Преемственность ФГОС НОО,ООО. Проблемы и пути их решения.
учебно-методический материал

Медведева Елена Брониславовна

. В работе представлен опыт работы по преемтсвенности ФГОС НОО и ФГОС ООО. Рассмотрены причины снижения неуспеваемости, пути решения проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Недостаточно лишь понять задачу,

необходимо желание решить её.  

Где есть желание, найдётся путь".

Д.Пойа

Преемственность ФГОС НОО, ООО.

Проблемы и пути их решения.

        Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни работников образования. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети могли успешно выполнять проверочные работы, сдавать ГИА в 9-ом классе, потом ЕГЭ, а на данном этапе они испытывают большие затруднения. Новые стандарты образования направлены на то, чтобы воспитывать и развивать у учащихся, прежде всего самостоятельность. Они также  предполагают развитие школьников, и их социализацию. Это значит, что ученик начальной школы должен легко адаптироваться, переходя в пятый класс, выпускник основной школы не должен испытывать проблем, начав обучение в десятом классе, ну а выпускник старшей школы - успешно поступить и адаптироваться к новым условиям при поступлении в ВУЗ.

        Сегодня ФГОС касается каждого – не только потому, что вопрос успешности ученика в жизни, это естественно и очень важно, но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие её процветания и мирного развития.

        Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования.

Образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации
  • преемственность основных образовательных программ

Преемственность – это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке. Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

  • целей и задач;
  • содержания образования;
  • организационных форм;
  • планируемых результатов

        Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

        Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться

        Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Основой для преемственности в достижении успешного результата образования является реализация требований ФГОС

        ФГОС - это требования к результатам, структуре и условиям образования. Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход. ФГОС – новая модель отечественного образования, где:

  • начальная школа – даёт первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
  • основная школа – это самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

        Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов. Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.

        Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

        Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

        Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.

        Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

        Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими , чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

        Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

Причины снижения успеваемости

1. Увеличение объёма учебной нагрузки

2.Новые учебные дисциплины

3.Большое количество учителей вместо одного

4.Отсутствие единства требований

5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет

5.Совпадает с переходным возрастом

6. Ослабление внешнего контроля

7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы

8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения

9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения

10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы

11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

        Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.

Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться.

Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

Притча дня

Один ученик спросил у старца:

- Долго ли ждать перемен к лучшему?

- Если ждать, то долго,- ответил старец.

Пути решения проблем преемственности:

1. Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы

2. Согласование требования всех учителей – предметников

3. Частая смена видов деятельности, включая физминутки

4. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями

5. Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности

6. Уделение особого внимания организации учебного процесса школьника:

-готовность к уроку (наличие необходимых учебно -письменных принадлежностей, порядок на парте);

-правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

7. Внедрение проектной деятельности на этапе обучения ООО

Проект решения:

  1. Разработать план преемственности при переходе от ФГОС НОО к ФГОС ООО.
  2. Развивать обмен опытом учителей школы в рамках работы методических объединений, педсоветов, семинаров.
  3. Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям, дифференцировать работу с детьми с ОВЗ.
  4.  Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности (учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения....

Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения....

«Проблемы и пути их решения при освоении ФГОС начального общего образования»

При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы столкнулись с проблемами.Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные. ...

ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

При переходе к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, л...

Выступление на педагогическом совете Преемственность ФГОС НОО, ООО. Проблемы и пути их решения

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни рСегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни работнико...