«Повышение учебной мотивации у младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматриваются способы и пути формирования положительной мотивации у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ:

«Повышение учебной мотивации у младших школьников»

В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Осмысление ресурсов педагогами является одним из условий достижения нового качества образования, обеспечивающего устойчивое развитие общества.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание учиться? Что же такое мотивация? Как мотивировать познавательную активность?

        С точки зрения педагогики термин «мотивация» – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. 

Что касается мотивации, как этапа современного урока, то это – начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.

Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность т.е. («хочу»); 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности т.е. («надо»); 

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Какие же существуют мотивационные ресурсы урока?

        ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Цель урока – это то, к чему стремятся и что нужно осуществить. Цель должна быть диагностируемой (имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель), конкретной и понятной, описывающей желаемый результат.

Эффективные мотивирующие приёмы целеполагания:

  1. Прием «Проблемная ситуация»  
  2. Тема-вопрос  
  3. Работа над понятием  
  4. Группировка  
  5. Домысливание
  6. Приём усиления  
  7. Сенсорный приём  
  8. Приём персонализации  
  9. Приём головоломки

        ВЫБОР ФОРМЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Эффективные мотивирующие формы нестандартных учебных занятий:

  1. Урок-игра
  2. Урок-дискуссия
  3. Урок-семинар
  4. Урок-зачет
  5. Урок-театрализованное представление
  6. Урок-телепередача
  7. Урок-экскурсия
  8. Урок-аукцион

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА - материальная основа урока, состоящая из фактов, положений, подлежащих усвоению, задач и способов их решения. Отбор содержания основывается на логико-дидактическом анализе учебной темы.

Действия учителя при отборе учебного материала, позволяющие усилить его мотивирующий потенциал:

•Изучить материалы учебника, относящиеся к теме урока: выделить все символы, обозначения, термины и понятия, факты, математические предложения, доказательства, алгоритмы и правила их применения, выяснить их происхождение, правильную запись и чтение.

•Выделить задания, относящиеся к теме урока, распределить их по блокам родственных задач, определить, какие из них направлены на введение, усвоение, применение изучаемого материала.

•Подобрать различные системы дополнительных заданий: задания повышенной сложности и задания для слабоуспевающих.

•Проверить возможности подобранных материалов для реализации поставленных целей урока, обратить особое внимание на усиление его развивающего и воспитывающего влияния, на возможность целенаправленного формирования самоконтроля учащихся.

•Проверить насыщенность учебного материала примерами и сведениями из повседневной жизни, обратить внимание на углубление практической и эстетической направленности материала.

•Дифференцировать содержание, в случае необходимости подобрать групповые и индивидуальные задания, направленные на вовлечение учащихся в посильную деятельность.

•Распределить весь отобранный материал для работы в классе и дома с учетом возможного резерва времени на уроке. Но обеспечивая отсутствие перегрузок.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ

Методы и формы организации деятельности учащихся, способствующие развитию мотивации: игры и конкурсы, решение нестандартных задач на смекалку и логику, игровые формы, интеграция обучения, творческие работы учащихся по предметам. «Яркое пятно», «Удивляй», «Отсроченная отгадка» (В начале урока задаётся загадка (какой то удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом.) Методы : словесные, наглядные и практические методы,  репродуктивные и поисковые методы.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ РЕФЛЕКСИИ. Рефлексия – это размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе, по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года. Выбор приёмов рефлексии зависит от цели урока, содержания и трудностей учебного материала, способов и методов обучения, возрастных и психологических особенностей.

Приемы рефлексии:

  1. «Три лица»
  2. «Плюс-минус-интересно»
  3. «Смайлики»
  4. «Градусник»
  5. «Солнышко»
  6. «Ступени»
  7. «Незаконченное предложение» (ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске).
  8. Мои ответы и др.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.

Учителя, с момента появления ребенка в школе, нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

(Функции домашнего задания. Концентрация внимания на основополагающих знаниях и умениях; Применимость знаний и умений; Овладение основными УУД; Структурирование приобретенной информации.

Содержание домашнего задания зависит от: цели обучения; уровня развития обучающихся; уровня обученности на данном уроке.).

        Мотивирующие типы домашних заданий:

•Приведение примеров из жизни для иллюстрации теоретических положений;

•Предложение проблемных заданий;

•Работа с интернет-ресурсами и использованием КТП;

•Экспериментальные задания;

•Творческие задания (кроссворд, сочинение, коллаж, презентация).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ХОДА УРОКА.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования

положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. (Именно так я и стараюсь проводить свои уроки.) И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

        Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

Данные рекомендации предоставлены родителям младших школьников, у которых снижена школьная мотивация....

Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности

Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...

Рекомендации учителю по повышению учебной мотивации у младших школьников

Мотивация – это то побуждение, которое заставляет вчерашнего малыша устремиться в неизведанную взрослую школьную жизнь. Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний...

Рекомендации по повышению учебной мотивации у младших школьников

Рекомендации для родителей младших школьников....

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

В статье представлены рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников...

Мультипликация как средство повышения познавательной мотивации у младших школьников

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...

Повышение учебной мотивации у младших школьников на уроках математики

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность, развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенств...