Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности
методическая разработка
Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование учебной мотивации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности
Ни для кого не секрет, что одной из самых важных задач, которую предстоит решить педагогам совместно с родителями при поступлении ребенка в первый класс – это формирование его учебной мотивации. То есть, помочь ребенку начать учиться , получая от этого удовольствие и удовлетворение. И так же, ни для кого не секрет, что очень часто на практике это маловыполнимо….Хотя на самом деле, это не так. И чтобы решить эту, безусловно трудную задачу, надо прежде всего принять за точку отсчета одну аксиому: только совместная работа педагогов и родителей может дать позитивный продуктивный результат. С распределением зон ответственности , с настроем только на паритетные партнерские взаимоотношения. Формальный тип взаимоотношений в рамках”заказчик услуг”и “исполнитель” – путь тупиковый. Почему так? Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, в том числе в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и ее структуры на успешность учебной деятельности. Принимая все это во внимание , необходимость совместной деятельности становится очевидной.
И дабы, не быть голословными, обратимся к истории и психологии, которые укажут на интересные работы ученых, уделивших вопросу изучения мотивации немало времени и сил. Ведь данный вопрос лежит в непосредственной не столько в философской, сколько в научной. И опираться, в таком случае, логичнее на науку.
Вспомним классический закон Йеркса—Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, который установил зависимость эффективности деятельности от силы мотивации.
Следует обратить внимание, что сей закон был выведен при изучении ….спортсменов – стрелков. И мотивировали их не чем – нибудь, а деньгами. Когда успешные выстрелы(то есть, попадания в мишень) вознаграждались не очень большой суммой, продуктивной успешной стрельбы замечено не было. Когда же вознаграждение возросло в несколько раз, стрелки (кто бы мог подумать) стали попадать в цель гораздо чаще. Разумеется, честно заработанные деньги им разрешали оставить себе. Когда же вознаграждение за успешный выстрел возросло до космических размеров, произошло самое удивительное: хорошо стрелять они стали намного хуже. Нет, конечно не настолько, как в случаях, когда за выстрелы платили символическую сумму….Но все же…Факт остается фактом.
Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. Итак, мотив может обладать:
1. Количественными характеристиками (по принципу «сильный—слабый»).
2. Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности.
Если для личности ( а маленький ребенок – это личность, и забывать об этом не стоит) деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, зарплаты и т. д., то речь идет о внешних мотивах.
Теперь переведем это с теоретического на простой язык.
Несомненно, для пушкинского, к примеру, Сальери толчком к писанию музыки была именно внешняя мотивация: желание славы, известности, почета. А вот Моцарт, совершенно очевидно, писал музыку ради самой музыки, не задумываясь о приносимом ею доходе или славе. Качественная характеристика мотивов чрезвычайно важна. Например, на познавательную мотивацию рассмотренный выше закон Йеркса—Додсона не распространяется. Представим себе человека, который страстно хочет учиться: чем больше он узнает, тем сильнее становится жажда знаний. Такой предстает в своих мемуарах «На берегах Невы» поэтесса Ирина Одоевцева, одна из самых преданных учениц Николая Гумилева. Она приходит в его поэтическое объединение «Звучащая раковина» совсем юной девочкой, не имевшей представления о стихосложении. Но с течением времени Одоевцева испытывает все более глубокий интерес к тому, как научиться владеть всеми формами и размерами стиха — и окрыливший ее успех в литературном мире не уменьшает жажду знаний. В голодном и холодном послереволюционном Петрограде она, невзирая ни на что, посещает все занятия Гумилева, да еще и успевает слушать множество других лекций, которые тогда читали видные ученые в разных концах города. Обычно продуктивную творческую активность личности в учебном процессе исследователи связывают именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха (А. М. Матюшкин). Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
. Конечно же, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Надо сказать, что во многих случаях вообще не имеет смысла различать мотивы по критерию “внутренние—внешние”. Гораздо более плодотворным нам представляется подход, основанный на выделении мотивов: а) позитивных по своей сути; б) негативных. На протяжении многих лет исследователи, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значения этого фактора нельзя недооценивать. Но некоторые экспериментальные исследования заставляют по-новому взглянуть на проблему соотношения мотивационного и интеллектуального факторов. Так, в ходе одного из исследований (А. А. Реан) были получены любопытные результаты. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов — будущих педагогов и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Этот удивительный факт получил подтверждение и в другом исследовании (В. А. Якунин, Н. И. Мешков). Выявилась еще одна существенная закономерность: оказалось, что “сильные” и “слабые” студенты все-таки отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается слабых студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т. п. Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Однако в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным не был студент или школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется — в соответствии с известной поговоркой “Под лежачий камень вода не течет”. Например, эксперименты при изучении технического творчества учащихся (А.А. Мотков) показали, что высокая положительная мотивация к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Те, кто заинтересован в учебе, создают более оригинальные модели, чем их соученики с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности. Как мы видим, от силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. Осознав то, какое решающее определяющее значение мотивация имеет для учебной деятельности, исследователи сформулировали принцип мотивационного обеспечения учебного процесса. А многие специалисты считают, что целенаправленное формирование у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности необходимо. Однако, по мнению А. К. Марковой, управлять формированием мотивов учебной деятельности еще труднее, чем формировать действия и операции. Поэтому, прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания.
