«Тенденции и перспективы развития современного образования»
методическая разработка

Курганская Надежда Ивановна

В современном мире существует множество возможностей для развития и обучения ребенка дошкольного возраста, поэтому родителям и педагогам крайне важно знать и понимать психофизиологические особенности детей, уметь поддерживать их природное стремление узнавать новое и интересное. Для этого взрослым нужно опираться на новейшие исследования в этой области специалистов психологов, педагогов, физиологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremen.docx68.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Тенденции и перспективы развития современного образования»

Материалы научно-практической

                          педагогической конференции

                     педагога дополнительного образования

                          Курганской Н.И.

Дополнительное образование, как одно из отраслей образования, не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка. Оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их социальной адаптации.

Своеобразие дополнительного образования проявляется: – в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы; – в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:

  • образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
  • креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  • профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
  • интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
  • функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  • функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
  • Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество должны характеризовать отношения педагогов основного и дополнительного образования.

Сущность компетентностного подхода в системе

 дополнительного образования детей.

Идея компетентностного подхода в дополнительном образовании – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности у детей – одна из актуальных проблем образования. Ведь компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности – знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В свою очередь компетентность – это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

         Новый подход в образовании обуславливает и использование нетрадиционных методов. Современная педагогика для формирования ключевых компетенций предлагает интерактивные методы. Перечислю некоторые из них: это дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейсметод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д

Возможности формирования и развития социальной компетентности у детей в учреждении дополнительного о

Социальная компетентность – сложное образование, под которым понимают степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать, и понимать других людей.

Дополнительное образование детей рассматривается сегодня как единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. В ходе реализации программы художественно-эстетической направленности важен не столько процесс усвоения содержания программы, сколько процесс и результат изменений в ребенке относительно его самого.

Известно, что всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют ее. Ребенок при достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха.

Совместное взаимодействие в детских объединениях строится на фундаменте равенства прав и уважения входящих в них детей и взрослых. Иная, чем в школе, дружеской компании, семье, система взаимоотношений как людей, объединенных общим интересом, формирует у ребят новую мотивацию в деятельности, поведении.

Особое внимание в процессе образования и воспитания педагог обязан уделять вопросу о дисциплине – его необходимо рассматривать в иной плоскости: не как обучение ребенка подчинению взрослых, а как «настраивание души к добру», взращивание в ребенке чувства ответственности, взаимной поддержки и содействия. В.И. Водовозов утверждал что, угнетая свободную природу ребенка, педагог закладывает его преждевременное «старчество»

Влияние музыкальных занятий на развитие личности ребёнка

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был 16 богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других.

Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму – в слова и предложения – отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства.

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное) и все виды памяти (зрительную, слуховую, образную, ассоциативную). Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успеха в жизни, быть активным творцом в окружающем мире.

Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем, является важной составной частью занятия. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за занятие, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению учащегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости.

Следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7–10 минут. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые ученик знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий. Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9–11 часов, второй – на 16–18 часов. Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели.

Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся методы свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. Эти приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление – это одна из главных причин истощения ресурсов здоровья школьников. Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка.

Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения. Психологический комфорт ученика на уроке – это важное условие для сохранения здоровья ученика. Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. Необходимо помнить о том, что ребенок приходит на занятия после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком».

У 6–7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. У детей мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Ребенку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.

Значение воспитания физической культуры личности дошкольника.

 Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Концепция формирования личности дошкольника средствами физической культуры, основанная на применении личностно-ориентированного подхода, указывающего направления конструирования педагогической стратегии с учетом гуманизации образовательной деятельности дошкольного учреждения, признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития. Это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений.

Именно в годы дошкольного детства у ребенка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Потому период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен.

Сознательные движения оказывают активное воздействие на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина – гормона, тонизирующего все жизненные процессы) и на личность, их выполняющую. Объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я;

регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий;

выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат; ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками.

Интеллектуальный компонент физической культуры определяется содержанием физкультурных знаний дошкольника. И если они усвоены, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой. Иными словами, дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.

Таким образом, можно констатировать: формирование физической культуры личности не только позволяет довести до сознания ребенка необходимость заботливого отношения к собственному здоровью, но и затрагивает характеристики его личностного развития.

Психологическая готовность к обучению современного дошкольника.

В современном мире существует множество возможностей для развития и обучения ребенка дошкольного возраста, поэтому родителям и педагогам крайне важно знать и понимать психофизиологические особенности детей, уметь поддерживать их природное стремление узнавать новое и интересное. Для этого взрослым нужно опираться на новейшие исследования в этой области специалистов психологов, педагогов, физиологов.

Мозг первоклассника еще незрел, и поэтому его восприятие, мышление, память, эмоции организуются по другим законам, чем у взрослых.

