Дополнительные общеобразовательные программы
методическая разработка

Программы, разработанные педагогом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_severa.docx298.89 КБ
Файл programma_mir_lesa.docx295.24 КБ

Предварительный просмотр:

F:\2017-09-01 1\1 001.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Природа Севера»

естественнонаучной направленности

Возраст обучающихся – 5-8 лет

Срок реализации программы – 1 год (2 модуля)

Автор-составитель: Титова Г.О. педагог дополнительного образования год разработки программы – 2017

Нижневартовск, 2017 год

Пояснительная записка

Дополнительная        общеобразовательная         общеразвивающая         программа

«Природа Севера», естественнонаучной направленности, с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;      СП      2.4      3648-20      «Санитарно-эпидемиологические      требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 года №28; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ), письмо от 18.11.2015г. №09-3242; Приказа № 467 от 6.12.2019 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" муниципальных правовых актов.

В последние два десятилетия экологическому воспитанию и образованию уделяется особое место. В «Федеральном законе об охране окружающей среды» обозначена необходимость экологического просвещения, всеобщего комплексного экологического образования, в том числе и через систему образования. Формирование экологического сознания на современном этапе – одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

В процессе развития, обучения и воспитания ребенок приобретает навыки, необходимые для полноценной жизни. Зачастую дети в современном мире имеют ограниченное, а порой и искаженное представление об окружающем мире, в том числе и о природе, сниженный интерес к познанию нового, проявляют эмоциональную бедность, потребительское отношение.

Актуальность программы состоит в том, чтобы донести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде, обучающиеся получат дополнительные экологические знания: факты о многообразии видов и жизни животных ХМАО-Югры, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (способы добывание пищи, пищевые связи, размножение, убежища, жилища и т.д.) в доступной форме.

Дополнительная        общеобразовательная         общеразвивающая         программа

«Природа Севера» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что знания, полученные детьми после прохождения тем программы, могут использоваться ими в последующем освоении школьных предметов, и в их повседневной жизни:

  • знания о жизнедеятельности растений и животных ХМАО-Югры, о связях их с окружающей средой и сезонных изменениях в природе послужат основой для изучения школьного курса «окружающий мир»;
  • знания по практической экологии способствуют развитию навыков творческой деятельности, стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного наиболее приемлемы игровые формы работы. Игровая деятельность включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Игры на занятиях организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы, изучении лесных растений и животных ХМАО-Югры. Педагог на занятиях руководит игровой деятельностью, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Игры организуются на каждом занятии, в процессе всего образовательного процесса.

Формирование коллектива происходит на добровольных началах, к обучающимся применяется принцип группового обучения с индивидуальным подходом в соответствии с возрастными особенностями.

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Природа Севера» могут проходить и дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие самостоятельно образовательную организацию.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) занятие длится 25-30 минут, для детей начальной школы (7-8 лет) продолжительность занятия 35-40 минут, наполняемость учебных групп 10-15 человек.

Анализ результатов деятельности обучающихся осуществляется с помощью аттестации, которая проводится в начале и в конце учебного года.

Дополнительная        общеобразовательная         общеразвивающая         программа

«Природа Севера» рассчитана как на полную реализацию программы в течение одного года, так и на реализацию программы по отдельным модулям. Срок реализации 1 модуля программы – 4 месяца (1 модуль программы составляет 35 часов, из них теоретических – 11, практических - 24), срок реализации 2 модуля – 5 месяцев (2 модуль программы 37 часов, из них теоретических – 8, практических - 29).

Занятия в актированные дни, во время карантина, пандемии, возможно, проводить в дистанционной форме. Состав группы - постоянный.

Цель программы: формирование знаний о разнообразии растительного и животного мира ХМАО-Югры и осознанно-правильного поведения в природе.

Задачи программы:

  • формирование знания об основных экологических группах лесных растений и животных ХМАО-Югры;
  • развитие у детей наблюдательности, умения логически мыслить, эмоционально- целостно относится к природе;
  • воспитание гуманного отношения к окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 модуль

Цель программы: формирование знаний о разнообразии растительного мира и мира птиц ХМАО-Югры и осознанно-правильного поведения в природе.

Задачи программы:

  • формирование знания об основных экологических группах лесных растений и зимующих птицах ХМАО-Югры;
  • развитие у детей наблюдательности, умения логически мыслить, эмоционально- целостно относится к природе;
  • воспитание гуманного отношения к окружающей среде.

Учебный план 1 модуль

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Примечание

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

Стартовая аттестация

Мир вокруг нас.

4

1

3

2

Что такое природа?

1

1

-

3

Живая и неживая природа.

1

-

1

4

Многообразие живых существ на Земле.

1

-

1

5

Обобщающее занятие по теме «Мир вокруг нас».

1

-

1

Осенние странички.

5

2

3

6

Изменения в неживой и живой природе осенью.

1

1

-

7

Дары осеннего леса.

1

1

-

8

Путешествие на грибную поляну.

1

-

1

9

Путешествие на ягодную поляну.

1

-

1

10

Обобщающее занятие по теме

«Осенние странички».

1

-

1

Мир деревьев.

10

3

7

11

Что такое дерево?

1

1

-

12

Какие бывают деревья?

1

-

1

13

Лиственные деревья. Береза.

1

1

-

14

Лиственные деревья. Осина.

1

-

1

15

Лиственные деревья. Ива.

1

-

1

16

Лиственные деревья. Рябина.

1

-

1

17

Хвойные деревья. Ель и пихта.

1

1

-

18

Хвойные деревья. Кедр и сосна.

1

-

1

19

Хвойные деревья. Лиственница.

1

-

1

20

Обобщающее занятие по теме:

«Мир деревьев».

1

-

1

Зимующие птицы нашего края.

14

4

10

21

Природоохранная акция

«Кормушка».

1

-

1

22

«Синичкин день».

1

1

-

23

Подкормите птиц зимой!

(изготовление листовок).

1

-

1

24

Гости зимних кормушек.

1

1

-

25

Голубь.

1

-

1

26

Клёст.

1

1

-

27

Синица.

1

-

1

28

Снегирь.

1

-

1

29

Дятел.

1

-

1

30

Поползень.

1

-

1

31

Щегол.

1

-

1

32

Кедровка.

1

-

1

33

Филин.

1

1

-

34

Обобщающее занятие по теме:

«Зимующие птицы».

1

-

1

35

Обобщающее занятие

«Тайны леса» (1 модуль).

1

1

Промежуто чная

аттестация

Итого

35

11

24

Краткое содержание программы 1 модуль

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы и массовыми мероприятиями.

Игры на знакомство и коммуникацию. Инструктаж по технике безопасности.

Мир вокруг нас. Представления о природе как составной части окружающего мира. Живая природа – животные, растения, грибы. Неживая природа – камень, водоемы, песок, воздух. Связь между живой и неживой природой. Многообразие живых существ на Земле. Классификация животных – млекопитающие, птицы, насекомые, паукообразные, рыбы. Домашние, дикие животные.

