Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.
статья по теме

Агафонова Надежда Николаевна

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на всех ступенях её формирования. Главная идея преемственности – это развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. » (В.А. Сухомлинский) Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на всех ступенях её формирования. Главная идея преемственности – это развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Успех в решении сложной и важной задачи, такой как достижение положительных результатов в учебной деятельности ребёнка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности между дошкольным и начальным обучением. Таблица 1. Преемственность обучения дошкольников и младших школьников 

Методическая работа 1.теоретические основы преемственности; 2.изучение и обсуждение учебной программы дошкольников «Школа 2100»; 3.совместные круглые столы, консультации, рабочие встречи; 4.посещение и обсуждение занятий; 5.подбор диагностик. 

Работа с родителями - встреча учителя с родителями дошкольников; - проведение родительских собраний; - проведение индивидуальных бесед; - знакомство родителей с результатами диагностик. 

Работа с детьми - проведение экскурсий по прогимназии для дошкольников; - организация шефских связей; - участие дошкольников в Игре-путешествии «По разноцветным островам», проведение совместных праздников, развлечений. 

В 2003-2004г.г. я готовила к выпуску учеников 4 класса и одновременно начала знакомство с детьми старшей группы нашей прогимназии. Возникла необходимость создания микрогруппы по проблеме преемственности. В неё вошли завуч прогимназии, психолог, учитель, воспитатели старшей группы. Преемственность обучения дошкольников и младших школьников мы осуществляли по 3-м направлениям: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми. 1. Методическая работа. - Изучили теоретические основы преемственности; - изучили и обсудили учебную программу «Школа 2100», по которой работают воспитатели дошкольной группы. Непрерывность на границе «детский сад – школа» как раз и обеспечивает преемственность в обучении. - проводили круглые столы, консультации и рабочие встречи; - посещали и обсуждали занятия; - вместе с психологом был сделан выбор диагностик, которые использовали в дошкольной группе и продолжили работу в первом классе. 2. Содружество с семьёй, её подготовленность и грамотность позволяет добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей. Работа с родителями проходила по следующим направлениям: - встреча учителя с родителями дошкольников; - проведение родительских собраний; - проведение индивидуальных бесед; - знакомство родителей с результатами диагностик. 3.Работа с детьми. Преемственность в работе детского сада и школы – это не только преемственность в содержании, методах, приёмах, формах работы. Главное – это реализация преемственности в основных аспектах развития личности каждого ребёнка: - организация для дошкольников экскурсий по прогимназии; - организация шефской работы школьников ( ученики 4 класса проводили для дошкольников концерты, показывали спектакли, изготавливали поделки, игрушки, дидактический материал); - участие дошкольников в Игре-путешествии. Воспитательная работа в нашей прогимназии проходит в виде Игры-путешествия «По разноцветным островам», где школьники и дошкольники совместно принимают участие в праздниках, играх, развлечениях, соревнованиях. Таблица 2. Доминирующие формы и методы обучения Дошкольное образованиеНачальное образование 
1. Основная форма – игра и занятия. 2. Закрепление – в подвижных дидактических и сюжетно-ролевых играх. 3. Индивидуальная работа с детьми: Используются наглядные методы, объяснение, показ, действие с предметами.1. Основная форма – урок. 2. Ведущая деятельность – учебная. 3. Наглядность, игровые формы и методы. 
Преемственность детского сада и школы должна обеспечиваться применением на начальных этапах школьного обучения специфических дошкольных методов и форм организации жизни детей. Именно это поможет сделать переход к новой ведущей деятельности более эффективным и безболезненным. При изучении теоретических основ преемственности дошкольного и начального образования выявили доминирующие формы и методы обучения. Дошкольное образование: 1. Основная форма – игра и занятия. 2. Закрепление – в подвижных дидактических и сюжетно-ролевых играх. 3. Индивидуальная работа с детьми: используются наглядные методы, объяснение, показ, действие с предметами. Начальное образование: 1. Основная форма – урок. 2. Ведущая деятельность – учебная. 