Мы по-разному чувствуем, видим, слышим, осязаем. Но каждый из нас всегда сравнивает ребенка или другого человека с самим собой. Поэтому взрослые не всегда способны понять ребенка. Нам кажется: если я вижу, то и он видит, я понимаю – значит, и он должен понимать, мне так легче – значит, и ему должно быть легче, когда он что-то делает именно так, а не иначе.

 Каждый на основе своего опыта строит модель мира и, в определенной мере, оберегает ее от изменений. Было бы трудно жить, если бы наша модель мира ежеминутно менялась. Новые знания, события, чувства, мотивы, конечно, трансформируют эту модель, но для этого нужны очень веские основания. Нам нужен незыблемый фундамент, основа, остов, на котором мы можем надстраивать новые знания.

Обучение идет через ошибки. Они корректируют путь развития, они необходимы. Но очень часто получается так, что мы перестаем умиляться, и начинаем сердиться. Почему? Что он такого сделал? Отсчитал не то количество клеточек, написал не ту букву, неправильно прочитал слово? Мы говорим – невнимательный. А кто сказал, что ребенок должен быть таким же внимательным, как взрослый? Что такое концентрация внимания? Это прожектор, который из всей картины мира выхватывает небольшой кусочек. Мы, взрослые, можем себе это позволить, т. к. мы уже сформировали целостную картину мира. А ребенок нет. Если бы у него была такая же высокая концентрация внимания, мир для него рассыпался бы на куски.

Итак, ребенок делает ошибки и не может их не делать. Взрослые должны помочь ему увидеть эти ошибки и исправить их. Важно сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научиться читать, писать, считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду.

Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.

Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье. Таким образом, переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен, в котором ребенку крайне необходима квалифицированная помощь опытных педагогов и поддержка родителей.

Имидж педагога и его профессиональный успех.

 Имидж педагога, его образ, являются во многом визитной карточной образовательного учреждения. При этом самое главное впечатление складывается от восприятия внешнего облика педагога, и лишь во вторую очередь воспринимаются с его личностные качества, такие как тактичность, активность, трудолюбие, доброжелательность и т.д.

Педагог, который заботится о создании собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

 Имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого- либо или чего – либо. В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

 Социально-психологический аспект имиджа педагога. Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам.

Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор педагога не ограничивался программой. Индивидуальность педагога – главный источник мотивации к учению.

Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

Личность педагога – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от педагога, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот педагог, который сам имеет интересы и увлечения.

Педагогическая этика – основа личности педагога. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм.

Модель имиджа педагога. Работа педагога альтруистична, а значит, имидж педагога – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика.

Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности. Обучение детей – это сущность труда педагога. Следовательно, забота педагога о своем имидже – это также профессиональное требование. Перечислим слагаемые имиджа.

К ним относятся:

  • визуальная привлекательность;
  • вербальное поведение;
  • невербальное поведение;
  • манеры, этикет;
  • соответствие необходимому образу; – обаяние.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального педагога», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Педагог – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Педагогом, зависит только от вас.

Творческая деятельность педагогов дополнительного образования в МБОУ ДО «Мечта» предполагает постоянный поиск всё новых и более совершенных педагогических технологий, приёмов и методов воспитания и развития детей.

Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни в учреждении: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”; содействовать самореализации личности обучающегося и педагога.

Литература

Власова М. Н. Роль дополнительного образования детей в современном образовательном процессе  

Бумагина М. В. Сущность компетентностного подхода в системе дополнительного образования детей

Кириенко Н. А. Кириенко А. Ю. Возможности формирования и развития социальной компетентности у детей в учреждении дополнительного образования

Александров А.А. Влияние музыкальных занятий на развитие личности ребенка  

Бошук И. В. Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения игре на фортепиано

Галенко Н. В. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на музыкальном инструменте

Деулина Л. В. Урок музыки как урок искусства. Новые принципы и требования организации занятий

Манжул Е. С. Хоровое пение как оптимальная форма коллективного детского творчества

Мартынова Т. П. Значение воспитания физической культуры личности дошкольника

Резник Н.А. Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения

Рышкова Н. В. Психологическая готовность к обучению современного дошкольника

Кицан Е. Ю. Имидж педагога и его профессиональный успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия развития современного образования

Стратегия развития современного образования...

Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России.

Тема статьи "Проблемы и перспективы развития инклюзивного  образования в современной России" достаточно актуальная, т.к. это один из процессов трансформации общего образования, основанн...

Проблемы и перспективы развития начального образования

Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой, а также способного не просто получать знания, но и использова...

Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"

Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...

Тема: «Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях»

laquo;Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность...

Перспективы развития начального образования

Перспективы развития начального образования. Рассматриваются актуальные проблемы начального образования и пути его модернизации. Изучение документов и материалов, обеспечивающих сопровождение ФГОС....