тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.
учебно-методический материал

Ай-Суу Сергеевна Куулар

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_chaa.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка. Министерство образования и науки Республики Тыва Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ээрбекская средняя общеобразовательная школа имени О. К. Оолака муниципального района « Кызылский кожуун » Республики Тыва Куулар Ай-Суу Сергеевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Уроки рефлексии решают целый ряд образовательных задач : позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Слайд 3

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях , а не в учебном содержании.

Слайд 4

Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ Что я не знаю или не умею? Сам преодолеваю возникшее затруднение

Слайд 5

Деятельностная цель: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ. Содержательная цель: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. (другими словами – повторение и закрепление учебного материала) Цели уроков рефлексии:

Слайд 6

Эталон – знаковая фиксация способа действия (правило, алгоритм, схема , …) Образец – реализация данного способа действия на конкретном примере. Инструменты для самопроверки

Слайд 7

Пример эталона и образца рассуждения Образец рассуждения: Поставить ударение в слове. Выделить корень и подчеркнуть орфограмму в корне одной чертой. Подобрать проверочное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением. Выделить корень. Подчеркнуть двумя чертами ударный гласный в корне. Вставить нужную букву в слово с орфограммой. Алгоритм действий при проверке написания безударной гласной в корне слова: Л.. сной Ставлю ударение в слове: л… сн о й Выделяю корень л е с, подчеркиваю орфограмму одной чертой; Подбираю проверочное слово Л Е С , выделяю корень; Подчеркиваю двумя чертами ударный в корне; Вставляю букву Е в слово лЕсной . Л е сной - л е с

Слайд 8

Эталон для самоконтроля – осуществление способа действия, который соотнесен с эталоном. Эталон для самопроверки Зимы – з и ма Поле – п о ля Стрелы – стр е ла Травы – тр а ва След – сл е ды

Слайд 9

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Структура уроков рефлексии

Слайд 10

Мотивация коррекционной деятельности (1-2 мин.) Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс через диалог. Цель этапа: включение в учебную (коррекционную) деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации цели необходимо : 1 . Условия для «хочу». 2 . Создать условия для «могу ». 3. Зачем мне надо …

Слайд 11

Высказывания философов, учёных Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций Ошибки разум дают. Л.Н. Толстой Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо пословицы Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка учит людей уму-разуму

Слайд 12

С малой удачи начинается успех! начинается, С, успех, удачи, малой

Слайд 13

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Пример : сад , садовник, садовый. свет , светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой) Проблема : корень свет, свеч или све ? Приём “Нестандартный вход в урок”

Слайд 14

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (8–10 мин) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие (сам. раб. № 1) 4. Самопроверка по готовому образцу (без исправления ошибок) и фиксация затруднения.

Слайд 16

Текст с пропусками Заполнить пропуски. Букву безударного гласного в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить орфограмму "Безударные проверяемые гласные в корне", нужно изменить ____ или подобрать такое_______ слово, чтобы гласный звук стал ударным.

Слайд 17

Блиц - опрос

Слайд 18

Таблица фиксации индивидуальных результатов работы № задания Выполнено «+»/ «-» Алгоритм или правило, в котором ошибся Лист самоконтроля

Слайд 19

Лист самоконтроля Фамилия, имя Минутка чистописания Повторение изученного Словарная работа Работа в паре Самостоятельная работа ( + , - ) №1 №2 … Итог урока Я доволен своей работой - + Мне было трудно – V У меня есть еще проблемы в знаниях - ?

Слайд 20

3. Локализация индивидуальных затруднений (6–7 мин) Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий. 1. Указываю номера заданий, вызвавшие затруднения 2. Определяю место затруднения 3. Определяю причину затруднения (эталон)

Слайд 21

Кратко содержание этапа можно представить так: 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? Каким способом решал задачу? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина) Чего мне хватает для правильного решения?

Слайд 22

2 группы 1 группа Учащиеся, которые не выявили затруднений 2 группа Учащиеся, которые выявили затруднения Самопроверка по эталону для самопроверки + ? Решение задач более высокого уровня сложности Самопроверка

Слайд 23

Найди в тексте слова с безударными гласными в корне слова, выпиши, подбери проверочные слова, обозначь орфограмму. Идет Аленушка через поля и леса. Трава ложится ей под ноги ковром. Тихо шелестят над ней деревья.

