Диагностический инструментарий
методическая разработка

диагностический инструментарий к программе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

по программе «Азбука выживания в лесу»

Стартовая диагностика

Беседа

Любому человеку, городскому особенно, необходимо для восстановления своих сил бывать на природе, среди зелени трав и деревьев. Все чаще люди спешат в лес не только за ягодами или грибами, а просто побродить, подышать упоительным лесным воздухом с его неповторимыми запахами цветов и трав, послушать пение птиц, журчание ручья, увидеть лесную живность, получить заряд душевной бодрости и покоя.

-Как вы думаете «Что такое лес?

- Какие деревья растут в наших лесах?

- Какие ягоды вы знаете?

- Какие грибы вы знаете?

Но лес это не только растения. В лесу живут различные ….. ? (животные).

Какие?

Поход в лес – это и отдых, и спорт, и познание природы.

При этом всякие передвижения в лесу, где нет в отличие от городских условий площадей, улиц и домов с номерами, даже работнику лесного хозяйства на первых порах бывают затруднительны. Еще сложнее не специалистам, простым любителям лесных путешествий быстро и надежно ориентироваться в лесу, уметь преодолевать возможные препятствия, в любых погодных условиях из подручных материалов соорудить теплый ночлег, быстро приготовить пищу, в случае отсутствия продуктов отыскать их заменяющие съедобные питательные растения.

- как ориентироваться

- из чего соорудить ночлег?

- приготовить пищу

-развести костер

С первых посещений леса надо изучать его, накапливать сведения о местной флоре, чтобы узнавать "в лицо" основные травянистые и кустарничковые растения. Следует научиться отличать несъедобные, вредные для здоровья человека ягоды, травы, грибы.

- назовите несъедобные и ядовитые растения?

За многие столетия общения человека с лесом выработаны определенные правила, несоблюдение которых, всякие отступления, кажущиеся на первый взгляд незначительными, несущественными, могут привести к серьезным последствиям. Незнание, неумение или легкомыслие иногда наказывают человека очень строго. Нередки случаи травматизма и увечий, иногда даже со смертельным исходом. По данным всероссийской статистики при пеших переходах организованных туристов на 10 тысяч погибает 4 человека, а "диких" – в 3-5 раз больше.

Несчастные случаи и тяжелые травмы обязывают каждого человека, идущего в лес, знать меры безопасности при переходах, устройстве ночлега, пожарной профилактике, по защите от насекомых, оказанию доврачебной помощи и др.  Если заблудились, нужно суметь выжить, сохранить свое здоровье, самостоятельно выйти.

Любители леса всегда находятся в первых рядах защитников природы. Сорвать брусничный кустик, например, можно в одно мгновение. Полезно   при этом помнить, что рос он до вас, возможно сто или даже двести лет.

Идя в лес, в гости к природе, не следует забывать о чувстве меры. "Не делай ничего, чтобы ты счел неприличным сделать в гостях" – указывал Д. Арманд.

ОТВЕТЫ

Задание №1 

Как вы думаете «Что такое лес?

Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных.

Задание № 2 

Какие деревья растут в наших лесах?

1.Сосна обыкновенная

2. Сосна сибирская кедровая

3. Пихта сибирская

4.Ель сибирская

5.Береза

6.Рябина

7. Осина

8. Ива

Задание№ 3 

Какие ягоды вы знаете?

1.Брусника

2. Малина

3. Земляника

4.Черника

5. Голубика

6. Морошка

7. Костяника

Задание № 4 

Какие грибы вы знаете?

1. Подосиновик

2. Подберезовик

3. Сыроежка

4.Опенок

5. Мухомор

6. Лисичка

7. Белый гриб и т.д.

Задание № 5 

В лесу живут различные животные. Какие?

1. Медведь

2. Лиса

3. Волк

4.Росомаха

5. Лось

6. Заяц

7. Белка

8. Бурундук и т.д.

Задание № 6 

Как можно ориентироваться в лесу?

Квартальные столбы, просеки, вырубки, шум дороги, поезда, лай собак, стук топора или шум пилы.

Задание № 7 

Из чего соорудить ночлег?

Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох.

Задание № 8 

Способы приготовления пищи?

На костре, под костром, в золе, при отсутствии посуды в ямке.

Задание № 9 

Какие вы знаете виды костров?

