Мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

Мастер-класс  «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления» - это мастер класс в котором на примерах разбирается материал Гексального обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления»

 

Начать свое выступление я хотела бы с эпиграфа

Природа так обо всем позаботилась,

  Что повсюду ты находишь, чему учиться 
  Леонардо да Винчи –

- Что вы видите на экране?(пчелиные соты)

-Какую форму они имеют?

-Знаете, почему?

В школьных учебниках по биологии повторяет высказывание Ч. Дарвина о том, что этот продукт пчелиного творчества абсолютно идеален в плане соотношения экономии полезного пространства, строительного материала – воска, и труда работниц улья.

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления».

Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется друг с другим, благодаря определённым связям. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Так одним из важнейших направлений работы учителя по формированию функциональной грамотности является развитие критического мышления учащихся.

Критическое мышление – мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить.  

Одним из приемов развития критического мышления является  гексагональный метод или метод шестигранного обучения. Этот метод   сегодня активно используется в ряде школ Великобритании.  Он позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.  

Использование данной методики в работе позволяет:

- за определенное время обобщить и систематизировать материал;

-установить связи между понятиями и событиями, найти доказательства и выстроить алгоритмы;

-  активизировать деятельность учащихся на уроке;

-  управлять групповым процессом

Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.  

Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для  изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

Варианты использования данного приема

1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.

2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.

3.Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.

6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.

7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.

8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.

Метод шестиугольников подходит при объяснении темы любого предмета.

Рассмотрим  составление гексов на разных уроках.

География

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Озера мира».

Поставим следующие задачи:

- обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об озерах;

- узнать об расположении озер на разных материках;

- повторить названия материков.

Набор №1

- один шестиугольник «Озеро– это…»;

- семь пустых шестиугольников;

- шесть шестиугольников с названиями озер;

- пять шестиугольников с названием других географических объектов.

Ученики должны прочитать текст, определить основное понятие «Озера мира» и вписать его в шестиугольник. К этому шестиугольнику присоединить шесть шестиугольников, в которые вписаны названия озер. В остальные пустые шестиугольники записать названия материков, на которых расположены данные озера. Объяснить свой выбор. Шестиугольники выкладываются постепенно, по мере изучения теоретического материала. Данный вид работы уместен при изучении нового материала.

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники:

Примеры:

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Downloads\fd56145ba789bf0f1263156fb54954371d.png

Гекс, составленный учениками

Русский язык

 

История

Окружающий мир

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Downloads\c623b69bfa4068035e8504025c852381d5.png

Английский язык

Химия

Вывод.

В процессе реализации метода шестиугольного обучения  повышается познавательный интерес у учащихся. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

-  организация работы в группах, парах, индивидуально.

- интерактивность, наглядность;

-  эффективная систематизация материала;

- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;

- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;

- адаптивность к разным возрастным группам;

- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.

Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.

Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

Психологические приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения

Актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и поз...

Приемы развития критического мышления.

Материал поготовлен для выступления на МО. Знакомит с приемами развития критического мышления, которые способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Основные методические приемы развития критического мышления

Технология «Развитие критического мышления»Технология «Развитие критического мышления»  является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных пре...

Кластер как один из методов развития критического мышления

В работе описываются особенности приема "Кластер", принципы составления и оформления кластера, применение на уроке....

Кластер как один из методов развития критического мышления младших школьников

Один из методов развития критического мышления являекся кластер.Кластер универсален, он может применятся на всех уроках в начальной школе, при изучении разных тем. Уроки с применением кластераповышают...

Мастер-класс на тему «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления младших школьников»

Опыт своей деятельности по применению  технологии критического мышления - это приём «шестиугольное обучение»...