«Организация работы над «противоречием»,
статья

Швацкая Ольга Николаевна

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_nad_protivorechiyami.docx59.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организации работы над понятием "противоречие"

Если путь твой к познанию ведет,

Как бы ни был он долог и труден – вперед!

Абулькасим Фердоуси

Национальный проект «Образование» направлен на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики.  Его первоочередная задача – «дать системе образования стимул к движению вперед для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития…»

Иными словами, названный проект нацелен на воспитание нового человека, которому по плечу качественное развитие страны. Таким человеком является творческая личность, а в основу инновационного педагогического процесса заложено воспитание творчества у учащихся.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. На современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно представлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково - знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Важно, чтобы процесс обучения соответствовал ожиданиям ребенка, природе его развития. По мнению В.Ф.Шаталова, «…самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира». Он призывает «…создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического комфорта».

И.П.Волков ставит задачу – «так построить обучение, чтобы максимальноразвить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности».

«Для того, чтобы обеспечить максимальное развитие всех задатков и личности в целом, необходимо, чтобы  направленность  и характер обучения отвечали  потребностям   созревших психологических сил и стимулировали их дальнейшее совершенствование», - утверждал талантливый педагог Ш.А.Амонашвили. Он предложил вовремя, начиная с шести лет, реализовать возможности детей: «Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы он активизировал действие внутренних сил и потенциальных возможностей ребенка и способствовал доведению их развития и становления до оптимального уровня».

Действительно, современный ребенок приходит в школу с огромными  потенциальными возможностями, и чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства, нужен целенаправленный, воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий образовательный процесс. Для этого первоклассника необходимо научить способам учебной деятельности, коллективному труду, взаимообогащающему общению.

Результат индивидуального развития младшего школьника определяется степенью его ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции и качества, социальные компетенции, и уровнем предметных и метапредметных умений.

Индивидуальное развитие младшего школьника присходит в процессе его образовательной и творческой деятельности на уроках и во внеурочное время с использованием разнообразных способов и приемов в результате совместной работы с учителем и со сверстниками. Важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой учебной и творческой деятельности.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

      Условиями успешности обучения являются:

      - проблематизация учебного материала ;

      -активность ребенка;

      - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом

 Способность видеть проблему там,  где другие не видят никаких сложностей – одно из важнейших качеств, отличающих творца от  «посредственного» человека. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. С.Л.Рубинштейн писал: Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует».

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Этапы постановки и решения проблемы

              1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

              2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

              3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

              4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

              5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: актуализация знаний, закрепление и др.

 

Таким образом учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Ученикам необходимо  выявить противоречие в предложенном задании. Зачастую работа  на этом этапе вызывает у учащихся трудности, т.к. они не знакомы с понятием «противоречие» и не готовы его разрешить самостоятельно.

Здесь учителю на помощь может прийти ТРИЗ-педагогика. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач.

Понятие «противоречие» является одним из ключевых теории решения изобретательских задач. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.

Противоречие считается обозначенным, если к одному признаку объекта (или ситуации) предъявлены два противоположных значения как требования разных надсистем. Существуют приемы разрешения противоречия во времени, в пространстве, в отношениях и др.

За период обучения в начальной школе учащиеся приучаются к любому объекту или явлению относиться с диалектической точки зрения, умеют самостоятельно выделять противоположные требования к значению признаков разных надсистем; учатся решать учебные изобретательские задачи. Такие задачи содержат основной вопрос «Как быть?» или «Что делать?» и характеризуются достаточно явно выраженным противоречием, которое необходимо разрешить. Для того, чтобы решить изобретательскую задачу, необходимо вначале четко сформулировать противоречие, выяснить, какие ресурсы есть в данной ситуации и какие из них можно использовать при решении задачи, назвать идеальный конечный результат; уточнить противоречие, обозначив противоположные свойства объекта; разрешить противоречие при помощи приемов. Процесс решения изобретательской задачи заканчивается итоговой рефлексией относительно способа решения и найденного ответа.

