Методические рекомендации по применению технологии проблемного обучения
методическая разработка

Табитуева Ольга Михайловна

Рекомендации по применению технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_met_rekom.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по применению технологии  проблемного обучения

Я никогда не учу своих учеников.

 Я только даю им условия,

при которых они могут сами учиться.

 Альберт Эйнштейн

Перед учителями начальных классов стоит проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Ведь всесторонне и гармонично развитая  личность  –  это наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Как сделать уроки  интересными,  радостными и творческими  для детей?

Изучив литературу,  я решила на своих уроках  использовать технологию проблемного обучения. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

 Эта обучение  позволяет учащимся  добывать знания через активный поиск.

«Не делай за детей!!!» - вот условие успешности проблемного обучения.

Главные цели проблемного обучения:

  1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска  и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  3. Развитие профессионального проблемного мышления.
  4. Для того,  чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, так как для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, так как  оно требует больших затрат времени.

С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.

  На уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения в начальной школе можно использовать   следующие приемы обучения: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, создание проблемной ситуации и использование наглядности.

Проблемному обучению должны соответствовать определенные формы организации   обучения. Учитель и   учащиеся могут сами выбрать удобную для них форму учебной деятельности:  групповую, индивидуальную,    парную.

 При   групповой форме учебной деятельности:  

1.   Рекомендуется   деление   обучающихся   на   группы.

2. Задания группам должны быть чётко сформулированы.

3.   Рекомендуется   на   каждом   уроке  привлекать   различные   источники, формируя у обучающихся навык работы с ними.

4. Для более продуктивной работы на уроке, работа над проблемным вопросом   должна   быть   пошаговой.   Каждый   последующий   шаг  должен логически вытекать из предыдущего.

5. Каждый шаг предварять актуализацией знаний.  

6. Каждой группе наглядно оформлять выводы по своему заданию.

7. Планировать работу всех членов группы.

8. Активизировать работу группы. Во время выступления одной группы, остальные составляют вопросы по прослушанной теме и записывают их на отдельных листах или делают опорный конспект в тетрадях.

Технология проблемного обучения  позволяет  заменить урок объяснения нового материала – уроком открытия знаний. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понять то, до чего додумался сам.

На уроках изучения нового материала  обязательно прорабатываются  2 звена:

1)  Постановка проблемы.

2) Поиск решения проблемы.

Постановку проблемы и поиск её решения выполняют ученики в специально организованном  диалоге.

При подготовке к урокам  используется:

-  побуждающий диалог

- подводящий диалог

         Побуждающий – состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие способности.

         Подводящий -  представляет собой систему   вопросов и заданий, которая  развивает логическое мышление учеников.

 Комплект  фрагментов уроков:

Фрагмент урока  №1.

Окружающий  мир  4 класс. Тема урока:  «Австралия»

Мы путешествуем по материкам.

Учитель:  « Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь в стихотворении?»

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июне лето

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где – то…

Учитель: Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?

Учащиеся: Здесь все, наоборот: в январе лето, реки без воды.

Мы вместе ищем ответ на вопрос: Что это за материк, где всё наоборот?

И находим ответ: Это Австралия.

Так мы вместе определяем тему урока.

Фрагмент урока № 2.

Русский язык 3 класс.

Цель: изучение правописания безударных гласных в приставках.

Ученики получают задание списать из учебника слова «докатил», «закатил», «подкатил» и т. д., имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке. Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, обозначают части слова и по ходу записи объясняют правописание гласных букв в корне (называют проверочные слова).

Учитель: Ребята, в каких частях слова находятся безударные гласные?

Ученики: В корне и приставке.

Учитель: Какое правило о написании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение?

Ученики: О безударных гласных в корне.

Учитель: А какого правила, мы еще не учили, с каким будем знакомиться сегодня?

Ученики: Наверное, о безударных гласных в приставках (учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой).

 В приведенном примере учитель работал методом диалога.

 Мы встретились с диалогом – подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ребенка к открытию нужной мысли. Для разворачивания подводящего диалога не нужно создавать проблемную ситуацию: как правило, он прекрасно выстраивается «от повторения».

Фрагмент урока № 3.

Математика 2 класс.

На уроках математики можно использовать проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагается задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планируется побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинается с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записывается на доске, этап постановки проблемы завершается.

Например, на уроке математики в 2  классе по теме: «Вычитание вида 57-26»  подводим учащихся к постановке проблемы через задания устного счёта. Включаем выражения на знание вычитания «круглых чисел», с которыми ученики справились без затруднений: 40-20, 60-7, 70-30, 50-9, 57-26 и т. д.

Последним было выражение 57-26, которое вызвало у детей затруднение.

Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё можно начать побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Учитель:  Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Учащиеся: Мы такие ещё не решали.

Учитель:  В чём затруднение?

Учащиеся:  Не умеем  вычитать эти числа.

Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Учащиеся:  Научиться вычитать выражения вида «57-26» .

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.

Возникла ситуация «с затруднением». Далее приступаем к поиску решения.

Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 57-26  и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимается каждая версия.

Фрагмент № 4. 

 Русский  язык  4 класс.

Цель: изучение правописания сложных слов с соединительной гласной.

 На доске написано слово «ледоход». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)

Фрагмент № 5.

При подготовке к олимпиаде по математике 3 класс.

 Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.

Пенал стоит 220 рублей, набор из четырёх цветных авторучек – 85 рублей, один простой карандаш – 7рублей, одна синяя авторучка – 12рублей, набор цветных карандашей 6 цветов – 45 рублей, ластик – 8 рублей, точилка для карандашей – 35рублей, ножницы – 45 рублей, циркуль – 60 рублей, клей-карандаш - 20 рублей, линейка – 20 рублей. Необходимо рассчитать общую стоимость пенала с наполнением.