Практическая работа. Учебно-познавательная игра «Мир вокруг нас». Работа с дидактическими карточками. Дидактические игры: «Живое-неживое», «Воздух, земля, вода», «Береги живое», «Волшебный мешочек», «Где это случилось», «Дополни картинку»,

«Похожие признаки».

Осенние странички. Изменения в неживой и живой природе осенью. Дары осеннего леса. Грибы. Внешнее строение гриба. Съедобные (белый гриб, подосиновик, подберезовик) и ядовитые (мухомор, поганки). Ягоды. Съедобные (клюква, брусника, черника) и ядовитые (вороний глаз). Обобщающее занятие.

Практическая работа. Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что в моей корзинке?», «Вспомним цвета осени», «Похожие признаки», «Грибное лото», «Ягодное лото», лото «Времена года», «Собери картинку», «В саду, на поле, в огороде». Ритмическая игра «Музыкальные объятия». Работа с дидактическими карточками.

Мир деревьев. Что такое дерево? (отличительные признаки дерева, как жизненной формы растения). Хвойные деревья. Особенности внешнего строения дерева, виды хвойных деревьев (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница). Лиственные деревья. Особенности внешнего строения дерева, виды лиственных деревьев (береза, осина, рябина, ива).

Практическая работа. Дидактические игры: «С чьей ветки детки», «Топай- хлопай», «Собери картинку», «Что сначала, что потом?», «Третий лишний», «Назови и передай», «Лабиринт», «Имитация движений». Чтение сказок В. Сутеева «Ёлка», В. Зотова «Сосна», «Пихты», «Берёза», Ю. Могутина «Кедр», Г. Скребицкого «Ива и осина рассеивают семена». Разгадывание загадок про деревья. Рассматривание иллюстраций и гербария. Ритмическая игра «Музыкальные объятия». Работа с дидактическими карточками.

Зимующие птицы нашего края. Знакомство с представителями класса птицы, особенности внешнего вида птиц (окраска, величина, форма туловища, клюва), особенности жизнедеятельности зимующих птиц. Зимующие птицы нашего края: голубь, клёст, синица, снегирь, дятел, поползень, щегол, кедровка, филин. Помощь человека зимующим        птицам.

Практическая работа. Дидактические игры: «У кормушки», «Четвёртый лишний»,

«Угадай по описанию», «Карточная викторина», «Разрезные картинки», «Птичье лото»,

«Зимующие-перелётные», Ритмические игры: «Дятел», «Снегири», «Синичка». Чтение сказок: Вл. Зотов «Поползень», «Клёст-еловик», «Синица», «Сова», Э. Шим «Тяжёлая работа». Участие в природоохранной акции «Кормушка» (рисование листовок, рисунков, изготовление кормушек). Разгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций зимующих птиц. Работа с дидактическими карточками.

Обобщающее занятие «Тайны леса» (1 модуль). Подведение итогов работа по разделам модуля один. Промежуточная аттестация.

Планируемые результаты освоения программы 1 модуль

  • обучающиеся будут иметь представления о природе, объектах живой и неживой природы, о видовом многообразии растительного мира ХМАО-Югры, о зимующих птицах ХМАО-Югры;
  • будут знать: 5 хвойных и 4 лиственных деревьев; 5 съедобных и 2 ядовитых гриба; 6 зимующих птиц;
  • будут развиты творческие способности посредством участия в природоохранных акциях.

Формы аттестации 1 модуль

Мониторинг результатов освоения программы

Время проведения

Цель проведения мониторинга

Формы мониторинга

Стартовая аттестация

Сентябрь

Определение уровня знаний

обучающихся.

Беседа

Промежуточная аттестация

Декабрь

Определение степени усвоения обучающимися программного материала.

Опрос, наблюдение.

Для определения знаний, умений и навыков, обучающихся следующие показатели:

Высокий уровень: обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Средний уровень: обучающиеся частично владеют учебным материалом. Выполнение практической работы, работы с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками происходит под наблюдением педагога или с помощью сверстника. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Низкий уровень: обучающиеся слабо владеют учебным материалом и не в полном объеме, практическую работу выполняют только под наблюдением педагога.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 модуль

Цель программы: формирование знаний о разнообразии животного мира и мира птиц ХМАО-Югры и осознанно-правильного поведения в природе.

Задачи программы:

  • формирование знания об основных экологических группах лесных животных и перелётных птицах ХМАО-Югры;
  • развитие у детей наблюдательности, умения логически мыслить, эмоционально- целостно относится к природе;
  • воспитание гуманного отношения к окружающей среде.

Учебный план 2 модуль

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Примечание

всего

теория

практика

1

Игра-путешествие «По лесным

тропинкам».

1

1

-

Животные нашего края.

17

3

14

2

Природоохранная акция «В защиту хвойных деревьев».

1

-

1

3

«Красавица ель!» (изготовление рисунков, листовок).

1

-

1

4

Кто такие звери?

1

1

-

5

Кто такие хищники?

1

1

-

6

Хозяин тайги – бурый медведь.

1

-

1

7

Серые разбойники – волки.

1

-

1

8

Рыжая хищница – лиса.

1

-

1

9

Лесная кошка – рысь.

1

-

1

10

Лесная акробатка – куница.

1

-

1

11

Подземный житель – крот.

1

-

1

12

Обыкновенный ёж.

1

-

1

13

Кто такие травоядные животные?

1

1

-

14

Лесные великаны: лось и олень.

1

-

1

15

Лесная хозяюшка – белка.

1

-

1

16

Запасливый бурундук.

1

-

1

17

Для чего зайцу две шубки.

1

-

1

18

Обобщающее занятие по теме:

«Животные нашего края».

1

-

1

Весенний калейдоскоп.

2

1

1

19

Весенний калейдоскоп.

1

1

-

20

Вестники весны.

1

-

1

Перелётные птицы.

12

2

10

21

Вестники весны - перелётные

птицы.

1

1

-

22

Журавль.

1

-

1

23

Аист.

1

-

1

24

Цапля.

1

-

1

25

Гуси.

1

-

1

26

Утки.

1

-

1

27

Лебеди.

1

-

1

28

Трясогузка.

1

1

-

29

Кукушка.

1

-

1

30

Природоохранная

акция «Перелетные птицы».

1

-

1

31

«Перелетные птицы»

(изготовление рисунков, листовок).

1

-

1

32

Обобщающее занятие по теме:

«Перелётные птицы»

1

-

1

Насекомые.

4

1

3

33

Кто такие насекомые?

1

1

-

34

Бабочки.

1

-

1

35

Жуки.

1

-

1

36

Муравьи.

1

-

1

37

Итоговое занятие.

1

-

1

Итоговая

аттестация

Итого

37

8

29

Краткое содержание программы 2 модуль

Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Знакомство с животными и перелетными птицами нашего края.

Животные нашего края. Видовое разнообразие животных. Местообитания, образ жизни. Хищники: хозяин тайги - бурый медведь, серые разбойники – волки, рыжая хищница – лиса, лесная кошка – рысь, лесная акробатка – куница, подземный житель – крот, обыкновенный ёж. Травоядные: лесные великаны-лось и олень, лесная хозяюшка-белка, запасливый бурундук, заяц.