1.Таежный

2. Пушка

3. Нодья

4.Звездный

5. Полинезийский

6. Колодец

7. Шалаш

8. Камин

Задание № 10 

Назовите ядовитые растения?

1.Волчье лыко

2. Вороний глаз

3. Воронец

4. Белокрыльник

5. Белена

6. Купена

7. Багульник

8. Жимолость и др.

Критерии результативности.

Уровни:

Количество верных

 ответов

Процент

Высокий

8 и более

80% и более

Средний

5 и более

50 % и более

Низкий

Менее 5 правильных ответов

Менее 50%

Промежуточная аттестация

Устный опрос

Вопросы

Ответы

1.Как вы думаете «Что такое лес?

Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных.

2.Какие деревья растут в наших лесах?

1.Сосна обыкновенная

2. Сосна сибирская кедровая

3. Пихта сибирская

4.Ель сибирская

5.Береза

6.Рябина

7. Осина

8. Ива

3. Определите травянистые растения леса по гербарию.

1. Хвощ лесной

2. Седмичник европейский

3. Иван-чай

4. Линнея северная

5. Папоротник

6. Подорожник

7. Мать и мачеха

4. Определите деревья по иллюстрациям.

1.Сосна обыкновенная

2. Сосна сибирская кедровая

3. Пихта сибирская

4.Ель сибирская

5.Береза

6.Рябина

7. Осина

8. Ива

5. Определите ягоды по иллюстрациям.

1.Брусника

2. Малина

3. Земляника

4.Черника

5. Голубика

6. Морошка

7. Костяника

6. Виды лесных костров.

1.Таежный

2. Пушка

3. Нодья

4.Звездный

5. Полинезийский

6. Колодец

7. Шалаш

8. Камин

7. Что можно использовать для мытья посуды в лесу?

Траву, мох, хвощ.

8. Как можно очистить воду в лесу?

Профильтровать через мох. Для устранения неприятного запаха в воду можно положить ветку рябины или черемухи на 2-3 часа. Воду обязательно кипятить.

9. Что поможет сориентироваться в лесу?

Квартальные столбы, просеки, вырубки, шум дороги, поезда, лай собак, стук топора или шум пилы.

10. Действия заблудившегося в лесу.

1. Не впадать в панику.

2. Сделать привал, отдохнуть у костра, подсушить одежду, обувь.

3. Спокойно проанализировать свой маршрут.

4. Используя схему, компас и часы попытаться определить свое местонахождения.

5. Перед выходом сделать свой привал хорошо заметным.

6. По пути дальнейшего следования делать отметки в виде затесок на деревьях или заломок веток.

7. Можно воспользоваться сигналом – костром.

11. Назовите условные сигналы из жердей (по иллюстрациям)

1. Место приема груза и связи с самолетом.

2. Требуется срочная медицинская помощь.

3.Требуются медикаменты и перевязочный материал.

4. Требуются продукты питания.

5. Потерялся человек.

12. Что означает выпущенная с самолета красная ракета или полет «восьмеркой»?

Ожидайте помощи на месте.

13. Какой знак можно нарисовать на песке или вытоптать на снегу?

SOS

14. Виды лесных пожаров.

1. Низовой

2. Верховой

3. Подземный

15. Как можно защититься от гнуса?

Репелленты, дым костра, деготь, полынь.

Критерии результативности.

Уровни:

Количество верных ответов

Процент

Высокий

12 и более

80% и более

Средний

8 и более

50 % и более

Низкий

Менее 8 правильных ответов

Менее 50%

Итоговая аттестация

Устный опрос

1.Что такое лес?

Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду, это –?

 2. Какие деревья растут в наших лесах?

1.Сосна обыкновенная

2. Сосна сибирская кедровая

3. Пихта сибирская

4.Ель сибирская

5.Береза

6.Рябина

7. Осина

8. Ива

3. Из чего соорудить ночлег?

Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох.

4. Действия заблудившегося в лесу.

1. Не впадать в панику.

2. Сделать привал, отдохнуть у костра, подсушить одежду, обувь.

3. Спокойно проанализировать свой маршрут.

4. Используя схему, компас и часы попытаться определить свое местонахождения.

5. Перед выходом сделать свой привал хорошо заметным.

6. По пути дальнейшего следования делать отметки в виде затесок на деревьях или заломок веток.

7. Можно воспользоваться сигналом – костром.

5. Как можно очистить воду в лесу?

Профильтровать через мох. Для устранения неприятного запаха в воду можно положить ветку рябины или черемухи на 2-3 часа. Воду обязательно кипятить.

6. Назовите условные сигналы из жердей (по иллюстрациям)

1. Место приема груза и связи с самолетом.

2. Требуется срочная медицинская помощь.

3.Требуются медикаменты и перевязочный материал.

4. Требуются продукты питания.

5. Потерялся человек.

7. Что означает выпущенная с самолета красная ракета или полет «восьмеркой»?

Ожидайте помощи на месте.

8. Отличие сатанинского гриба от белого.

Ножка на срезе сатанинского гриба сначала краснеет, затем синеет (у белого не меняет своего белого цвета), трубчатый слой красный или грязно-розовый, (у белого –белый, желтый или желто-зеленый), на ножке сетчатый узор розового цвета. Мякоть этого ядовитого гриба на вкус сладковатая.

9.  В каких грибах содержаться смертельные яды?

Бледная поганка, весенний, вонючий, зеленый и другие мухоморы, оранжево-красный паутинник, иногда строчки.

10. Первая помощь при поражении молнией?

Проведение искусственного дыхания. При остановке сердца проводится непрямой массаж сердца.

11. Профилактика укуса энцефалитного клеща.

Профилактика заключается в предварительной прививке против энцефалита за 1-1.5 месяцев до начала выхода в лес. Перед выходом в лес следует одевать противоэнцефалитный костюм, капюшон и манжеты, которого следует обработать репеллентами.

12. Съедобные корневища каких растений содержат много крахмала. Их жарят, варят или перерабатывают на муку для лепешек.

Тростник, стрелолист, кувшинка, кубышка желтая.

13. Лесные травы, утоляющие боль

Дурман, душица, золототысячник, коровяк, ромашка аптечная. От зубной боли – лапчатка ползучая.

14.Листья какого растения не уступают по химическому составу ягодам.

Смородина

15. Жаропонижающие и потогонные лесные травы.

Гравилат, дягиль, мать-и-мачеха, череда, калина, лопух.

 16. Определите ягоды по иллюстрациям.

1.Брусника

2. Малина

3. Земляника

4.Черника

5. Голубика

6. Морошка

7. Костяника

17. Виды лесных костров.

1.Таежный

2. Пушка

3. Нодья

4.Звездный

5. Полинезийский

6. Колодец

7. Шалаш

8. Камин

18. Первая помощь при укусах насекомых - комаров?

Приложить холод, смазать соком полыни, пижмы, одуванчика, подорожника, раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Можно приложить ломтик сырого картофеля, смазать мылом.

19.

 Первая помощь при ожогах?

Наложить стерильную повязку или салфетку, пропитанную спиртом, одеколоном или раствором марганцово - кислого калия. Для уменьшения боли место ожога можно присыпать питьевой содой или приложить к нему холод.

 20. Правила сбора рюкзака?

При укладке вещей в рюкзак все тяжелые предметы кладут вниз, мягкие вещи – к спине, объемные и хрупкие наверх. Туалетные принадлежности, аптечку, легкую сменную обувь, кружку и ложку лучше положить в карманы, а полиэтиленовую пленку, плащ, куртку под клапаны.

Критерии результативности.

Уровни:

Количество верных

 ответов

Процент

Высокий

16 и более

80% и более

Средний

10 и более

50 % и более

Низкий

Менее 10 правильных ответов

Менее 50%



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

по программе «Азбука леса»

Стартовая аттестация

Задание 1. Назови группы животных:

  1. Животные у которых шесть ног (три пары) - ___________________________________
  2. Водное животное, тело которого покрыто чешуёй -_____________________________
  3. Животное, тело которых покрыто перьями - ___________________________________
  4. Животное, тело которых покрыто шерстью -___________________________________
  5. Жабы и лягушки относятся к - _______________________________________________
  6. Змеи, ящерицы, черепахи - __________________________________________________

Задание 2. Найди характерные признаки млекопитающих

       а) тело покрыто шерстью.

       б) млекопитающих называют – звери.

       в) детенышей все млекопитающие выкармливают молоком.

       г) все млекопитающие имеют одинаковое строение тела.

Задание 3. Закончи фразу, чтобы она была верной «У большинства зверей…»

       а) 2 конечности.

       б) 4 конечности.

       в) 6 конечностей.

Задание 4. Распредели млекопитающих на группы по способу питания (необходимо в таблицу записать номера, под которыми животные обозначены).

1. лось, 2. заяц, 3. белка,4. рысь, 5. бурундук, 6. мышь, 7. медведь, 8. норка, 9. бобр, 10. лиса, 11. еж, 12. кабан, 13. горностай.

Хищные

Растительноядные

Всеядные

Задание 5. Соедини стрелками «Кто, где живет?»

            белка

хатка

       медведь

логово

             волк

дупло

          барсук

нора

             бобр

Берлога

Задание 6. Распредели млекопитающих по приспособлению к жизни

барсук (__); белка (__); лиса (__); олень (__); волк (__); медведь (__); заяц (__); бурундук (__); бобр (__); кабан (__).

         «М» - миграция;

         «А» - активный образ жизни;

         «П» - пищевые припасы;

         «С» - спячка.

Задание 7. Заполни звено пищевой цепи для млекопитающего

                а) Кедровый орех ------- Белка ----------   (…………………)

                б) Злаковое растение ---------- (……………….) ------------- Лиса

Задание 8. Выбрать правильный ответ на вопрос: как сохранить животных тайги?

        а) ничего не делать, сами выживут;

        б) создавать заповедники и заказники;

        в) разумно использовать дары леса;

        г) забирать больных животных, растения выращивать дома;

        д) твой вариант ___________________________________

Критерии результативности стартовой аттестации.

Уровни

Количество верных ответов

Процент

Высокий

6 и более

80%-100%

Средний

4 и более

60%-70%

Низкий

Менее 4 правильных ответов

50%

ОТВЕТЫ

Задание 1

1–насекомое, 2–рыбы, 3–птицы, 4–млекопитающие, 5–земноводные,

6 – пресмыкающиеся

Задание 2

А Б В Г

Задание 3

 Б

Задание 4

Хищные – 4, 8, 10, 13; растительноядные – 1, 2, 5, 6, 9; всеядные – 3, 7, 11, 12.

Задание 5

Белка – дупло, медведь – берлога, волк – логово, барсук – нора, бобр – хатка.

Задание 6

М – олень, кабан; А – белка, лиса, волк, заяц, кабан; П – белка, бобр; С – барсук, медведь, бурундук, бобр.

Задание 7

 а) куница   б) мышь - полевка

Задание 8

Б, В

Итоговая аттестация

Задание 1. Распредели млекопитающих по приспособлению к жизни

 белка (__); лиса (__); олень (__); волк (__); медведь (__); заяц (__); бурундук (__); бобр (__)

         «М» - миграция;

         «А» - активный образ жизни;

         «П» - пищевые припасы;

          «С» - спячка.

Задание 2. Распредели млекопитающих на группы по способу питания (необходимо в таблицу записать номера, под которыми животные обозначены).

  1. лось, 2. заяц, 3. белка, 4. рысь, 5. бурундук, 6. мышь, 7. медведь, 8. бобр, 9. лиса, 10. еж,  

Хищные

Растительноядные

Всеядные

Задание 3. Соедини стрелками «Кто, где живет?»

дрофа

водоем

кедровка

открытое пространство

кулик

лес

воробей

болото

лебедь

культурные ландшафты

Задание 4. Назови строение пера птицы 

C:\Users\User\Desktop\Рисунок1.jpg

Задание 5. Исследуй экологическую нишу птицы по факторам

Название птицы

Место обитания

Условия существования

Приспособление

Корм

Задание 6. Прочитай предложения и выдели те, в которых обозначены характерные признаки тайги

а) В этой природной зоне выпадает большое количество осадков в течение года.

б) В этой природой зоне жаркое продолжительное лето.

в) В этой природой зоне богатый растительный и животный мир.

г) В этой природой зоне уже в сентябре начинается зима.

д) В этой природной зоне в лесах много непроходимого бурелома.

Задание 7. Прочитай предложения и выдели те, в которых обозначены характерные признаки тундры

а) В этой природной зоне дуют сильные ветры, неделями бушуют вьюги.

