вопросно-ответный метод Сократа). Как педагогическая технология проблемный подход разработан в прошлом веке.         В основе лежит активное решение какой-либо задачи, проблемы.

        ПРОБЛЕМА — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия средствами имеющихся знания и опыта. В результате возникает проблемная ситуация.

        ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – это психологическое состояние интеллектуального затруднения и эмоционального недоумения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый способ.

         КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ может быть проведена по разным параметрам.

         По содержанию неизвестного «Х», которое создаёт проблему. Это может быть Х-цель, Х-объект деятельности, Х-способ деятельности, Х-условие выполнения деятельности.

          По виду рассогласования информации.

  • Несоответствие между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т. д.)
  • Неопределенность, то есть необходимость выбора оптимального решения проблемы из множества возможных,  на основе имеющихся знаний.
  • Неизвестность, то есть осознание необходимости получения новых знаний для решения проблемы.

ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ    ЕГО  ПРЕИМУЩЕСТВАМИ:

  • Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности. Сам факт возникновения проблемной ситуации, вызывающей интеллектуальное затруднение и эмоциональное недоумение прочно фиксируется в памяти учеников;
  • Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.;
  • Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
  • Таким образом, в ходе проблемного обучения осуществляется метапредметный и системно-деятельностный подход, достигаются личностные результаты (способность к саморазвитию и самообразованию), формируются регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД (универсальные учебные действия).

НЕДОСТАТКИ  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ:

  • Всегда вызывает затруднение у школьников в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.
  • Разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.

        МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  К  РЕШЕНИЮ  ПРОБЛЕМНЫХ  СИТУАЦИЙ:

  • Проблемное изложение
  • Эвристическая беседа
  • Проблемная демонстрация
  • Исследовательская лабораторная работа
  • Эксперимент реальный или мысленный
  • Мозговой штурм
  • Игровая проблемная ситуация

   ЧЕТЫРЕ  УРОВНЯ  СЛОЖНОСТИ  В  ПРБЛЕМНОМ  ОБУЧЕНИИ:

  • Преподаватель сам ставит проблему и сам решает её при активном слушании и обсуждении учащимися (метод проблемного изложения);
  • Преподаватель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений;
  • Учащийся ставит проблему, преподаватель помогает ее решить (исследовательский метод);
  • Учащийся сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

  ПРОЦЕСС  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ  РАЗДЕЛЯЕТСЯ  НА  СЕМЬ  ЭТАПОВ:

1. Формулировка проблемы; 2. Актуализация имеющихся знаний; 3. Выдвижение гипотез; 4. Анализ и обсуждение гипотез; 5. Проверка решения; 6. Анализ хода решения; 7. Обобщение.

  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:

         I Этап – Формулировка проблемы  

Действия педагога:  Постановка наводящих вопросов, помогающих учащимся осознать существо проблемы.

Действия учащихся: Осознание проблемной ситуации, анализ исходных данных, формулирование прблемы.

         II Этап – Актуализация имеющихся знаний

Действия педагога:   Направляющие указания.

Действия учащихся:  Актуализация имеющихся знаний и поиски новой информации.

         III Этап – Выдвижение гипотез

Действия педагога:   Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации

Действия учащихся: Выдвижение гипотез (возможно большое количество вариантов решения проблемы).

         IV Этап – Анализ и обсуждение гипотез

Действия педагога:    Направляющие указания.

Действия учащихся:  Выбор наиболее вероятного решения проблемы.

         V Этап – Проверка решения

Действия педагога:  Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления.

Действия учащихся: Проверка решения, возможна постановка эксперимента. Сопоставление решения с исходными данными.

         VI Этап – Анализ хода решения

Действия педагога:   Анализ действий учеников в ходе решения

Действия учащихся:  Анализ хода решения, анализ ошибок.

         VII Этап – Обобщение

Действия педагога: Включение результатов решения в последующую учебную деятельность, ведь проблема решалась не ради самой проблемы, а целенапрвленно.

Действия учащихся:   Обобщение и переход к новому учебному материалу.

Применение проблемного обучения в работе с младшими школьниками.

          Проблемное обучение в работе с младшими школьниками используется

         сравнительно редко. Обычно она используется при обучении старшеклассников и студентов.

         Для меня эта технология привлекательна тем, что она обеспечивает прочность приобретаемых знаний. Обычно нет необходимости искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.

Однако в отдельных случаях педагог может искусственно создать проблемную ситуацию в целях активизации мышления учащихся.

         Я применяю технологию проблемного обучения в работе с младшими школьниками  для освоения ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. Это трудная, но очень важная и обязательная тема, т.к. педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье учеников.

         Для того, чтобы этот материал не казался детям скучным, я использую технологию развития критического мышления  (ТКРМ), а именно методический приём  МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Этот метод заключается в выдвижении максимально большого количества вариантов решения проблемы и выбор оптимального решения.

         Наиболее удачно работает его модификация – ОБРАТНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Особенность этой модификации состоит в том, что на первом этапе озвучиваются негативные стороны обсуждаемого явления, а на втором этапе предлагаются способы решения проблемы.