Практическая работа. Дидактические игры: «Теремок», «Лесные полянки», «Чей хвост», «Найди маму», «Третий лишний», «Собери картинку», «Чей дом», «Береги природу», лото «Дикие животные», «Лесные прятки», «Угадай, кто я». Ритмические игры:

«Зайка», «Три медведя», «У лисицы острый нос», «Дождик и ёжик», Чтение сказок: В. Бианки «Хвосты», В. Зотов «Лось», «Медведь», «Лиса», И. Соколов-Микимтов «Волки», Л. Яковлев «Лисёнок», М. Пелейкая «Для чего зайцу две шубки». Участие в природоохранной акции «В защиту хвойных деревьев» (рисование листовок, рисунков). Разгадывание загадок о животных. Рассматривание иллюстраций животных. Работа с дидактическими карточками.

Весенний калейдоскоп. Изменения в неживой и живой природе весной. Характерные особенности весенней природы, расширение представления о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело – появилась трава – запели птицы, люди заменили тёплую одежду на облегчённую. Природа региона весной.

Практическая работа. Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе весной. Дидактические игры: «Лабиринт», «Что сначала, что потом», «Карточная викторина», «Времена года», «Разрезные картинки». Работа с дидактическими карточками. Рассматривание иллюстраций.

Перелётные птицы. Отличительные особенности внешнего вида, питания, образа жизни перелётных птиц. Перелётные птицы нашего края: журавль, аист, цапля, гуси, утки, лебеди, трясогузка, кукушка. Помощь человека перелётным птицам.

Практическая работа. Дидактические игры: «Птичье лото», «Угадай по описанию», «Чей клюв», «Чьи лапы», «Помоги найти маму», «Карточная викторина»,

«Разрезные картинки», «Голоса птиц». Ритмическая игра «Гуси-лебеди», Чтение сказок: М.   Пришвин   «Журка»,   Ю.    Дмитриев   «Кукушка»,   И   Соколов-Микитов

«Плавунчик». Разгадывание загадок о перелётных птицах. Рассматривание иллюстраций перелётных птиц. Участие в природоохранной акции «Перелетные птицы» (рисование листовок, рисунков, изготовление скворечников и гнездовий). Работа с дидактическими карточками.

Насекомые. Кто такие насекомые? (почему насекомых называют насекомыми, чем насекомые отличаются от других живых существ, какую приносят пользу). Представители насекомых – муравьи, жуки, бабочки (представление о внешнем виде насекомого - окраска, величина, форма туловища, выяснить, есть ли крылья, количество лапок).

Практическая работа. Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Правила поведения на лугу», «Что сначала, что потом», лото «На лугу», «Разрезные картинки». Разгадывание загадок о насекомых. Рассматривание иллюстраций насекомых. Работа с дидактическими карточками.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Итоговая аттестация.

Планируемые результаты освоения программы 2 модуль

  • обучающиеся будут иметь представления о природе, объектах живой и неживой природы, о видовом многообразии животного мира ХМАО-Югры; о перелётных птицах ХМАО-Югры;
  • будут знать: 5 хвойных и 4 лиственных деревьев; 5 съедобных и 2 ядовитых гриба; 5 насекомых; 12 птиц; 12 млекопитающих;
  • будут развиты творческие способности посредством участия в природоохранных акциях.

Формы аттестации 2 модуль

Мониторинг результатов освоения программы

Время проведения

Цель проведения мониторинга

Формы мониторинга

Итоговая аттестация

Май

Определение степени усвоения обучающимися программного материала.

Опрос, наблюдение.

Для определения знаний, умений и навыков, обучающихся следующие показатели:

Высокий уровень: обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о животных ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Средний уровень: обучающиеся частично владеют учебным материалом. Выполнение практической работы, работы с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками происходит под наблюдением педагога или с помощью сверстника. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о животных ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Низкий уровень: обучающиеся слабо владеют учебным материалом и не в полном объеме, практическую работу выполняют только под наблюдением педагога.

Условия реализации программы

Материально- техническое оснащение:

  • учебный кабинет;
  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • фотоаппарат;
  • увеличительные приборы (микроскоп, лупа).

Педагог дополнительного образования организует учебные занятия в детском объединении, проводит мероприятия воспитательного и профилактического направления: организует и проводит игры, природоохранные акции, мастер-классы.

Методические материалы

Методы для организации занятий обучения: словесный, наглядный, практический. Методы, в основе которых лежит деятельность обучающихся: объяснительно-

иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.

Формы проведения занятий: викторина, выставка, практическое занятие, представление, занятие-игра, наблюдение, конференция, игра-путешествие, экскурсия, ярмарка, ринг, праздник, конкурс, круглый стол, мастер-класс, «мозговой штурм», сюжетно-ролевая игра, открытое занятие, размышление, консультация, презентация, игровая программа.

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Для усвоения обучающимися учебного материала применяются дидактические пособия, игры, просмотр видеофильмов, создание проблемных ситуаций во время проведения занятий. Для стимулирования активности обучающихся на занятиях применяются методы: поощрение – может осуществляться посредством слов, жестов, мимики, оценок, публичной демонстрации достижений, предъявлении их в качестве примера для подражания другим обучающимся; внимание педагога или товарищей к действиям поощряемого, в результате чего, обучающийся ощущает свои успехи, повышает веру в себя, свои возможности и способности; награда и благодарность – используется при достижении больших, существенных успехов обучающихся. Для проведения занятий используются авторская методика Т.В. Шпотовой «Цвет природы».

Дидактическое обеспечение программы

Эффективности обучения способствует широкое использование:

  • коллекции насекомых, грибов, спилов деревьев;
  • гербария древесных и травянистых растений;
  • видеофайлов;
  • предметных картинок по изучаемым темам;
  • тематических карточек - заданий;
  • иллюстраций по изучаемым темам;
  • раздаточного материала
  • презентаций по темам.

«Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график 1 модуль

№ п/п

Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

Месяц

Неделя

1.

Сентябрь

1

Вводное занятие.

1

-

Лекционное

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Наблюдение

2.

Сентябрь

2-3

Стартовая аттестация

Самостоятельная работа.

3.

Сентябрь

2-3

Мир вокруг нас

1

3

Лекционное, практическое, экскурсия

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

4.

Сентябрь Октябрь

4

1-2

Осенние странички

2

3

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

5.

Октябрь Ноябрь

3-4

1-3

Мир деревьев

3

7

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

6.

Ноябрь Декабрь

4

1-4

Зимующие        птицы нашего края

4

10

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

7.

Декабрь

4

Промежуточная аттестация

Самостоятельная работа.

8.

Декабрь

4

Обобщающее        занятие

«Тайны        леса»        (1 модуль).

1

Игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

Итого

11

24

Календарный учебный график 2 модуль

№ п/п

Дата        проведения

занятия

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

Месяц

Неделя

1.

Январь

2

неделя

Игра-путешествие «По лесным тропинкам».

1

-

Лекционное

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Наблюдение

2.

Январь Февраль Март

3-4

1-4

1-3

Животные нашего края

3

14

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

3.

Март

4

Весенний калейдоскоп

1

1

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

4.

Апрель Май

1-4

1

Перелетные птицы

2

10

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

5.

Май

1-3

Насекомые

1

5

Лекционное, практическое, игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа.

6.

Май

4

Итоговая аттестация

Самостоятельная

работа.

7.

Май

4

Итоговое занятие

-

1

Игровое

Общеобразовательные учреждения города, МАУДО г.

Нижневартовска «ЦДТ»

Опрос, наблюдение, самостоятельная

работа.

Итого

8

29

Источники

  1. Жигарев, И.А. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.

– М.: Дрофа, 2016 – 208 с.

  1. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2017. – 72с.
  2. Наедине с природой: Книга для чтения/Сост. Гаврилова О. Н.- Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2016.- 288 с.
  3. Овечкина, Е.С. Полевые методы изучения экосистем Нижневартовского района: Учебно-методическое пособие. / Е.С. Овечкина, Е.Л. Шор – Нижневартовск: изд-во

«Приобье», 2018. – 112 с.

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  2. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: Блок занятий «Я и природа»-М.:

«Карапуз-дидактика», 2017.- 192 с.: ил.

  1. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: Научно-популярное издание для детей.- Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2018.-80с.
  2. Шпотова Т.В. «Цвет природы»; «Времена года», «Игровая экология».
  3. Сабунаев С.В. Я познаю мир. Энциклопедия «Удивительные животные».- М.: Аст

«Апрель», 2013-503с.

  1. Биологический энциклопедический словарь (гл. ред. М.С. Гиляров; редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварин и др). – М.: Современная энциклопедия, 2012 – 831с.

Интернет-ресурсы для педагога и родителей

  1.  http://www.uchportal.ru/load/46 - Все для учителя начальных классов на

«Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.

  1. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=view link&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению.
  2.  http://www.oldskazki.chat.ru/titul.htm - Сайт «Старые добрые сказки» 4. http://bird.geoman.ru – Все о птицах.

5. http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты Земля. 6. http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.

Контрольно – измерительные материалы по программе «Природа Севера»

Стартовая аттестация.

Беседа по картинкам.

Материал: предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы, подметные картинки с изображением предметов рукотворного мира, иллюстрации с изображением времен года, иллюстрации с изображением растений, животных, зимующих и перелётных птиц, насекомых.

  1. Посмотри на картинки, раздели их по группам: живая природа, неживая природа, предметы рукотворного мира.
  2. Назови времена года в правильной последовательности.
  3. Определи, какое время года изображено на иллюстрации.
  4. Назови птиц и покажи их на картинке.
  5. Раздели птиц на две группы: зимующие и перелётные.
  6. Назови животных нашего края и покажи их на картинках.
  7. Раздели животных на две группы: хищники и травоядные.
  8. Покажи насекомое на картинке, назови его.
  9. Назови зимующих птиц и покажи их на картинке.
  10. Чем насекомые отличаются других животных?
  11. Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, насекомые.

Инструкция к проведению: беседа по картинкам. Критерии оценки:

  1. ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
  2. ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога – 2 балла.
  3. ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень - 25-30 баллов. Средний уровень – 16 – 24 балла. Низкий уровень – менее 15 баллов.

Промежуточная аттестация.

  1. Мир вокруг нас.

Материал: картинки с изображением: объектов живой природы (растения, животные, птицы, насекомые, земноводные); объектов неживой природы (камни, солнце, вода, земля и т.д.), предметов рукотворного мира (дом, мебель, игрушки, посуда и т.д.).

  1. Посмотри на картинки, раздели их по группам: живая природа, неживая природа, предметы рукотворного мира.
  2. Назови животных, которых ты знаешь, покажи их на картинке.
  3. Назови птиц, которых ты знаешь, покажи их на картинке.
  4. Назови насекомых, которых ты знаешь, покажи их на картинке.
  5. Назови растения, которые ты знаешь, покажи их на картинке. Критерии оценки:
  1. ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
  2. ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога – 2 балла.
  3. ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое – 1 балл.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

  1. Осенние странички.

Материал: иллюстрации с изображением осенней природы, грибов, ягод, животных, растений, птиц.

  1. Назови приметы осени.
  2. Почему осень называют «золотой порой»?
  3. Что происходит с растениями осенью?
  4. Какие дары осеннего леса ты знаешь? Назови, покажи на картинке.
  5. Почему осенью становится меньше насекомых?
  6. Куда улетают птицы?
  7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?
  8. Назови осенние месяцы.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

  1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
  2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов
  • 2 балла.
  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
  1. Мир деревьев.

Материал: картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, травянистых растений.

  1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников?
  2. Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы.
  3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
  4. На какие две группы можно разделить деревья?
  5. Раздели деревья на две группы: хвойные и лиственные.
  6. Где можно встретить деревья?
  7. Относятся ли деревья к живым существам? Как ты это определил?
  8. Как человек использует растения в своей жизни? Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций.

Критерии оценки:

  1. ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
  2. ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога – 2 балла. 3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое
  • 1 балл.
  1. Зимующие птицы нашего края.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц.

  1. Назови зимующих у нас птиц и покажи их на картинке.
  2. Почему они так называются?
  3. Какие птицы зимуют в городе?
  4. Какие птицы зимуют в лесу?
  5. Как человек помогает птицам пережить зиму?

Инструкция к проведению: беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций.

Критерии оценки:

  1. ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
  2. ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога – 2 балла. 3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое
  • 1 балл.

Итоговая аттестация.

  1. Животные нашего края.

Материал: иллюстрации с изображением животных нашего края, красная полянка, зелёная полянка, картинки с изображением жилищ животных.

  1. Назови животных нашего края и покажи их на картинках.
  2. Чем питаются эти животные?
  3. На какие две группы можно разделить диких животных?
  4. Раздели животных на две группы: хищники и травоядные. Хищников посели на красную полянку, травоядных на зелёную.
  5. Кто из животных меняет на зиму цвет шубки?
  6. Кто из животных впадает на зиму в спячку?
  7. Найди животным домики в лесу.

Инструкция к проведению: беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций.

Критерии оценки:

  1. ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
  2. ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога – 2 балла. 3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое
  • 1 балл.

2. Весенний калейдоскоп.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений.

  1. Как изменяется природа весной?
  2. Что происходит с растениями весной?
  3. Почему возвращаются перелётные птицы?
  4. Как изменяется погода весной?
  5. Что весной делают животные?
  6. Почему у зайца поменялся цвет?
  7. Назови весенние месяцы.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

  1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
  2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов
  • 2 балла.
  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
  1. Перелётные птицы.

Материал: иллюстрации с изображением перелётных птиц.

  1. Назови перелётных птиц и покажи их на картинке.
  2. Почему они так называются?
  3. Почему перелётные птицы возвращаются?
  4. Как человек помогает перелётным птицам?

Инструкция к проведению: беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций.

Критерии оценки:

  1. ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
  2. ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога – 2 балла. 3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое
  • 1 балл.
  1. Насекомые.

Материал: иллюстрации с изображением насекомых.

  1. Рассмотри картинки. Назови одним словом, тех, кто изображён на картинках.
  2. Почему их называют насекомые?
  3. Назови насекомых и покажи их на картинке.
  4. Чем насекомые отличаются других животных?

Инструкция к проведению: беседа по картинкам.

Критерии оценки:

  1. ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
  2. ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога – 2 балла.
  3. ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень - 20 – 24 балла. Средний уровень – 15 – 19 баллов. Низкий уровень – менее 15 баллов.



Предварительный просмотр:

F:\2017-09-01 1\1 001.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МИР ЛЕСА»

Естественно-научной  направленности

Возраст обучающихся 5-8 лет

срок реализации программы – 2 года

Автор-составитель:

Титова Галина Орестовна,

педагог дополнительного образования

Год корректировки программы -2017

г. Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной и младшей школьной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир тайги разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04 июля 2014 года №41; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;   «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» утвержденной Министерством  образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09;  Концепции развития дополнительного образования детей   на 2014-2020гг., утвержденной решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов.

Естественнонаучное образование в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения дошкольников и младших школьников. На сегодняшний день охрана лесных сообществ является одной из самых основных задач человечества. Очень важно воспитывать у детей бережное, гуманное отношение к растительному и животному миру. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. При изучении природы дети узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов. Знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями растений и животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением для человека.

Программа имеет естественнонаучную направленность и разработана на основе эколого-этнографического проекта «Цвет природы» Т.В. Шпотовой, «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой, главной целью которых является осознание детьми себя как одного из взаимопроникающих компонентов единого целого – природа, мы в природе – природа в нас.

Одновременно происходит интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Мир тайги» основана на комплексном подходе ознакомления с природой ХМАО-Югры, является структурной единицей и первой ступенью в программе деятельности Школьного лесничества. По данному направлению нет дополнительных образовательных программ.

Актуальность дополнительной образовательной программы «Мир тайги» в том, что обучающиеся получают дополнительные знания: факты о многообразии видов и жизни животных ХМАО-Югры, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (способы добывание пищи, пищевые связи, размножение, убежища, жилища и т.д.).

         Цель программы: развитие мотивации обучающихся к изучению многообразия видов лесных животных и растений ХМАО-Югры.

         Задачи программы: 

  • формировать знания об основных экологических группах лесных растений и животных ХМАО-Югры;
  • научить классифицировать объекты живой и неживой природы;
  • развивать у детей наблюдательность, умение логически мыслить, эмоционально-целостное отношения к природе;
  • воспитывать эмоционально – положительное отношение природе.

Дополнительная образовательная программа «Мир тайги» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-8лет), составлена с учетом возрастных особенностей детей. Условия набора обучающихся – добровольно. Наполняемость учебных групп составляет 10-15 человек. Группы формируются по возрасту 5-6 лет, 7-8 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (для дошкольников 25-30 мин.), 72 часа в год.

 Форма занятий – групповая.

Методы для организации занятий обучения: словесный, наглядный, практический.

Методы, в основе которых лежит деятельность обучающихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы обучения, частично-поисковые методы обучения.

Формы проведения занятий: викторина, выставка, практическое занятие, представление, занятие-игра, наблюдение, конференция, игра-путешествие, экскурсия, ярмарка, праздник, конкурс, мастер-класс, сюжетно-ролевая игра, открытое занятие, размышление, презентация, игровая программа.

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Планируемые результаты освоения программы:

К концу первого года обучения, обучающиеся:

К концу второго года  обучения, обучающиеся:

Будут иметь элементарные понятия, такие как птицы, звери,  домашние животные, дикие животные, растения.

Будут знать:  2 хвойных и 4 лиственных древа, их основные отличия, значение в природе и жизнедеятельности человека;

Знать правила безопасного поведения в природе;

Знать основные признаки времен года в природе (осень, зима, весна, лето);

Знать птиц нашего края 9 шт., домашних птиц 3 шт., декоративных 2 шт.

Знать  5 видов млекопитающих;

Знает 3 вида шляпочных грибов, правила сбора грибов.

Будут иметь представления о природе, объектах живой и неживой природы;

 о лесе как среде обитания животных;

 классификации животных; о видовом составе животных и растений ХМАО-Югры.

Будут знать: 5 хвойных и 6 лиственных деревьев; 9 травянистых растений; 3 съедобных и 1 ядовитый гриб; 5 насекомых; 2 земноводных; 21 птицу; 13 млекопитающих.

Будут развиты творческие способности посредством участия в природоохранных акциях.

Учебный план.

Первый блок (5-6 лет).

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

1. Вводное занятие.         

1

1

-

2.

Осень.

6

1

5

2. В гости к осени. 

1

1

-

3.Осение краски.

1

-

1

4. Листопад.

1

-

1

5. Экскурсия «Осень – чудесная пора!».

1

-

1

6. Дары осени.

1

-

1

7. Обобщающее занятие по теме «Осенний калейдоскоп».

1

-

1

3.

Царство растений.

6

3

3

8. Лиственные деревья.

1

1

-

9. Лиственные деревья.

1

-

1

10. Хвойные деревья.

1

1

-

11.Съедобные грибы.

1

1

-

12. Несъедобные грибы

1

-

1

13. Обобщающие занятие по теме  «В гостях у Лесовичка».

1

-

1

4.

Зима.

6

2

4

14. Волшебница зима.

1

1

-

15. Зимний лес.

1

-

1

16. Зимний лес.

1

-

1

17. Прогулка по зимнему лесу.

1

1

-

18.Загадки зимнего леса.

1

-

1

19. Обобщающее занятие по теме «Зимний калейдоскоп».

1

-

1

5.

Царство животных.

21

6

15

20. Звери нашего края.

1

1

1

21. Медведь.

1

-

-

22. Лиса.

1

1

-

23. Волк.

1

-

1

24. Белка.

1

-

1

25. Бурундук.

1

-

1

26. Домашние животные.

1

-

1

27. Домашние животные .

1

-

1

28. Мой питомец.

1

-

1

29. Игра «Удивительный мир животных».

1

-

1

30. Птицы нашего края.

1

-

-

31. Городские птицы.

1

1

1

32. Водоплавающие птицы.

1

-

1

33. Лесные птицы.

1

-

1

34. Хищные птицы.

1

-

-

35. Домашние птицы.

1

-

1

36. Домашние птицы.

1

1

-

37. Декоративные птицы.

1

1

1

38. Игра  «пернатые друзья».

1

-

-

39. Красная книга.

1

1

1

40. Обобщающие занятие по теме «В мире животных».

1

-

1

6.

Весна.

6

2

4

41. Весна, весна красная.

1

1

-

42. Экскурсия «Здравствуй весна!».

1

-

1

43. Путешествие в весенний лес.

1

-

1

44. Путешествие в весенний лес.

1

-

1

45. Весенние первоцветы.

1

1

-

46. Ирга « Весенний калейдоскоп» .

1

-

1

7.

Лето.

7

2

5

47. Лето к нам пришло!

1

1

-

48. Краски лета.

1

-

1

49. Путешествие в летний лес.

1

-

1

50. Путешествие в летний лес.