3. Наглядность, игровые формы и методы. Педагогическая диагностика – не самоцель, она связана с управлением педагогическим процессом. Особенно остро вопрос использования диагностических методов стоит при обучении первоклассников. Это связано с формированием нового вида деятельности – учебной и самооценки первоклассником себя как субъекта учебной деятельности. Психологом была проведена индивидуальная диагностика уровня готовности детей дошкольной группы к обучению в школе. Результаты показали: Высокий уровень готовности – 19 %; Норма – 81 %. Низкий уровень – не выявлен. Для меня важным компонентом этой диагностики является психологическая готовность детей, т.е. желание учиться в школе, учебная мотивация. Ознакомившись с результатами, я определила, на каком уровне учебная мотивация у будущих 1-классников: высокий уровень—36 %, норма— 56 %, низкий уровень — 8 %. Психолог выявила психологические причины – страх, испуг, неуверенность. Возникла необходимость оказания коррекционной помощи, направленной на повышение уровня учебной мотивации. Психолог дала рекомендации и подготовила ряд упражнений для занятий с этими детьми. Эту работу я продолжила в первом классе. В конце учебного года я провела повторную диагностику учебной мотивации, с целью выяснить – не пропал ли интерес к школе у моих учеников. Диагностика показала следующие результаты: высокий уровень —64%, норма —36%, низкий уровень – случаев негативного отношения к школе, к учебной деятельности не выявлено. Проанализировав результаты диагностики, можно сделать вывод, что преемственность в обучении детей была хорошо организована , поэтому интерес к школе у детей не только сохранился, но и возрос. Исчезли боязнь, страх к новому, неизвестному. Для осуществления преемственности в развитии будущих школьников большую роль играют индивидуальные карты развития выпускника, которые заполняются воспитателями дошкольной группы и передаются учителю. (Показ карты) Наблюдения за детьми в течение целого года, результаты диагностик, устные характеристики и индивидуальные карты – это необходимый материал для индивидуального подхода к каждому ребёнку. Адаптация ребёнка в школе – длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Детям в этот период необходимы поддержка и понимание взрослых.. Правильная организация преемственности способствует хорошей адаптации детей к школьной жизни, поэтому свою работу с первоклассниками я начала с создания комфортной среды: 1.приглашала воспитателей дошкольной группы на уроки и внеклассные мероприятия; 2.совместно обсуждали, каких результатов достигли их воспитанники. Таблица Режим 1-классников приближен к режиму в дошкольной группе. Дошкольная группа1 класс 
Приём, игры 7.00-8.00 Утренняя гимнастика 8.10-8.20 Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.45 Игры, подготовка к занятиям 8.45-9.00 Занятия 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 Подготовка к прогулке, прогулка 10.50-12.25 Подготовка к обеду, обед 12.40-13-10 Подготовка ко сну, сон 13.10-15.00 Подъём, бодрые игры 15.00-16.00 Ужин 16.20-16.45 Прогулка 17.00-18.30 Подготовка к урокам 8.00-8.30 Уроки 8.30-12.15 Подготовка к завтраку, завтрак 9.05-9.25 Динамическая пауза (на свежем воздухе) 10.00-10.50 Подготовка к прогулке, прогулка 12.15-13-30 Подготовка к обеду, обед 13.30-14.00 Подготовка ко сну, сон 14.00-15.30 Подъём 15.30-15.50 Подготовка к ужину, ужин 16.00-16.30 Кружки, клубные часы 16.30-17.05 Подвижные игры на воздухе, спортивные игры 17.30-18.30 
В свободное от уроков время дети проводят в игровой комнате. Здесь помещение разделено на игровые зоны, где есть уголки для девочек и мальчиков, сюжетно-ролевые игры, уголок художника, настольные игры. После 2-го урока проводится динамическая пауза на свежем воздухе, продолжительностью не менее 50 минут, а так же 2 прогулки: после уроков(1 час) и вечером (1,5 часа). На них учащиеся наблюдают за изменениями в природе, играют в подвижные игры. После трудной учебной деятельности необходим отдых. Как и в дошкольной группе, дети спят 2 часа. Совместно с психологом школы исследовали особенности адаптации первоклассников по методике Л.М.Ковалёвой («Особенности адаптации первоклассников к школе»), которая помогла мне систематизировать своё представление о каждом ребёнке, начинающем учиться в школе. Л. М. Ковалевой был разработан опросник, который состоит из 46 утверждений: 45 из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, 1 — участие родителей в воспитании. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в котором описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Применение опросника помогло мне получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей, как отдельного ребенка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребенка и в соответствии с этим построить программу помощи. По результатам опроса были выделены две группы детей: 1 группа — хорошо адаптированные дети - 73%, вторая группа - средняя степень дезадаптации - 27 %, третья группа - «группа риска» - таких детей не выявлено. Первая группа – это дети, которые хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругозором познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Вторая группа – это дети, которые отличаются некоторой неравномерностью развития ( застенчивость, медлительность .) Сравнительный анализ результатов диагностики «Особенности адаптации первоклассников к школе» показал, что адаптация учеников моего класса прошла более мягко, успешно, не травмировала психику детей, т.