         Обсуждение проблем безопасности необходимо при освоении каждого нового вида деятельности. Приведу пример освоения техники безопасности на первом занятии по росписи ткани:

          На первом этапе использования ОБРАТНОГО МОЗГОВОГО ШТУРМА на стол выставляется поднос с инструментами и материалами, которые будут использоваться при исполнении предстоящей работы. Детям предлагается  высказать, какую опасность могут представлять эти предметы при неправильном их использовании, причём рассматривается опасность для своего здоровья, здоровья окружающих, чистоты и целостности одежды и рабочего места, сохранности самих инструментов и материалов. Высказываются самые разнообразные мнения, обычно это бывает очень весело.                   Заключается всё формулировкой правил техники безопасности выполнения предстоящей работы.

          В конце я объясняю детям, что этот способ получения информации  называется «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Сам метод и его название очень нравится детям и они приучаются сами формулировать правила техники безопасности в каждом конкретном случае.

           

План-конспект  занятия «Правила техники безопасности на уроках росписи ткани (в системе дополнительного образования)»

         Цель: Снять противоречие между стремлением  создать что-то своими руками и умением «не навредить» при этом.

         Задачи:

         Воспитательные – Воспитание ответственности, инициативности, аккуратности.

         Развивающие – Развитие внимания, наблюдательности, сотрудничества, активизация мышления.

         Обучающие – Освоение правил техники безопасности, знакомство с методом мозгового штурма для коллективного выявления причинно-следственных связей, ознакомление с приёмами росписи ткани в технике свободной росписи.

         Особенности организации образовательного процесса:

         Метод мозгового штурма, вариант «Обратный мозговой штурм»

         Приемы словесные и наглядные.

         Материально- техническое оснащение занятия

         Набор инструментов и материалов, использующихся для росписи ткани: анилиновые красители в пластмассовых чашечках, вода, ватные тампоны, губки, ткань натянутая на пяльца, бумажные полотенца, а также гигиенические средства (фартуки, нарукавники, текстильные салфетки).

         Планируемые результаты.

         Личностные: учащиеся стремятся к охране здоровья своего и окружающих; стремятся к аккуратности, бережному отношению к оборудованию и материалам.

         Предметные: учащиеся будут знать правила техники безопасности и последовательность действий росписи ткани в технике свободной росписи; будут знать что такое мозговой штурм.

         Метапредметные: учащиеся проявят способность самостоятельно формулировать правила техники безопасности, способность к сотрудничеству и взаимодействию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие и проверка присутствующих

Приветствие и подготовка к занятию.

2. Вводная часть

Сообщение темы занятия: «Роспись ткани»

Актуализация знаний: «С чего всегда начинается новая тема?»

«С определения правил техники безопасности»

3. Основная часть

Вносит поднос с материалами, которые используются для росписи ткани: анилиновые красители в пластмассовых чашечках, вода, ватные тампоны, губки, ткань, натянутая на пяльца, бумажные полотенца, а также гигиенические средства (фартуки, нарукавники, текстильные салфетки).

Рассматривают и называют предметы, отвечают на вопросы какие риски кроются при использовании этих предметов, то есть определяют «опасность» и предлагают как её избежать.

Затем формулируют правила техники безопасности.

Показывает приёмы и последовательность действий росписи ткани.

Ещё раз проговаривают правила техники безопасности.

Физкультминутка.

Упражнения на основные группы мышц.

Подготовка к практической работе.

Надевание фартуков и нарукавников.

Руководство практической работой.

Практическая работа по звеньям.

Звено 5 человек работают красками, остальные в это время рисуют эскизы композиции цветными карандашами.

4. Заключительный этап.

Подведение итогов работы, выявление типичных ошибок росписи ткани.

Определение способов как избежать ошибок.

Выявление нарушений техники безопасности и их последствий.

Повторение правил техники безопасности.

В заключение занятия проговаривается название метода, с помощью которого были сформулированы положения техники безопасности: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Повторение последовательности приёмов мозгового штурма.

Список литературы

              1. Асмолов, А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2012. – 447 с.

2. Воскобойников, А.Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология [Электронный ресурс] : Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2013. – №6. – Режим доступа: https://www.zpu-jornal.ru/e-zpu/2013/6/Voskoboinikov_Systems-Research/

3. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. – М. : НИИ школьн. технологий, 2004. – 128 с.

4. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

5. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие /под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М., АРКТИ, 2006. – (Дополнительное образование).

6. Ковалёв, В.Н. Конфликты, возникающие в педагогическом процессе // В.Н Ковалёв Лекция №10 по учебной дисциплине «Основы конфликтологии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://en.ppt-online.org

7. Лакоценина, Т. П. Современный урок. : научно-практич. пособие / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов н/Д : Учитель, 2007. – 208 с.

8. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с.

9. Педагогические технологии : учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ» : Ростов н/Д : изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с.

10. Психология и педагогика: учебник для вузов /под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Юрайт; Высшее образование, 2010. – 714 с.

11. Проснякова,  Т.Н.  Курс «Древо жизни» по инновационным методикам преподавания технологии и изобразительного искусства в процессе приобщения детей к мировой художественной культуре на дидактическом интернет-сайте «Страна мастеров». https://stranamasterov.ru

12. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. –  №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методические рекомендации по применению технологии проблемного обучения

Рекомендации по применению технологии проблемного обучения...