1

1

-

51. Экскурсия «Здравствуй, лес!».

1

-

1

52. Ирга « Летний калейдоскоп».

1

-

1

53. Итоговое занятие.

1

-

1

 Массовые мероприятия.

19

4

15

8.

Природоохранная акция. «Кормушка».

6

1

5

54. Зимующие птицы.

1

1

-

55. Зимующие птицы.

1

-

1

56. Виды кормушек.

1

-

1

57. Помогите птицам (конкурс рисунков).

1

-

1

58. Покормите птиц зимой (конкурс листовок).

1

-

1

59. Игра «Зимующие птицы».

1

-

1

Природоохранная акция. «В защиту хвойных деревьев».

4

1

3

60. Игра «С кем дружит ель?»

1

1

-

61. «Красавица Ель!» (конкурс рисунков).

1

-

1

62. Традиции нового года.

1

-

1

63. Мастерская Деда Мороза.

1

-

1

Природоохранная акция. «Перелетные птицы».

6

1

5

64. Перелетные птицы.

1

1

-

65. Перелетные птицы.

1

-

1

66. Птица года.

1

-

1

67. Пернатые друзья (конкурс рисунков).

1

1

68. Игра «Перелетные птицы».

1

-

1

69. «День птиц» (праздник).

1

-

1

Природоохранная акция «Берегите лес от огня»

3

1

2

70. Виды лесных пожаров.

1

1

-

71. «Берегите лес и его жителей от пожара»

(конкурс рисунков, листовок).

1

-

1

72. Игра «Берегите лес от огня!».

1

-

1

9.

Итого:

72

21

51

Учебный план.

Второй блок (7-8 лет).

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

1. Вводное занятие.         

1

1

-

2.

Мир вокруг нас.

4

1

3

2. Что такое природа?

1

1

-

3. Живая и неживая природа.

1

-

1

4. Многообразие живых существ на Земле.

1

-

1

5. Обобщающее занятие по теме «Мир вокруг нас».

1

-

1

3.

Азбука леса.

8

4

4

6. Что такое лес?

1

1

-

7. Лес как среда обитания животных.

1

-

1

8. Лесные сокровища.

1

1

-

9. Краснолесье (хвойный лес).

1

1

-

10. Чернолесье (лиственный лес).

1

-

1

11. Лес вылечит и накормит.

1

-

1

12. Враги и друзья леса.

1

1

-

13. Обобщающее занятие по теме «Лесовичок».

1

-

1

4.

Царство растений.

8

2

6

14. В сибирской тайге.

1

1

-

15. Хвойные деревья.

1

-

1

16. Лиственные деревья.

1

-

1

17. Травы, травы…

1

1

-

18. Царство грибов.

1

-

1

19. Мхи.

1

-

1

20. Тайны растений.

1

-

1

21. Обобщающее занятие по теме «Растения нашего края».

1

-

1

5.

Лесные жители.

28

6

22

22. Животные нашего края.

1

1

1

23. Кто такие насекомые?

1

-

-

24. Бабочки.

1

1

-

25. Санитары леса.

1

-

1

26. Жуки.

1

-

1

27. Игра «Мир насекомых».

1

-

1

28. Земноводные.

1

-

1

29. Паукообразные.

1

-

1

30. Птицы нашего края.

1

-

1

31. Водоплавающие.

1

-

1

32. Околоводные птицы.

1

-

-

33. Хищные птицы.

1

1

1

34. Лесные птицы.

1

-

1

35. Зимующие птицы.

1

-

1

36. Городские птицы.

1

-

-

37. Викторина «Что за птица?»

1

-

1

38. Млекопитающие нашего края.

1

1

-

39. Хищники.

1

1

1

40. Пушной зверь.

1

-

-

41. Семейство куньих.

1

1

1

42. Собакообразные.

1

-

1

43. Косолапый друг.

1

-

1

44. Зайцеобразные.

1

-

1

45. Хозяин тундры - северный Олень.

1

-

1

46. Игра «В мире животных».

1

-

1

47. Экскурсия в живой уголок.

1

-

1

48. Экскурсия в живой уголок.

1

-

1

49. Обобщающие занятие по теме «Эти забавные животные».

1

-

1

6.

Человек и лес.

6

1

5

50. Значения леса в жизни человека.

1

1

-

51. Экологические проблемы леса.

1

-

1

52. Правила поведения в лесу.

1

-

1

53. Что делать, если заблудился в лесу?

1

-

1

54. Обобщающие занятие по теме «Лес полон чудес!»

1

-

1

55. Итоговое занятие.

1

-

1

7.

 Массовые мероприятия.

17

4

13

Природоохранная акция. «Кормушка».

5

1

4

56. Зимующие птицы.

1

1

-

57. Виды кормушек.

1

-

1

58. Помогите птицам (конкурс рисунков).

1

-

1

59. Покормите птиц зимой (конкурс листовок).

1

-

1

60. Игра «Зимующие птицы».

1

-

1

Природоохранная акция. «В защиту хвойных деревьев».

4

1

3

61. Игра «С кем дружит ель?»

1

1

-

62. «Красавица Ель!» (конкурс рисунков).

1

-

1

63. Традиции нового года.

1

-

1

64. Мастерская Деда Мороза.

1

-

1

Природоохранная акция. «Перелетные птицы».

5

1

4

65. Перелетные птицы.

1

1

-

66. Птица года.

1

-

1

67. Пернатые друзья (конкурс рисунков).

1

1

68. Игра «Перелетные птицы».

1

-

1

69. «День птиц» (праздник).

1

-

1

Природоохранная акция «Берегите лес от огня»

3

1

2

70. Виды лесных пожаров.

1

1

-

71. «Берегите лес и его жителей от пожара»

(конкурс рисунков, листовок).

1

-

1

72. Игра «Берегите лес от огня!».

1

-

1

8.

Итого:

72

19

53

Содержание программы.

Первый блок (5-6 лет).

    Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка и массовыми мероприятиями. Инструктаж по технике безопасности.

Осень. Знать признаки осени. Изменения в живой и неживой природе осенью. Краски осени. Осенние дары природы. Практическая работа: Обобщающие занятие по теме «Осенний калейдоскоп». Работа с дидактическими карточками.

Царство растений.  Хвойные (ель, сосна) и лиственные (береза, ива, рябина, осина) деревья, основное отличие хвойных деревьев от лиственных деревьев, значение в природе и жизнедеятельности человека; Съедобные (Белый гриб, лесички) и ядовитые грибы (мухомор). Правила сбора грибов. Практическая работа: Обобщающие занятие по теме «В гостях у Лесовичка». Работа с дидактическими карточками, гербарием.

Зима. Знать признаки зимы. Изменения в живой и неживой природе зимой. Практическая работа: Обобщающие занятие по теме «Зимний калейдоскоп».

