Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности в начальной школе
статья

В работе предложены методические приёмы формирования коммуникативной грамотности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности  в начальной школе»

Основу коммуникативной грамотности составляет умение ставить цели и задачи, планировать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, общаться, находить общий язык, действовать в конфликтной ситуации.

Коммуникативно грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Методы обучения, используемые в методике становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника  : проблемные и эвристические беседы, создание ситуаций познавательного спора, метод работы в парах, в малых группах, метод сотрудничества, метод дидактических игр, проектно-исследовательский метод и другие.

Задания в начальных классах в основным рассчитаны на работу в паре или в группах. Именно эти методы являются наиболее продуктивными и эффективными для активного развития коммуникативной активности и грамотности младшего школьника. Они направлены на развитие умений детей вместе творить, думать, согласовывать совместные действия, принимать общие решения. Замечено, что некоторым детям трудно выступить перед всем классом. Сначала их необходимо научить работать в паре, в малой группе. В последствии они не будут испытывать дискомфорта, выступая и перед классом, перед большим коллективом.

Упражнения на основе составления коллективного рассказа выполняются в парах или в группах. Эти упражнения целесообразно выполнять на уроках развития речи перед написанием сочинения или изложения с творческим заданием.

Очень важно развивать коммуникативные универсальные учебные действия и на основе содержательной стороны предмета "Русский язык". На уроках закрепления и повторения изученной темы полезны упражнения на основе предложенного алгоритма.

Очень полезны для учащихся игровые упражнения. Их можно использовать на уроках релаксации или повторения. Выполняются они и как индивидуально, так и в парах, и в группах, и фронтально.

Формированию культуры речи школьников внимание уделяется в течение всего времени обучения в школе. Упражнения на основе речевых ситуаций помогут детям не растеряться, выступить в разных жизненных ситуациях.

Упражнения на основе синквейна можно начинать давать уже с 1 класса. Для этого, нужно объяснить правила составления синквейна, опираясь на их знания о словах, которые отвечают на разные вопросы.

Работа с текстом имеет особое значение для формирования коммуникативных умений. Пересказ, составление плана, выделение основной темы, придумывание заглавия, продолжение данного рассказа и другие задания развивают речь и мышление детей.

Упражнения на развитие творчества наряду с коммуникативными развивают и творческие способности детей. Учат их быть внимательными к слову, к тексту.

Метод игры. (для работы в группах)

1)При изучении букв и звуков в 1 классе каждая из групп придумывает как можно больше слов на изученную букву. Остальные дополняют. Нужно составить с понравившимися словами предложения.

2)На карточках с картинками в паре, в группе нужно найти слова начинающиеся на данную букву, звук.

3)Игра «Какое слово лишнее». Нужно выбрать лишнее слово и доказать, почему в каждой группе лишнее слово. Данное упражнение можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Я очень часто применяю данное упражнение на внеурочной деятельности «Умники и умницы».

 ● роза, ирис, тюльпан, нарциссы;

● корова, собака, лошадь, овца;

● лук, свёкла, морковь, огурец;

● яблоко, гранат, груша, виноград;

● вишня, слива, абрикос, черешня;

● береза, липа, дуб, осина.

4)Какая группа за указанное время придумает больше слов с сочетанем  -чк-, -чн-, -чт-, -жи-, -ши-, -ча-, -ща-.  

5) Среди словарных слов найди те слова, которые начинаются с указанной буквы. Подберите к ним как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? Понравившиеся  словосочетания запиши в тетрадях.

6) К данным словам подберите 10 слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и запишите в первый столбик, а во второй столбик запишите те слова, которые никак не могут сочетаться с этими словами.

Упражнения на основе воображения:

При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие задания:

1)Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (теплый, нежный, мягкий, серебряный, васильковый, звонкий).

2)Какой голос у папы, бабушки?

3)Какой запах у счастья?

Образное воображение развивает игра «Укрась 4 слова».

а) За одну минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

б) За одну минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные. Прекрасные, хорошие объекты.

в) Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.

4)Подбери как можно больше слов для описания листьев.

5)«Давайте говорить друг другу комплименты».

6)Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Словарные слова.

1)Игра «Изобретатель» (комбинирование несовместимых объектов, используя слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова).

Детские изобретения. Пальто с пуговицами-прожекторами, чтобы видеть в темноте. Пальто с зонтиком. Портфель-холодильник. Портфель-телевизор. Тетрадь-телефон. Карандаш-точилка. Сапоги-грелка для холодной погоды.

2)Открой словарь, загадай профессию. Назови несколько слов, связанных с ней.

Дорога, пассажир – водитель.

Пшеница, комбайн, урожай – хлебороб.

Ракета, планета, космос – космонавт.

Килограмм, грамм, магазин – продавец.

Морковь, огурцы, помидоры – овощевод.

Тема «Глагол».

1)Вы любите фантазировать? Что с вами будет через 20 лет? Напишите сочинение «Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени.

2)Игра «Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени».

Смотрел, не слушал, отвлекался – ученик.

Пел, читал, танцевал – артист.

Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО, внеурочной деятельности.

Примеры  синквейнов  на  уроках  литературного чтения: характеристика

героя, сказочный герой» и т.д.;         

По рассказу М. Зощенко « Не надо врать» 3 класс

Синквейн

1.Минька.

2. Маленький, робкий.

3.Не выучил, соврал, признался.

4.Дал себе слово всегда говорить правду.

5.Гимназист.

Русская народная сказка «Иван -царевич и Серый волк» 3 класс.

Синквейн

1.Иван-царевич.

2.Смелый, ответственный.

3.Поехал, встретил, добыл.

4.Доблестно выдержал все испытания.

5.Сказочный герой.

На уроках  русского языка: составление  синквейна  при  изучении  словарных слов:

1.Товарищ.

2.Добрый, верный.

3.Дружит, выручает, помогает.

4.Он в беде не бросит.

5.Друг.

На уроках математики.  При изучении математических терминов: задача, единицы массы, единицы времени.

Составление синквейнов на уроках окружающего мира: при изучении разных тем: животные, растения, птицы, насекомые, транспорт, книга- источник знаний, воздух, вода, почва, лес, луг и т.д.

Название: приём “да, нет”. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “планета земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета юпитер.

На занятиях математикой освоение коммуникативной грамотности подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие. Как пример,  это при изучении  в 3 классе темы « Решение задач». Класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает своё задание, где указан алгоритм решения задачи, заданной одним и тем же условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. После этого организуется этап обсуждения использованных способов решения задачи, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод. У ребят формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого. Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.

   Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

 Итогом работы по формированию коммуникативной грамотности стало накопление дидактического материала, повышение техники чтения учащихся, обогащение словарного запаса. Речь детей стала более связной, содержание творческих работ - более полным и выразительным, отношения в классе стали теплее и доброжелательнее. Главный вывод: формирование коммуникативной компетенции должно стать важнейшей задачей педагога, т.к. позволяет научить школьника думать, мыслить, общаться, а также  проявлять творческие, художественные силы и дать им надлежащий выход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

«Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности в начальных классах с использованием коллективных форм работы»

Коммуникативно грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования ...

"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе

Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Данный материал расскрывает суть приёмов, способствующих  формированию функциональной грамотности у младших школьников. Считаю эту тему актуальной и современной. Рекомендую для использования в ра...

Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."

Функционально грамотная личность - это личность , свободно  ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...