Напрашивается вопрос: а какой отношение ко всему этому имеют маленькие первоклассники? Да и вообще, ученики младшей школы?
На самом деле – прямое. Старшие школьники и студенты не появляются по взмаху волшебной палочки. Стадию младших школьников им пройти все равно пришлось. И чем раньше родители вместе с педагогами озадачатся вопросом учебной мотивации, тем лучше будет для всех. И для ребенка в первую очередь. Да, дети данного возраста не умеют думать “на перспективу”.Это удел подростков. Им бесполезно объяснять, что нужно хорошо учиться чтобы поступить в институт, комфортно “ устроиться в жизни” и т.д. Работой дворника, кстати, пугать тоже не стоит. Да, большинство детей в этом возрасте ориентировано на внешнюю мотивацию. И это нормально. И превратить ее во внутреннюю – задача взрослых. Это тоже нормально. И родители, и педагоги должны помочь ребенку найти свои сильные стороны в плане способностей, а потом помогать их развивать. Педагог не сможет этого сделать в одиночку. Родитель тоже. И родители, и педагоги должны помочь ребенку не тратить свой ресурс (который небезграничен) без особой надобности только для того, чтобы тешить свои, родительские или педагогические амбиции. И те, и другие обязаны забыть про существование игры (по своей сути – транзактной) в “хорошего” и “злого” полицейского, который должен “мотивировать” из вне. Помнить, что неадекватные поощрения, так же как и неадекватные наказания(во всех смыслах) дают строго отрицательный результат. И что нельзя требовать от ребенка в конкретный промежуток времени того, к чему он просто не готов. И что все поставленные перед ребенком задачи, должны быть реальными, а не зависит от тех же амбиций взрослых. Мотивируя ребенка, подумайте о том, какой мотиватор - стимул будет для него адекватным. Очень хорошим подспорьем может послужить “жетонная система” , разработанная в рамках когнитивно – поведенческой терапии. И которая на фоне тотального увлечения гуманистической психологией, незаслуженно забывается. И помните, что через чур обильное задаривание подарками и исполнение всех желаний, очень быстро даст эффект пресыщения. Точно так же, как и формальная похвала. Закон Йеркса – Додсона….А чтобы не требовать с ребенка лишнего и не пытаться развивать то, что с точки зрения физиологии и психологии, развивать еще не стоит (ибо время не пришло), вспоминаем другой закон, который вывел выдающийся русский психолог Л.С.Выготский –закон о зоне актуального и зоне ближайшего развития. Формирование учебной мотивации требует от участников процесса глубоко понимания. Без попыток понимания, увы, все остается просто красиво написанным на бумаге.
Список дитературы
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Бордовская Н.В. , Реан А,А. Педагогика. Учебник для ВУЗов, 1999г.
Солодилова О.П. Шпаргалка по возрастной психологии учебное пособие М;ТК Велби 2006г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации у младших школьников.
Три основные направления по формированию учебной мотивации...
Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения
Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...
«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»
Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...
Формирование учебной мотивации у младших школьников с ЗПР средствами арттерапии
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты применения артехнологий,как одного из методов фомирования учебной мотивации учащихся. Рассмотрены наиболее основные техники применяемые в ...
"Формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития"
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...
Статья "Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников"
В статье проанализировано понятие «учебная мотивация», обоснована необходимость её формирования в образовательном процессе начальной школы....
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...