Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС
статья на тему

Михалёва Алёна Геннадьевна
Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования выделяют:
состояние здоровья и физическое развитие детей,
уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности,
умственные и нравственные способности учащихся,
сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития,
развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетным направлением работы педагогов в образовательных учреждениях.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС

Михалёва Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов,

Фещук Инна Анатольевна,

 зам. директора по НМР

МБОУ «СОШ № 40»

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

В.А.Сухомлинский

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования выделяют:

  • состояние здоровья и физическое развитие детей,
  • уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности,
  • умственные и нравственные способности учащихся,
  • сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития,
  • развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетным направлением работы педагогов в образовательных учреждениях.

С какими же проблемами приходится сталкиваться при обеспечении преемственности детского сада и школы?

Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать физическое состояние, особенности психики ребенка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

Ещё одна проблема: в процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.

На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, сохраняющая ценность дошкольного детства, формирующая личностные качества ребенка, а главное, сохраняющая радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Зачастую подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и т.д. Иными словами, формирование у дошкольника готовности к школьному обучению не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения.

Ученые указывают на необходимость формирования на дошкольной ступени не прообраза учебной деятельности, а ее универсальных психологических предпосылок. Особое внимание уделяется обогащению образовательного процесса творчески развивающими формами деятельности, которые обеспечивают создание психологического фундамента готовности ребенка к начальному обучению. Понятие «преемственности» обогащается новыми содержательными компонентами: эмоциональным, деятельностным, содержательным, коммуникативным.

Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Индивидуализация как основа построения образовательного процесса в дошкольном детстве должна стать одним из базовых постулатов этой системы.

Преемственность во взаимодействии педагогов дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Принципы преемственности должны быть реализованы в четырёх аспектах:

  1. Управление. Разработана структура работы учебно – воспитательного комплекса по системе непрерывного образования. Управление учебно-воспитательным комплексом «школа - детский сад» осуществляется в трёх горизонтальных уровнях:
  • уровень директора школы – сада. Здесь разрабатываются стратегические задачи управления.
  • уровень заместителя директора школы – старшего воспитателя сада. На данном уровне разрабатываются и реализуются оперативные задачи управленческих действий.
  • 3-й уровень: уровень методических объединений. Здесь разрабатывается и внедряется в практику методическая и психолого – педагогическая деятельность коллективов детский сад – школа.
  1. Организационное обеспечение деятельности образовательной организации. Воспитательно – образовательный процесс строится в условиях согласования и сочетания целей и задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей между школой и детским садом. Тесное сотрудничество воспитателей и учителей создает ситуацию эмоционально – психологического комфорта и благополучия, что влияет на процесс обучения и формирования личности ребенка с первых дней обучения.
  2. Методическое обеспечение программы. С этой целью в нашей школе разрабатываются:
  • модель преемственности дошкольного и начального школьного уровней обучения,
  • комплексная программа психолого – педагогического сопровождения воспитанника – обучающегося,
  • программа взаимодействия с семьей,
  • реализуется программа федеральной опытно – экспериментальной площадки «ТРИЗ – РТВ технологии как средство развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
  • функционирует «Школа будущего первоклассника».
  1. Психолого – педагогические условия. С целью заботы об эмоционально-психологическом комфорте и благополучии каждого ребенка, функционируют психологические службы детского сада и школы.

На наш взгляд, преемственность дошкольного и начального общего образования может быть обеспечена, если:

  • будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального школьного образования,
  • осуществлён отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО,
  • обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"

В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС...

Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ презентации поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, рассматриваются различные подхо...

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, с...