"Информационные технологии в образовании"
статья (4 класс)

Галкина Оксана Анатольевна

В статье раскрываются основные теоретические положения информационных технологий в образовательной сфере. Рассматривается влияние информационных технологий на качество образования. Выявлены основные виды информационных технологий, задействованные в образовательном процессе. Перечислены наиболее популярные программы для использования в образовательном процессе для повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionye_tehnologii_v_obrazovanii.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в образовании

Галкина О.А.

учитель начальных классов,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85»

г. Кемерово

              ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрываются основные теоретические положения информационных технологий в образовательной сфере. Рассматривается влияние информационных технологий на качество образования. Выявлены основные виды информационных технологий, задействованные в образовательном процессе. Перечислены наиболее популярные программы для использования в образовательном процессе для повышения качества образования.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, компьютеризация образования, образовательные информационные технологии.

В современном обществе, практически все сферы деятельности пережили модернизацию за счет появления в жизни человека компьютерных технологий. Сфера образования также подверглась модернизации компьютеризации учебного процесса. Многими исследованиями подмечено, что существует большая разница в результате обучения учащихся с использованием информационных технологий и без. На данный момент, информационные технологии в образовательном процессе выступают не как дополнение учебного процесса, а как основная часть.

Информационные технологии в процессе образовательного процесса могут варьировать содержание, методы и формы обучения. Информационные технологии позволяют повысить уровень качества образования, заинтересовать обучающихся в процессе обучения, облегчить поиск учебной информации, развить мышление, повысить уровень владения навыков работы с информационными технологиями.

К сожалению, информационные технологии не в полноразмерном варианте раскрывают свои возможности компьютерных технологий. Данная проблема связана с тем, что не каждый учитель владеет требуемыми навыками использованных информационных технологий.

Информационные технологии в образовании можно разделить на две больших группах:

1. Технологии с избирательной интерактивностью. Данная группа характеризуется технологиями, в которых информация структурирована. Примером группы служат базы данных, видеотекст и так далее. Преимуществом технологии является избирательный режим и достаточно облегченный подход к структурированию информации большого объема. Но при этом, пользователи могут только работать с существующей информацией и не вводить новые данные.

2. Технологии с полной интерактивностью. В основе данной технологии лежит прямой доступ к предлагаемой информации, передаваемой и изменяемой, которая хранится в облаке или на носителе.

Но использование информационных технологий в сфере образования может нести как положительное, так и отрицательное воздействие. К положительным сторонам относят следующие аспекты:

- Эффективная адаптация обучающегося к предоставленному учебному материалу;

- Вариативное использование средств для эффективного процесса усвоения новых знаний;

- Урегулирование уровня интенсивности на каждом этапе учебно-образовательного процесса;

- Совершенствование самоконтроля;

- Приоритетное использование наглядно-образной информации, изучаемого материала;

- Модульный принцип обучения;

- Эффективное развитие самостоятельного познания.

Но также, информационные технологии в образовательной сфере могут понести и отрицательные последствия. Данный фактор связан с тем, что информационные технологии не только предоставляют многогранный спектр информации, но и выполняет некоторые задачи и вычисления вместо обучающегося, предоставляя готовый результат.

Информационные технологии позволяют сформировать процесс обучения индивидуально под каждого обучающегося, произвести диагностику допускаемых ошибок, в ходе обучения скорректировать план учебы, визуализировать весь учебный материал, смоделировать достаточно много процессов, проводить эксперименты в виртуальной реальности, развивать определенный вид мышления и формировать культуру образовательной деятельности.

За счет информатизации образовательной среды реализуются новые проекты, которые в процессе обучения получают свое применение:

- Проект самообучения. Данный проект основан на самостоятельном изучении интересующей информации в сети Интернет. С помощью самостоятельного формата уроков, можно подробно освоить определенную тему и изучить ее составляющие по частям. Параллельно с изучением основной информации удобно использовать и дополнительную литературу.

- Проект дистанционного обучения. Информационные технологии, в настоящее время, позволяют проводить образовательный процесс на расстоянии между преподавателем и обучающимися. Дистанционное обучение включает себя не только лекционного формат обучения, но и практического формата. Каждый урок можно контролировать с помощью новейших учебных платформ, которые просты в использовании.

- Проект общения с преподавателем. Информационные технологии позволяют получать обратную связь от преподавателя гораздо быстрее за счет специализированных приложений, мессенджер или почты. Таким образом, связь с преподавателем можно осуществлять из дома и не обязательно лично видеться для обсуждения каких-либо вопросов.

Таким образом, процесс информатизации образования ведет к определенным нововведениям, которые могут быть использованы вариативно. Преподаватель в свою очередь освобождается от рутинной работы с информацией и может больше времени уделять процессу обучения. Использование информационных технологий улучшает образовательный процесс и повышает развитие перспективных индивидуальных способностей обучающихся. Также использование информационных технологий позволяет подготовить педагогов к применению современных технологий в сфере образования, тем самым повысив их квалификацию.

Список литературы

  1. Алешин Л.И. Информационные технологии: учебное пособие / Л.И. Алешин. – М.: Маркет ДС, 2011. – 384 с.
  2. Булин – Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин – Соколова, канд. пед. наук // Учитель. – 2005. - № 3. – С. 63 – 66.
  3. Грицай А. А.  Роль информационных технологий в современном образовании / Материалы 5-й международной научной конференции «PROBLEMS OF MODERN EDUCATION», Прага, 2014. –С. 14–16.
  4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения – Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития / Международная научно практическая Интернет конференция. – М., 2005. – С. 50-55.
  5. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. 3Федотова, А.А. Федотов. -М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. -336 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, заключающиеся в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной,...

Информационные технологии в образовании и правовом просвещении воспитанников.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, проду...

Информационные технологии в инновационном образовании

Использование ИКТ в начальной школе...

Информационные технологии в образовании

Статья о плюсах и минусах использования информационных технологий на учебных занятиях....

Использование современных информационных технологий в образовании.

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффе...