Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования
методическая разработка на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Чойский район Республика Алтай

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

Автор: Метелёва И.Г.

учитель начальных классов

Ынырга 2014 г

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

      Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  В условиях развития общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий, содержание образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.

Слайд 2

     Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Слайд 3

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
(одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.): преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех  компонентов системы образования:
целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Слайд 4          Проблемы преемственности:

  • «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;
  • обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Слайд 5

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Слайд 6

В связи с переходом на ФГОС в закон «Об образовании» был внесен новый пункт устанавливающий федеральные государственные требования (ФГТ) к уровню подготовки детей в ДОУ.

Слайд 7, 8  

 Федеральные государственные требования (ФГТ) были приведены в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Слайд 9, 10      Нормативная база содержания  ФГТ

Слайд 11          Главная цель ФГТ

Слайд 12          Требования к основной общеобразовательной программе (ООП) ДОУ

Слайд 13         Структура ООП  ДОУ

     В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
    2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
    3. Умственные и нравственные способности учащихся.
    4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
    5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Слайд 14

На сегодняшний день психологами разработан портрет идеального первоклассника.

1. Педагогическая готовность:

– навыки чтения;

– навыки письма;

– навыки рисования;

– звуковая культура речи (чистая речь);

– умение развернуто ответить на вопрос;

– хороший словарный запас;

– хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

– дифференцированность восприятия как основа мышления;

– развитое воображение;

– хорошая ориентировка в пространстве и времени;

– развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

– хорошая память;

– развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

– выраженность познавательных интересов;

– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.);

– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

– желание общаться со взрослыми и детьми;

– умение установить контакт с учителем;

– сохранение чувства дистанции;

– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

– умение устанавливать контакт со сверстниками;

– умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;

– умение выполнять совместную работу;

– умение поддерживать  равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Слайд 18

Непрерывность дошкольной и школьной образовательных программ предполагает следующие приоритетные цели:

На дошкольной ступени

На ступени начальной школы

  1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка;
  2.  Развитие его общих способностей, произвольности, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное обучение на следующем этапе.
  1. Физическая культура ребенка, его познавательное развитие и социализация, соответствующее возрастным возможностям;
  2.  Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром, сформированность учебной деятельности и готовность к обучению в среднем звене школы;

Слайд 19     Для реализации этих целей необходимо создание и соблюдение следующих педагогических условий:

На дошкольной ступени

На ступени начальной школы

1. Личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком;

2. Формирование игровой деятельности, как важнейшего фактора развития ребенка.

3.Создание развивающей среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребенка

1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного развития.

2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться, как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

3.Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития.

 Слайд 20

 Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности:

физическое развитие;
познавательно – речевое  развитие;
социально – личностное развитие;
художественно – эстетическое развитие.

Основная цель физического развития – становление ценности здорового образа жизни.
Удовлетворение естественной потребности детей в двигательной активности.
Формирование элементарной осведомленности в области охраны и укрепления здоровья и физической культуры.
Познавательно – речевое развитие
Основная цель – развитие любознательности, умственных способностей и творческого мышления.
Формирование элементарной компетентности представлений о природе, предметном мире, других людях и себе самом.
Социально – личностное развитие
Основная цель – поддержка уверенности в себе и развитие эмоционально – положительного отношения к окружающим, формирование коммуникативных навыков.
Художественно – эстетическое развитие
Основная цель – воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к искусству, развитие художественных способностей.

Слайд 21
Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:

- возможность общения (развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы);
- временной фактор (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной деятельностью);
- продолжительность урока 35 минут;
- безоценочная система в течение первого года обучения;
- создание условий, приближённых к условиям детского сада (игровой уголок, дополнительные прогулки между уроками).

Слайд 22

Требования к выпускникам ДОУ по ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС)

Слайд 24

Реализация  преемственных связей требует решения задач:

  • Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения - недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.
  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.
  • Приоритетное развитие личности  будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.

Слайд 25, 26,27

Существует несколько разработанных примерных образовательных программ, по которым ДОУ может вести свою образовательную деятельность.

Всё это позволит преодолеть трудности адаптационного периода при поступлении ребёнка в первый класс, решить проблемы учебного и социального  партнёрства учителя и ребёнка. Ведь главная цель решения проблем преемственности дошкольного образования и начального звена – вырастить функционально – грамотную личность, развить в каждом ребёнке его творческие способности, готовность к самореализации с учётом его индивидуального развития.

МОУ «Ыныргинская СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важност...

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...

Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"

В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....