Царство животных. Звери нашего края. Видовое разнообразие животных. Дикие звери  - медведь, лиса, белка, бурундук. Домашние звери – корова, овца, лошадь, свинья,  кошка, собака. Мой питомиц. Годовой образ жизни, питание птиц.  Красная книга.  Птицы нашего края. Водоплавающие птицы – утка кряква. Лесные птицы - глухарь, синица, снегирь. Хищные птицы - орлан белохвост, филин. Городские птицы - воробей, голубь. Домашние птицы - курица, петух, индюк. Декоративные птицы -  попугай волнистый, канарейка. Годовой образ жизни, питание птиц.

Практическая работа: Обобщающие занятие по теме « Пернатые друзья». «Удивительный мир животных», «В мире животных». Работа с дидактическими карточками.

Весна. Знать признаки весны. Изменения в живой и неживой природе весной. Весенние первоцветы.  Практическая работа: Обобщающие занятие по теме «Весенний калейдоскоп».

Лето. Знать признаки лета. Изменения в живой и неживой природе летом. Краски лета. Практическая работа: Обобщающие занятие по теме «Летний калейдоскоп». Работа с дидактическими карточками.

Итоговое занятие. Объяснение правил работы на занятии. Практическая работа. Учебно - практическая конференция «Сохраним наш край таёжный», учебно-познавательная игра «Лесные заморочки». Работа с дидактическими карточками.

Содержание программы.

Второй блок (7-8 лет).

    Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка и массовыми мероприятиями. Инструктаж по технике безопасности.

    Мир вокруг нас. Представления о природе как составной части окружающего мира. Живая природа – животные, растения, грибы. Неживая природа – камень, водоемы, песок, воздух. Связь между живой и неживой природой. Многообразие живых существ на Земле. Классификация животных – млекопитающие, птицы, насекомые, паукообразные, рыбы. Домашние, дикие животные. Учебно – познавательная игра «В мире животных». Обобщающее занятие. Практическая работа. Учебно – познавательная игра «Мир вокруг нас». Работа с дидактическими карточками.

    Азбука леса. Что такое лес? Лес как среда обитания животных. Значение леса для живых существ и для человека. Лесные сокровища. Хвойные деревья и кустарники ХМАО-Югры. Чернолесье (лиственный лес). Лиственные деревья и кустарники ХМАО-Югры. Вылечит и накормит (клюква, брусника, голубика, малина, черника). Насекомые вредители – короед, майский жук, бабочка пяденицы. Защитники леса – дятел, кукушка, божия коровка. Практическая работа. Учебно – познавательная игра «Лесовичок», работа с карточками, гербарием, коллекциями.

    Царство растений. Понятие тайги, особенности климатических условий природной зоны (количество осадков превышает испарению, заболоченная местность, температурный режим). Хвойные деревья. Особенности внешнего строения дерева, виды хвойных деревьев (ель, сосна). Лиственные деревья. Особенности внешнего строения дерева, виды лиственных деревьев (береза, осина). Травянистые растения леса (Иван – чай, кислица обыкновенная, хвощ). Внешние строение гриба. Съедобные (белый гриб, подосиновик, подберезовик) и ядовитые (мухомор). Мох – сфагнум, кукушкин лен.  Некоторые растения помогают узнать время и погоду (шиповник, ель, кислица). Лекарственные растения тайги (подорожник, мать-и-мачеха, крапива). Практическая работа. Учебно – познавательная игра «Растения нашего края».

     Лесные жители. Видовое разнообразие животных. Млекопитающие, птицы, насекомые, паукообразные. Классификация насекомых.  Бабочки (пяденица, махаон). Строения бабочек. Образ жизни бабочки. Чем питаются бабочки. Санитары леса (муравьи). Местообитания, чем питаются, размножение. Жуки. Образ жизни бабочки. Чем питаются (божья коровка, майский жук).  Земноводные (травяная лягушка, сибирская лягушка). Местообитания, чем питаются, размножение. Место обитания, суточный и годовой образ жизни, чем питаются паук (крестовик). Особенности строения птиц, образ жизни птиц. Водоплавающие (утка кряква, лебедь шипун). Питание, суточный, годовой образ жизни, питания птиц. Околоводные птицы (сизая чайка, стерх). Питание, суточный, годовой образ жизни, питания птиц. Хищные птиц (орлан белохвост, болотная сова). Питание, суточный, годовой образ жизни, питания птиц. Лесные птицы (клест, синица, дятел).  Питание, суточный, годовой образ жизни, питания птиц. Зимующие птицы (снегирь, свиристель, синица, воробей, воробей, глухарь, тетерев).  Питание, суточный, годовой образ жизни, питания птиц. Перелетные птицы (кукушка, трясогузка, стриж, скворец, утка кряква, лебедь шипун, стерх). Питание, суточный, годовой образ жизни, питания птиц. Городские птицы (воробей, голубь). Питание, суточный, годовой образ жизни, птиц. Млекопитающие нашего края. Познакомить с видовым составом млекопитающих ХМАО по картинкам. Хищники (рысь, соболь).  Питание, суточный, годовой образ жизни, питания животных. Пушной зверь (песец, белка). Питание, суточный и годовой образ жизни, питания животных. Семейство куньих (куница, норка, соболь). Питание, суточный, годовой образ жизни, питания животных. Собакообразные (Лиса, волк). Питание, суточный, годовой образ жизни, питания животных. Косолапый друг (медведь). Питание, суточный, годовой образ жизни, питания животных. Зайцеобразные. Заяц русак. Заяц беляк. Питание, суточный и годовой образ жизни, питания зайцев. Хозяин тундры - северный Олень. Питание, суточный и годовой образ жизни, питания оленя.

Практическая работа. Игра «Мир насекомых». Викторина «Что за птица?». Игра «В мире животных» Экскурсия в живой уголок. Учебно-познавательная игра «Эти забавные животные». Работа с дидактическими карточками, гербарием, коллекциями.

Лес и человек. Отношения человека с лесом. Лес в жизни коренных народов севера. Отношения к лесу современного человека. Практическая работа. Правила поведения в лесу. Что делать, если заблудился в лесу. Викторина «Лес полон чудес!». Работа с карточками, гербарием, коллекциями.

Итоговое занятие. Объяснение правил работы на занятии. Практическая работа. Учебно - практическая конференция «Сохраним наш край таёжный», учебно-познавательная игра «Лесные заморочки», решение тестовых заданий.

Мониторинг результатов освоения программы.

Время проведения

Цель проведения мониторинга

Формы мониторинга

Стартовая диагностика

В начале учебного года (сентябрь)

Определение уровня знаний обучающихся.

Беседа

Промежуточный мониторинг

В конце учебного года май

В середине учебного года январь

Определение степени усвоения обучающимися программного материала.

Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Дошкольники - педагогическое наблюдение, опрос.

Младшие школьники – самостоятельная работа.

Итоговый мониторинг

В конце учебного года (май)

Определение степени усвоения обучающимися программного материала.

Дошкольники - опрос.

Младшие школьники - опросник.

Для определения знаний, умений и навыков, обучающихся следующие показатели:

Высокий уровень: Обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками.  Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях и животных ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Средний уровень: Обучающиеся частично владеют учебным материалом. Выполнение практической работы, работы с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками происходит под наблюдением педагога или с помощью сверстника. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях и животных ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Низкий уровень: Обучающиеся слабо владеют учебным материалом и не в полном объеме, практическую работу выполняют только под наблюдением педагога.

