ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
методическая разработка на тему

Вельдяскина Галина Николаевна

Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важностью данной проблемы, но и необходимостью её корректировать в соответствии с социальной ситуацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Вельдяскина Г.Н.

МОУ «Лямбирская СОШ №2» (с. Лямбирь)

Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важностью данной проблемы, но и необходимостью её корректировать в соответствии с социальной ситуацией.

Что же такое преемственность между дошкольным и начальным звеном обучения? Прежде всего, преемственность между указанными звеньями следует рассматривать как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе

отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Остаётся актуальной игровая деятельность ребенка. Более того, психолого-педагогическими исследованиями доказано, что развитие новой ведущей деятельности прямо обусловлено преемственностью с предыдущей, потому что именно в её недрах и формируется следующая ведущая деятельность. Это подчеркивает особую важность формирования игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства, особенно тех её компонентов, которые сходны с учебной (принятие задачи, выполнение правила, мотив, выбор средств реализации и др.). 

Существуют исследования, где преемственность рассматривается через готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни, через перспективные связи между возрастными линиями развития. Авторы отмечают, что педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования.

Концепция непрерывного образования ориентирована на взаимосвязь дошкольного и начального образования и предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
  • включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
  • развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
  • специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества, реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи между детским садом, школой и другими учреждениями:

  • сотрудничество с методическим кабинетом;
  • совместное участие в педагогических советах и семинарах;
  • посещение детьми подготовительной группы детского сада первого класса;
  • сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом;
  • сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.

Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы.

В школе на протяжении учебного года происходят события, в которых воспитателям старших групп детского сада желательно участвовать. Например, торжественное начало учебного года, оценка результатов учебной деятельности за первое полугодие, спортивные праздники. В свою очередь, в детском саду также бывают события, на которых должны присутствовать учителя школы. Это родительские собрания, где родителей информируют о специфике совместной работы в период перехода детей в школу, день прощания с детским садом, выставки детских работ ит.д.

Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности, совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует администрация школы или районные отделы образования.

Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся первых классов. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и учащиеся. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес детей к школе и социальным явлениям. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники - проявлять заботу о младших товарищах.

Мероприятия, организуемые детским садом, предполагают посещение детьми уроков в школе, участие в празднике, посвященном началу учебного года, посещение выставок школьных работ, участие в культурных и спортивных мероприятиях. Школа организует показ кукольного театра для детей, утренники, концерты, литературные вечера, изготовление и починку игрушек, уборку территории. Перспективным направлением в совместной работе являются празднование Международного дня защиты детей, субботники, походы, игры, спортивные мероприятия, конкурсы детских рисунков на асфальте.

Период поступления и адаптации к школе может явиться сложным испытанием, которое может привести к школьной дезадаптации. Поэтому ранняя диагностика, профилактика и коррекция школьной дезадаптации является важной проблемой, требующей системно организованного процесса. 
В нашей школе используется программа психолого-педагогического сопровождения детей. Задачами данной программы являются развитие коммуникативной и интеллектуальной готовности к школе, формирование адекватного представления о школьной жизни, повышение школьной мотивации, осознание ребенку специфической позиции школьника, выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни. 
Основными направлениями деятельности являются: 

  • совместная работа воспитателя класса предшкольной подготовки и учителя первого класса (посещение учителем занятий, внеклассных мероприятий, режимных моментов); 
  • изучение учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка и социальной карты класса в целом. 
  • индивидуальные и групповые консультации с родителями будущих первоклассников, направленные на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 
  • проведение групповых коррекционно-развивающих и психогимнастических занятий для будущих первоклассников.
  • диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе.

Первое тестирование по определению уровня готовности к школьному обучению проводится в конце учебного года в классе предшкольной подготовки, второе тестирование - в октябре у первоклассников на выявление трудностей в период адаптации. Большинство детей к середине первого класса выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования. Во втором полугодии данная диагностика направлена на выявление детей, испытывающих трудности в школьной адаптации. Таким детям оказывается необходимая помощь.

Программа психолого-педагогического сопровождения позволяет создать необходимые условия, позволяющие детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе требований.

Таким образом, готовность к школе – это, прежде всего, психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Это развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния здоровье, психологическое и эмоциональное благополучие школьников.

Литература

1. Л.В. Лусканова « Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» М. 2001г.

2. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Б.С. Круглов « Как помочь первокласснику хорошо учиться». М., 2003г. 
3. С.И. Гин, И.Е. Прокопенко « Первые дни в школе» М. Вита-Пресс 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...

Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"

В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....