Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Менькова Ирина Львовна

В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon diskussionnye_kacheli_problemy_preemstvennosti.zip420.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №10

Дискуссионные качели

«Проблемы преемственности  дошкольного

 и

 начального школьного   образования

в  процессе

 реализации ФГОС»

Работу подготовили:

Менькова И. Л.,

учитель начальных классов, 1 категория;

Исакова Н.В.,

учитель начальных классов, 1 категория

Декабрь, 2015 г.

Слайд 1.

В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему. С этой точки зрения всем кажется очевидным, что вуз указывает школе, какого выпускника готовить, старшая школа предъявляет свои требования основной, та - начальной ... В свою очередь, и  начальная школа обращается к ДОУ с рядом требований, возникают противоречия и взаимные претензии. Дошкольное звено и начальная школа представляют собой две стороны, которые разделяет полоса отчуждения, и каждая сторона в одиночку борется со своими проблемами.

Цель новых Стандартов - создание единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка. И сегодня, когда проблема преемственности вновь стала одной из самых обсуждаемых, у нас есть реальная возможность разобраться, обменяться мнениями и, главное, договориться.        

Слайд 2.

Дискуссионные качели

Успешный

Дошкольник     Обучающийся

Слайд 3.

 Школьное обучение никогда не начинается  с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Л. С. Выгодский. 

Решение педагогических ситуаций.

Мать 10-летнего мальчика рассказала: «Может быть, мы сами виноваты - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый мальчик – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять неудача. И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше расположена к девочкам, мальчики ее раздражали своей беспокойностью. После второго класса он уже к пятеркам не рвался, но учение было нерадостно для него. А дальше пошло-поехало… »

           Как вы думаете, почему так произошло и что необходимо сделать, чтобы исключить такие ситуации? Дискуссия присутствуюших.

Вывод: в каждой строчке – проблема.

 Слайд 4.

  1. Педагогическая некомпетентность родителей.

Педагоги, специалисты ДОУ смогут своевременно оказать квалифицированную помощь, как ребёнку, так и родителям малыша, т. к. воспитание детей в детском саду направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития, его социализацию в обществе и прежде всего в обществе сверстников.

Учить родителей как воспитывать детей надо с самого раннего возраста.

  1. Ценность портфолио

В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время “работает” против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении – портфолио, не только грамоты и успехи но и качества ребёнка+ и _

Слайд 5-4

На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая)  готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Пункт 3.2.3. ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником ДО в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Например у нас Стартовая диагностика «Школьный старт». Показ

Стартовая диагностика определяет  основные проблемы, характерные для большинства обучающихся,  и в соответствии с особенностями  ступени обучения  на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

3. Мелкая моторика

  Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая-святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.

Ведя двухгодичную подготовку к школе , мы поняли, что слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Для этой цели педагогами уже разработаны специальные упражнения – пальчиковые и дыхательные, всевозможные растяжки. Такие двигательно-оздоровительные моменты не требуют особой подготовки и наглядности. Они помогут заполнить любую паузу, любой момент непредвиденного «ожидания» детьми чего-либо с пользой и удовольствием.

4.У ребёнка не развито умение учиться

Одним из ключевых условий обеспечения непрерывности образования выступает преемственность.  

Слайд 6.

        Вопрос:- Как вы понимаете термин «преемственность»?

Преемственность  - это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса. 

  • Образовательные стандарты как основа преемственности. В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63). Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами. 

  • Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

-вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (Закон «Об образовании в РФ» Статья 11).

Слайд 7

Преемственные и перспективные задачи дошкольного  учреждения и начальной школы

        Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка через различные виды продуктивной деятельности детей

        Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики

Слайд 8

Задание.В ФГОС ДО найдите ответ на вопросы:

- Что является основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования? Целевые ориентиры Программы

Приложение 1( оно выдано каждому участнику круглого стола)

- В чём заключается суть преемственности? (Ответ: п. 4.7.) целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности

Слайд 9

            Таким образом, ФГОС ДО говорит нам о том, что основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)

Слайд 10        

В настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать её элементы. (Компоненты учебной деятельности:1) мотивы;2) учебная  цель;3) учебная  задача; 4) учебные  действия и операции.) И снова , хочется вернуться к теме родителей.

Слайд 11

Существует два подхода к проблеме преемственности на этапе «дошкольный возраст - младший школьный». Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада. Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются», по справедливому выражению В.Т. Кудрявцева) — в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. ФГОС ДО нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а формирование умений учиться.

Слайд 12

Что же такое УУД?

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;  

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

        Группы УУД:

-личностные,

-регулятивные,

-коммуникативные,

-познавательные.

Мне, как учителю, думаю и педагогам ДОУ, хотелось бы понимать, какая предпосылка является основой для формирования того или иного УУД.

  Рассмотрим преемственность результатов ДО И НОО от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям.

Выдаются памятки(приложение 2)

Целевые ориентиры:

инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры;

уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства;

способен к фантазии, воображению и творчеству;

любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям;

способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умениях в различных сферах деятельности. Это личностные универсальные учебные действия.

Целевые ориентиры ДО:

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать чувства  и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов;

хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и  желания. Это коммуникативные универсальные учебные действия.

Целевые ориентиры ДО:

способен к воплощению различных замыслов;

умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

контролирует свои достижения и управляет ими;

способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело;

следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены. Это регулятивные универсальные учебные действия.

Целевые ориентиры ДО:

склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями  о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире;

знаком с книжной культурой и детской литературой;

обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, истории; имеет предпосылки грамотности. Это  познавательные универсальные действия.

 Слайд 13

В период дошкольного детства ребенок   овладевает  умением жить в мире с самим собой, получает через игру навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия и учится учиться.  У него формируются основные качества личности и ключевые социальные навыки – это всё отражено в целевых ориентирах, которые в дальнейшем помогут в формировании УУД(умения учиться)

Слайд 14      

Мы останавливаем наши дискуссионные качели.  Спасибо всем за конструктивную и плодотворную работу. Многие проблемы преемственности были вскрыты. Спасибо, что мы вместе искали и обсуждали  пути решения некоторых из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...

Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ презентации поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, рассматриваются различные подхо...

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, с...