Доктор  велел бабушке принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время она  примет 4 таблетки?

Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

Участок земли имеет форму прямоугольника, ширина которого 28 м, а длина на 14 м больше. Он обнесён проволокой в 7 рядов. Сколько метров проволоки потребовалось?

Шоколадка состоит из 12 долек. Сколько раз надо разломить шоколадку, чтобы разделить её на дольки?

Компания ребят пошла в лес по грибы. Они принесли из леса 121 гриб, причем во всех корзинках грибов было поровну. Сколько ребят в этой компании?

Фрагмент №  6.

Окружающий мир 4 класс. Тема урока: «План и карта».

Учащимся предлагается изобразить в тетради линейку, ножницы  в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить автомобиль в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Фрагмент №  7.

     Окружающий мир 3 класс.  Тема  «Как образуется почва?».

Учитель: В природе есть чудо – кладовая. Положишь картофелину, возьмёшь ведро картофеля; посадишь зёрнышко – получишь колосок; посадишь росток – вырастит чудо-дерево…

Ребята, что это за чудо – кладовая?

Вы догадались,  о чём пойдёт речь на уроке?

Фрагмент № 8.

Русский язык. 2 класс.

Тема урока: Русский алфавит или азбука.

Прием «Удивление»

Палиндром

Наган, доход, заказ, дед, казак, потоп, колосок.

Дом мод. А собака боса. Город дорог. Искать такси. Я не реву – уверен я. Ты сыт?

Фрагмент № 9.

Математика 3 класс.

Тема урока: Порядок действий в выражениях.

Прием « Предъявление противоречивых фактов»

Учитель: Что записано на доске?

Учащиеся: Математические выражения.

Учитель: Найдите значение выражения.

16:4+8-9=

Учитель: Что вы замечаете? Почему у вас получились разные ответы?

Что вы можете предложить?

Давайте проверим ваши предложения на истинность.

Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением   и пытается выдвинуть свою гипотезу решения.

Фрагмент №10.

Литературное чтение 2 класс.

Тема урока: «Люблю природу русскую. Осень»

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

Проблемный вопрос: Скажите, почему природа открыта не каждому человеку?

При работе над стихотворением А. Плещеева  «Осень наступила», проблемная ситуация была следующей: представьте себе картину, которую автор показывает в своем произведении. Дети выделили слова, передающие настроение: высохли цветы, кусты глядят уныло, травка вянет и желтеет, солнце не блестит. Используя приём сравнения, предлагаю сравнить, как художники передают своё отношение к осенней поре в картинах, подтвердить это строчками из стихотворения.

На уроках литературного чтения можно использовать  следующие ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

На этапе формулирования темы урока, используется  приём «яркое пятно».  «Ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки.

Фрагмент 11

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Придумай не менее пяти имён существительных, каждое из которых начинается четырьмя согласными буквами подряд.

Замени одну букву так, чтобы: а) курица стала хищным животным; б) ёж стал пресмыкающимся; в) осёл стал гордой птицей.

В русском языке есть два слова, которые оканчиваются на зо (имена не считаются). Какие это слова?

Напишите тремя буквами слово ПОДКОВА.

Есть такие темы урока, как «Что такое окружающий мир?», «Кто такие звери?»,  «Как различать звуки и буквы?»  и они  уже содержат в себе проблему. При ответе на поставленный вопрос дети опираются на свои знания и опыт. Задача учителя – помочь детям проанализировать все ответы и сделать вывод. Необходимо сверить свои предположения и вывод с определением учебника.

Создавая проблемную ситуацию в урочной и внеурочной деятельности, нужно руководствоваться следующими правилами:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Проблемными заданиями могут быть:

1) усвоение;

2) формулировка вопроса;

3) практические здания.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Технология проблемного обучения  развивает у младших школьников интеллект и творческие способности, отсюда следует, что данная технология результативна.

Рекомендации учителям  при разработке ими  проблемного урока.

 Рекомендуется продумать следующие моменты:

1. Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.

2. Систематизация учебного материала в соответствии с учебным  предметом, его структурой.

3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.

4. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.

5. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала учащимися и темпов работы группы.

Раньше много говорили про «Учение с увлечением», так вот, проблемное обучение – это и есть учение с увлечением. На таких уроках интересно и ученикам и учителю. Дети на таких занятиях меньше устают, не испытывают напряжения  следовательно проблемное обучение является здоровьесберегающим обучением.

Литература:

  1. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу   Л.1973.
  2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика. 1972.
  4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика. 1980.
  5. Никольская И. Л., Л. И. Тигранова. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: - 1-4 классы./ М. «Экзамен», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий учителем в учебно-воспитательном процессе.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием и...

Методические рекомендации по применению презентации по математике "Стоимость единицы товара". ПНШ. 4 класс

Презентация по математике "Стоимость единицы товара". Данная презентация предназначена для использования на уроке по математике к УМК "Перспективная начальная школа"...

Методические рекомендации по применению наглядных средств обучения в начальной школе

В данной статье разработаны рекомендации к использованию наглядных средств на уроках в начальной школе....

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках

В данном материале даны методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в на...

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения...

Методические рекомендации по применению интерактивных заданий, расположенные на образовательном портале LearningApps.org. для повышения предметных математических результатов по теме «Решение уравнений» в 1 классе

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: на сегодняшний день существуют затруднения у обучающихся 1-го класса в решение уравне...