к. выпускники дошкольной группы находились в привычных для себя условиях. Учащиеся параллельного класса пришли из разных дошкольных учреждений, поэтому им было труднее адаптироваться в новых условиях. Психолог выявила, что наиболее часто встречающимися причинами школьной дезадаптации детей – первоклассников являются индивидуально-психологические особенности: - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность; - инертность нервной системы (заторможенность); - астенический синдром (быстрая утомляемость). На основании полученных результатов можно сделать вывод, что положительные результаты диагностики адаптации детей к школе получены вследствие правильно организованной преемственности, тесного контакта учителя и воспитателей дошкольной группы. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин сниженной успеваемости. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Поэтому, я вновь воспользовалась индивидуальной диагностикой уровня готовности детей к обучению в школе. Важным компонентом для меня является уровень развития внимания дошкольников. Психолог использовала методику «Графический диктант» Эльконина Д.Б., где исследовала сформированность предпосылок учебной деятельности: - умение внимательно и точно выполнять указание взрослого; - способность к самостоятельной работе. Результаты показали: Высокий уровень – 12%; Норма – 58%; Низкий уровень – 30%. Психолог рекомендовала проводить в первом классе занятия по развитию внимания как профилактические, направленные на повышение эффективности функционирования внимания у всех детей. Для установления уровня сформированности учебной деятельности первоклассников, совместно с психологом провели исследование внимания учащихся с помощью методики «Исправь ошибки» (Тихомировой Л.Ф.). Цель исследования: установить уровень устойчивости внимания детей при выполнении и проверке выполненных работ, оценить действие контроля, степень овладения изученными правилами. Работа проводилась в два этапа: I этап. Детям предлагается для проверки текст из нескольких предложений, в котором содержатся ошибки на изученные правила (10). Образец текста. Около школылес У куста Марина и паша. на сосне растут шышки. У Марыны кшка мурка А у Пашы машина. При обработке результатов подсчитывается количество неверно исправленных и пропущенных ошибок: Высокий уровень – до 2 ошибок; Средний уровень – 3-4 ошибки; Низкий уровень – 5 и более ошибок. Результаты диагностики уровня развития внимания на первом этапе показали: Высокий уровень – 68%; Средний уровень – 8%; Низкий уровень – 20%. II этап. Детям предлагается для проверки текст и образец этого текста, написанные без ошибок. Учащийся должен исправить ошибки в тексте, опираясь на образец. Результаты диагностики уровня развития внимания на втором этапе показали: Высокий уровень – 76%; Средний уровень – 20%; Низкий уровень – 4%. Результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что у большинства учащихся сформированы компоненты учебной деятельности (умение быть внимательным и контролировать свою учебную деятельность, овладение изученными правилами). Этому способствовала правильная организация преемственности. Своё выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Решить проблему преемственности возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, и мы должны к этому стремиться. Библиография. 1. Адаптация ребёнка в школе (Для работников органов управления образования, образовательных учреждений, учителей начальных классов, методистов, воспитателей ДОУ, психологов). Начальная школа. Вып. №2 – Ростов н/Д: изд-во МО РО, 1999. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.,2001. 3. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005. 5. Ковалева Л.М. Особенности адаптации первоклассников к школе. 6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. 7. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалёва. – М.: Педагогика, 1988. 8. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. 9. Фридман Л.М. Педагогическая диагностика в школе.

Категория: Мои статьи | Добавил: (06.10.2010) | Автор: Агафонова Н. Н. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важност...

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....

Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра,  является одним из основных направлений современного образования.  Для данной катег...