Система контроля и отслеживания результатов.

Первый блок (5-6 лет).

Раздел

Требования к предметным результатам

Требования к метапредметным  результатам

Требования к личностным результатам

Форма контроля

Осень в природе

Признаки осени. Изменения в живой и неживой природе - листопад, понижение температуры, реже светит солнце, день короче ночь, птицы улетаю в теплые края, подготовка животных к зиме.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Игра «Осенний калейдоскоп»

Царство растений

- отличительные признаки дерева, как жизненной формы растений (2 хвойных и 4 лиственных пород);

-  уметь различать лиственные и хвойные деревья;

- сравнивать ель и сосну;

-4 шляпочных грибов, правила сбора грибов;

 - отвечать на итоговые вопросы.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Игра

 «В гостях у Лесовичка»

Зима

Признаки зимы. Изменения в живой и неживой природе – день  короче, ночь длине; снегопад, метель, понижение температуры воздуха, изменение в ритме жизни зверей и птиц.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Игра

 «Зимний калейдоскоп»

Царство животных

Знать:

- Диких зверей – медведь, белка, лис, волк, бурундук.

Домашние звери – корова, овца, лошадь, свинья,  кошка, собака. Годовой образ жизни, питание птиц.  

- Птиц нашего края. Водоплавающие птицы – утка кряква.

Лесные птицы - глухарь, синица, снегирь. Хищные птицы - орлан белохвост, филин. Городские птицы - воробей, голубь. Домашние птицы - курица, петух, индюк. Декоративные птицы -  попугай волнистый, канарейка. Годовой образ жизни, питание птиц.

Уметь: - определять животного по иллюстрации, классифицировать животных, разгадывать загадки

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Игра

«Пернатые друзья». «Удивительный мир животных». «В мире животных».

Весна

Признаки весны. Изменения в живой и неживой природе – день длиннее, ночь короче; ледоход, половодье, повышение температуры, капель, проталины, прилет птиц, изменение в ритме жизни зверей и птиц.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Учебно - познавательная игра «Весенний калейдоскоп»

Лето

Признаки лета. Изменения в живой и неживой природе – день длиннее, ночь короче; белые ночи, повышение температуры, изменение в ритме жизни зверей и птиц.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Викторина «Летний калейдоскоп»

Система контроля и отслеживания результатов.

Второй блок (7-8лет).

Раздел

Требования к предметным результатам

Требования к метапредметным  результатам

Требования к личностным результатам

Форма контроля

Мир вокруг нас

Неживая и живая природа (различия, краткая характеристика объектов живой  и неживой природы). Объекты неживой природы - солнце, звезда, облако, река, озеро, камень, песок.

Объекты живой природы - деревья, грибы, травянистые растения, кусты, животные.

Понимания связи живой и не живой природы.

Животные разнообразия (млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, паукообразные), домашние, дикие животные.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Игра «В мире животных»

Азбука леса

- отличительные признаки дерева, как жизненной формы растений (2 хвойных и 2 лиственных пород);

-  уметь различать лиственные и хвойные деревья;

- сравнивать ель и сосну;

-описывать дерево по плану.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Игра «Лесовичок»

Царство растений

- понятия тайга,

- виды хвойных деревьев,

- виды лиственных деревьев,

- травянистые растения леса (Иван -чай, кислица обыкновенная, хвощ, подорожник, крапива)

- 4 шляпочных грибов, правила сбора грибов,

- мхи,

- лекарственные растения тайги (мать - и – мачеха, сосна, крапива, береза)

- отвечать на итоговые вопросы.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Учебно - познавательная игра «Растения нашего края»

Лес общий дом

Знать: - насекомые (пяделица, махаон, божья коровка, майский жук);

- земноводные (травяная лягушка, сибирская лягушка);

- птицы (утка кряква, лебедь шипун, сизая чайка стерх, орлан белохвост, болотная сова, клест, синица, дятел, снегирь, свиристель воробей, глухарь, тетере, кукушка, трясогузка, стриж, скворец, голубь);

- млекопитающие (рысь, соболь, песец, белка, куница, норка, соболь, лисица, волк, медведь, заяц, лось)

Уметь: - определять животного по иллюстрации, классифицировать животных, составлять загадки, разгадывать загадки.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Учебно - познавательная игра «Эти забавные животные»

Человек и лес

Знать: значения леса в жизни человека, виды труда связанные с природой,экологические проблемы и правила охраны природы в лесных зонах;растения и животных леса, занесенные в Красную книгу.

Уметь: - уметь делать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.

-понимать учебную задачу,

-осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Викторина «Лес полон чудес»

Методическое обеспечение программы.

      Для усвоения обучающимися учебного материала применяются дидактические пособия, игры, просмотр видеофильмов, создание проблемных ситуаций во время проведения занятий. Для стимулирования активности обучающихся на занятиях применяются методы: поощрение – может осуществляться посредством слов, жестов, мимики, оценок, публичной демонстрации достижений, предъявлении их в качестве примера для подражания другим обучающимся; внимание педагога или товарищей к действиям поощряемого, в результате чего обучающийся ощущает свои успехи, повышает веру в себя, свои возможности и способности; награда и благодарность – используется при достижении больших, существенных успехов обучающихся. Для проведения занятий используются авторская методика Т.В. Шпотовой «Цвет природы».  

    Формирование коллектива происходит на добровольных началах, к обучающимся применяется индивидуальный подход в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями.

     Анализ результатов деятельности, обучающихся осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов (аттестация), которые проводятся в начале, середине и конце учебного года.

Дидактическое обеспечение программы

Эффективности обучения способствует широкое использование:

- коллекции насекомых, грибов, спилов деревьев;

- гербария древесных и травянистых растений;

- видеофильмов;

- предметных картинок по изучаемым темам;

- тематических карточек - заданий;

- иллюстраций по изучаемым темам;

- раздаточного материала

- презентаций по темам.

Материально- техническое оснащение:

- учебный кабинет;

- компьютер;

- мультимедиа проектор;

- фотоаппарат;

- увеличительные приборы (микроскоп, лупа).

Список литературы

Книги

  1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдение за птицами.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 256с.: ил.
  2. Наедине с природой: Книга для чтения/Сост. Гаврилова О. Н.- Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000.- 288 с.
  3. Насекомые. Полная энциклопедия/Перевод с англ. М.Авдониной. –Москва:
  4. Рянжин С.В.. Экологический букварь - Санкт-Петербург Пит-Тал 1996-180с.
  5. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: Научно-популярное издание для детей.- Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.-80с.
  6. Наедине с природой: Книга для чтения/Сост. Гаврилова О. Н.- Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000.- 288 с.
  7. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом –природа»: Блок занятий «Я и природа» -М.: «Карапуз-дидактика», 2005.- 192 с.: ил.
  8. Самкова В.А.  Мы изучаем лес.- М; Центр «Экология и образование», 1993г.
  9.  Шпотова Т.В. «Цвет природы»; «Времена года», «Игровая экология».

Нормативные   документы

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04 июля 2014 года №41;

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов

Целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...