б) В этой природой зоне короткое лето и оттаивает только верхний слой земли.

в) В этой природой зоне выпадает мало осадков, дуют сильные ветры – суховеи.

г) В этой природой зоне корни всех растений находятся в верхнем слое почвы, растения низкорослые с мелкими листочками.

д) В этой природной зоне большие площади покрыты лесами.

Задание 8. Прочитай предложения и выдели те, в которых обозначены характерные признаки степи

а) В этой природной зоне до самого горизонта простирается гладкая равнина, покрытая травянистой растительностью.

Б) В этой природой зоне много болот и озер.

В) В этой природой зоне выпадает мало осадков, дуют сильные ветры – суховеи.

Г) В этой природой зоне много солнца, жаркое продолжительное лето и короткая зима.

Д) В этой природной зоне большие площади покрыты лесами.

Задание 9.  Распредели обитателей природных зон

Белка, песец, глухарь,  полярная сова, тушканчик, лисица-корсак, лемминг, дрофа, соболь, северный олень.

Тундра

Тайга

Степь

Задание 10.  Приведи  примера  групп растений тайги, степи, тундры

Травы

Кустарники

Кустарнички

Деревья

Задание 11.  Приведи по два-три  примера  групп растений

Хвойные

Лиственные

Задание 12.  Составь пищевые цепи для следующих обитателей природных зон

Северный олень

---

----

Дрофа

----

----

Куница

---

----

Задание 13.  Распредели растения по ярусам леса:  береза,  шиповник, кедр, ромашка, калина, клевер.

  • 1 ярус __________________________________________
  • 2 ярус___________________________________________
  • 3 ярус___________________________________________

Задание 14. Выбери правильный ответ

а) Поверхность земли тундры покрыта мхами и лишайниками (да, нет).

б) Второе название карликовой березы – ерник (да, нет).

в) В тундре живет рысь (да, нет).

г) Розовую чайку называют - птица с «ожерельем» (да, нет).

д) Лемминги живут в дупле (да, нет).

Критерии результативности итоговой аттестации

Уровни

Количество верных ответов

Процент

Высокий

11 и более

80%-100%

Средний

8 и более

60%-70%

Низкий

Менее 7 правильных ответов

50 %

ОТВЕТЫ

Задание 1

М – олень; А – белка, лиса, волк. Заяц; П – белка; С – медведь, бурундук, бобр.

Задание 2

Хищники – 4, 9; растительноядные – 1, 2, 5, 6, 8; всеядные – 3, 7, 10.

Задание 3

Дрофа – открытое пространство, кедровка – лес, кулик – болото, воробей – культурный ландшафты, лебедь – водоем.

Задание 4

очин, ствол, контурное перо, пуховое перо

Задание 5

1 – кедровка; 2 – хвойный лес; 3 – корм; место обитания; 4 – запасы кедровых орехов, зимующая (пуховое перо), 5 – кедровые орехи.

Задание 6

а, в, д.

Задание 7

а, б, г.

Задание 8

а, в, г.

Задание 9

Тундра – полярная сова, лемминг, песец, северный олень.

Тайга – соболь, глухарь, белка.

Степь – лисица-корсак, тушканчик, дрофа.

Задание 10

Кустарнички – брусника голубика; травы – ковыль, пижма; деревья – тополь, ель; кустарники – шиповник, можжевельник.

Задание 11

Хвойные – пихта, сосна, кедр; лиственные – береза, осина, рябина.

Задание 12

Дрофа – насекомое – растение; куница – белка – кедровый орех; северный олень – ягель (олений мох) – вода

Задание 13

1 ярус – береза, лиственница; 2 ярус – шиповник, калина, 3 ярус – ромашка, клевер.

Задание 14

а) да, б) да,  в) нет,  г) да,  д) нет.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий личностных умений

Важнейшим показателем эффективности функционирования  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является нравственное  совершенствование ребенк...

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...

Диагностический инструментарий "Диагностика самооценки личности"

Инструментарий содержит 5 диагностических методик для определения самооценки личности....

Диагностический инструментарий для измерения уровней УУД в 5-х классах в рамках внедрения ФГОС ООО.

Диагностический инструментарий для измерения уровней УУД в 5-х классах в рамках внедрения ФГОС ООО....

Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы

Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...