Слайд 24

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (2 – 3 мин) 1. Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта (целью всегда является устранение возникшего затруднения) 2. Выбор способа и средств коррекции: - алгоритм исправления ошибок; - учебник, эталоны, словари и другая справочная литература . 3. Построение плана действий Цель этапа: построение проекта выхода из затруднений

Слайд 25

Повтор задания Выбери и выполни два похожих задания Оцени себя Определи и повтори правило Исправь ошибку, проговаривая правило Проверь по образцу № Действия, которые нужно предпринять 1 2 3 4 5 6

Слайд 26

5. Реализация построенного проекта (4-5 мин.) Цель этапа: коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания. 1. Исправление ошибок: а) самостоятельное – на основе алгоритма исправления ошибок; б) с помощью эталона для самопроверки. 2. Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки 3. Решение этих заданий

Слайд 27

Повтор задания Определи и повтори правило Исправь ошибку, проговаривая правило Выбери и выполни два похожих задания Проверь по образцу Оцени себя № Действия, которые нужно предпринять 1 4 5 2 6 3

Слайд 28

Лист самоконтроля Фамилия, имя Минутка чистописания Повторение изученного Словарная работа Работа в паре Самостоятельная работа ( + , - ) №1 №2 … Итог урока Я доволен своей работой - + Мне было трудно – V У меня есть еще проблемы в знаниях - ?

Слайд 29

6. Обобщение затруднений во внешней речи (5-6 мин) Цель этапа: закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение, с проговариванием. 1. Обсуждение типовых затруднений 2. Фиксация учебного содержания, в котором были допущены ошибки, во внешней речи и эталонах виды работы: комментированное письмо предупредительные диктанты распределительные диктанты ( Какие слова вы записали в 1-йстолбик ? Почему ? Какие графические обозначения выполнили ? ) творческие диктанты , « доскажи словечко» и др.

Слайд 30

Проговорите правило правописания безударных гласных в корне слова.

Слайд 31

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин) Цель этапа: самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели. 1. Самостоятельная работа № 2 (аналогичная С.р. № 1) ( выбираются только те задания, в которых были допущены ошибки) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Фиксация результата 4. Ситуация успеха

Слайд 32

Самостоятельная работа № 2 Ств(а,о)лы, св(и,е)ча, м(о,а)сты, р(и,е)ка, к(а,о)вер Эталон для самопроверки №2 ствол – ств о лы свечи – св е ча мост – м о сты реки – р е ка коврик – к о вер

Слайд 33

8. Включение в систему знаний и повторение (7– 8 мин) Цель этапа: применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 1. Задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач более высокого уровня сложности 2. Задания на повторение 3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Слайд 34

«Лови ошибку»

Слайд 35

Приём “Жокей и лошадь”. Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А . Каменский . Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Пример: тема «Безударные гласные в корне слова»( у одной группы карточки со словами с пропущенными безударными гласными в корне, у другой – гласные буквы)

Слайд 36

Групповая работа в Яндекс.Учебнике https://education.yandex.ru/lab/classes/196635/library/russian/tab/timeline/lesson/31109451

Слайд 37

9. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин) Для реализации цели необходимо : повторить алгоритм исправления ошибок фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности наметить цели на следующую деятельность оценить деятельность на уроке определить задания для работы дома Цель этапа: самооценка результатов

Слайд 38

Таблица самооценки результатов деятельности на уроке

Слайд 39

Техника «рефлексивная мишень».

Слайд 40

Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог »

Слайд 41

Синквейн Поезд Пассажирский , скорый Укачивает, успокаивает, баюкает Поезд мчит нас навстречу открытиям и приключениям. Встреча

Слайд 42

Средства для построения конспекта урока рефлексии 1. Цели урока рефлексии . 2. Знания об инструментах самопроверки . 3. Структура урока рефлексии и требования. 4. Шаги алгоритма.

Слайд 43

Задание 1 Назовите номера, которые соответствуют целям урока рефлексии. Цели уроков: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ . Деятельностная цель: 2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ 3. РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ; Содержательная цель: 4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д .

Слайд 44

Задание 2 Назовите номера, соответствующие двум основным этапам урока рефлексии. 4 3 1 2 1 Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ

Слайд 45

А) Образец Б ) Подробный образец В ) Эталон Описание ХОДА выполнения задания Обобщенное описание выполнения задания (правило, алгоритм, схема, …) Результат выполнения задания № 1 № 3 № 2 Задание 3 : Установите соответствие между понятием и его определением .

Слайд 46

№ этапа Этапы урока Цель этапа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Структура урока рефлексии

Слайд 47

Структура урока рефлексии № этапа Этапы урока Цель этапа 1. Мотивация коррекционной деятельности Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок 3. Локализация индивидуальных затруднений Выявление места и причины затруднений и уточнение в этой связи индивидуальной цели урока 4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений Построение проекта выхода из затруднений 5. Реализация построенного проекта Коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания

Слайд 48

Структура урока рефлексии № этапа Этапы урока Цель этапа 6. Обобщение затруднений во внешней речи Закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение, с проговариванием. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели 8. Включение в систему знаний и повторение Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 9. Рефлексия деятельности Самооценка результатов

Слайд 49

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… Высказывания по кругу

Слайд 50

я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… Высказывания по кругу

Слайд 51

Творческих успехов и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.

Тема самообразования: Формирование УУД  в рамках реализации ФГОС....

Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы VIII вида".

Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной(коррекционной) школы VIII вида."...

Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО.

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи: ·...

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

              Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...

Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...

Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...