«Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности в начальных классах с использованием коллективных форм работы»
статья

Владимирова Елена Борисовна

Коммуникативно грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности в начальных классах с использованием коллективных форм работы»

Понятие «коммуникативная грамотность» является составляющей частью понятия «функциональная грамотность». Основу коммуникативной грамотности составляет умение ставить цели и задачи, планировать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, общаться, находить общий язык, действовать в конфликтной ситуации.

Коммуникативно грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать. Для решения жизненных задач человек должен научиться применять все приобретенные им знания во всех сферах жизни. Особенную роль играют умения в общении и в выстраивании отношений с окружающими его людьми.

В первую очередь, мне хотелось бы рассказать об особенностях организации коллективных форм работы в начальных классах. К ним относятся: парная и групповая формы работы.

Целью парной работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

Работу в парах необходимо вводить с первого класса. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.

        Следующий этап:

1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренажер предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала. Скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

 - Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.

- Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – Что? Почему? Для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

        Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Пары должны меняться, чтобы дети общались с разными одноклассниками. Но при этом и важно учитывать психологические особенности ребенка. Не стоит сажать детей, которые постоянно конфликтуют друг с другом в одну пару. Это может привести к полному отказу от работы в паре, а также к конфликтам на уроке. Но и менять партнеров в парах учителю следует осторожно, избегая фраз «С тобой никто не хочет заниматься!», «Ты всем мешаешь!». Решить, как сформировать пары поможет наблюдение и метод проб и ошибок. Не стоит бояться пересадить детей, попробовать разные варианты пар. 

        После того как дети научились работать в паре можно перейти к групповой форме работы. Учитель перед выполнением работы в группе объясняет школьникам суть групповой работы. Знакомит с правилами работы в группах, отвечает на вопросы детей. Предупреждает, что все члены группы получают в конце урока одинаковые оценки. Затем класс делится на группы. В первое время дети работают в группах по 4-5 учеников, сидящих за рядом стоящими партами, так как замечено, что с возрастанием численности группы её продуктивность снижается. Состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Но состав меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп, то есть лидер малой группы и сам их состав могут быть разными и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

        Каждая группа должна раскрыть один вопрос или тему, который им близок или нравится. В спорных случаях можно провести жеребьевку или обратиться к помощи наблюдателя на данном уроке. Каждый член группы обязан высказаться на заданную тему, затем руководитель или лидер группы принимает решение, кто за кем и о чем будет выступать, контролирует, чтобы ответ получился складный, интересный, познавательный. Когда группы готовы, они выступают перед всем классом. Иногда можно заранее оговорить, что работает вся группа, а выступает только один ученик, кого рекомендует группа. Доверие группы помогает преодолеть трудности публичного выступления. Учитель во время самостоятельной работы группы контролирует, удалось ли группе найти самый рациональный путь решения, не возникли ли проблемы. В случае затруднения педагог включается в работу группы. Если задание объемное, то работу в группах можно продолжить и на следующих уроках. Если одна или две группы не успели выступить на одном занятии, они могут выступить на следующем уроке. Предпочтительно дать такие задания, чтобы за один урок успели выступить все пары или группы. Особенно в 1-2 классах.

        Слушатели благодарят выступление каждой группы аплодисментами, могут высказывать свое мнение, о том, что понравилось, а что нет, или предложить свой вариант ответа. Это очень важно для выступающих. Поддержка и оценка одноклассников многое для них значит.

         О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого в сотрудничество, вступать с ним во взаимодействие. Для формирования данного вида сотрудничества следует воспитывать критичность мышления ребенка; тренировать в обнаружении границы собственных знаний; формировать умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

        Полезно предлагать задания, которые позволяют определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или невозможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад. Так, например, на уроке нового знания по теме «Правописание существительных женского рода с шипящими согласными» учитель предлагает прокомментировать написание пропущенных букв в словах с опорой на изученные правила. В процессе работы у детей возникает проблемная ситуация: как объяснить написание незнакомых слов? Как поступят дети, что будет лежать в основе их деятельности, заметят ли, что имеющиеся знания недостаточны для выполнения задания, обратятся ли к учителю с дополнительными вопросами для выяснения сомнений– вот предмет наблюдения для учителя. Такие задания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя, ситуации открытого незнания, в которых дети точно знают, что они этого не знают, необходимы, так как коренным образом изменяют традиционно вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми. Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

        Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения многообразны. Опираясь на сотрудничество и согласие, на личное равенство педагога и воспитанника, сосредотачиваясь на потребностях ребенка, стремясь к творчеству, личностному и профессиональному росту, педагог сможет вовлечь детей в содержание обучения и сделать формирование коммуникативной грамотности результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коллективных форм работы учащихся при реализации программы "Разговор о правильном питании"

Младший школьный возраст - очень ответственный период жизни каждого человека. Это время, когда происходит сложная перестройка организма, обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного моз...

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальных классах.

Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как воз...

Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности в начальной школе

В работе предложены методические приёмы формирования коммуникативной грамотности в начальной школе...

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Данный материал расскрывает суть приёмов, способствующих  формированию функциональной грамотности у младших школьников. Считаю эту тему актуальной и современной. Рекомендую для использования в ра...

Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

Доклад на МО  учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...

Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."

Функционально грамотная личность - это личность , свободно  ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...