 Познакомившись, с теорией детского «допонятийного» мышления, можно провести такие аналогии между «взрослым», «детским» и «тризовским» мышлением

«взрослое» мышление

«детское» мышление

«тризовское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

ТРИЗ благополучно интегрируется в учебную деятельность и является  актуальным на данном этапе обучения.

Формулировка противоречия – наполовину решенная задача.

Рис. 5. Схема описания противоречия
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Противоречие – это ситуация, когда к одному элементу предъявляются два несовместимых требования. В основе противоречия всегда (!) лежит причинно-следственная связь между положительным и нежелательным эффектом. Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия:

1.Противоречия в погоде

 2.Противоречия в ситуациях

 3.Противоречия в предметах

4.Противоречия в количестве

5.Противоречия в размерах

 6.Противоположные признаки
Для организации работы над понятием "противоречие" рекомендуется сделать акцент не на словесном описании противоречия, а на его изображении. В рабочих тетрадях представлено несколько заданий, способствующих уяснению сути этого понятия. Для самостоятельного составления противоречий учащимся необходимо продемонстрировать несколько форм его представления:

и _____ , и _____ ;

быть _____ , быть _____ ;

должен быть _____ , чтобы… и должен быть _____ , чтобы…,

если ____, то … и если ____, то … .

          Эту работу можно продолжить в коллективной форме, используя материал притчи из "Книги противоречий".

Работа по "Книге противоречий"

Вот один из вариантов составления книги противоречий учащимися.

Учащимся читается притча: "Пришли двое. И сели они. И говорили о противоречиях. И взял один камень и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту камень? (Учащиеся предложили следующие варианты: твердый - мягкий, гладкий - шершавый, большой - маленький, крупный - мелкий, драгоценный - обыкновенный и др.) После обсуждения полученных вариантов чтение притчи продолжается.

"..."Пусть будет твердым и жидким". И оказался камень льдом. И сказал другой: "Пусть будет водой и воздухом". И растаял лед и закипел. И увидел один палку, и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту палка? (Учащиеся предложили следующие варианты: длинная - короткая, прямая - кривая, гладкая - сучковатая, свежая - засохшая и др.)

"..."Пусть будет и прямой и кривой". И оказалась она змеей и уползла в кусты. И упал подле них лист. И сказали друг другу..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту лист? (Варианты учащихся: зеленый - желтый - белый - пестрый, сухой - свежий, большой - маленький, резной - ровный, целый - рваный и др.)

"..."Пусть будет и твоим и моим!" И поднялся ветер и стал кружить лист между обоими. 
И собрались люди. И дивились на дела их. И казалось, что все хорошо. И увидели они людей. И ушли в разные стороны. И затаили люди обиду. 
И на другой день были те же двое. И вновь говорили о противоречиях. И показал один белый платок и сказал..."

Вопрос к учащимся: Какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту платок? (Белый - не белый, квадратный - прямоугольный - овальный, мягкий - грубый, кружевной - обыкновенный, шелковый - ситцевый и др.)

"..."Пусть будет также и не белым". И прошел дождь, и засияла радуга, и отразилась на платке. 
И показал второй на высокую гору и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту гора? (Учащиеся предложили противопоставления: большая - маленькая, серая - коричневая - зеленая, отвесная - пологая, голая - покрытая лесом и др.)

"..."Пусть будет также и маленькой". И пришел вечер. И солнце оказалось за горой, и упала тень. И показалась гора песчинкой. 
И вновь пришли люди, и опять дивились на дела их. И один среди людей сказал: "Вот эти ушли от нас. Пусть же покажут нам и холодное и горячее. И тогда отпустим их". И все согласились с ним".

Вопрос к учащимся: что бы вы показали?

"...И ответили двое: "Да будет так". И кольнуло каждого в сердце. И узнали, что это. И увидев это, двое снова ушли в разные стороны. 
И снова затаили люди обиду. 
И был третий и последний день. И опять пришли. И говорили о противоречиях. А люди уже ждали их. И стоял от них шум. И тогда сказал первый: "Пусть будут громкими и тихими". И пошумели те еще. А потом замолчали выжидающе. И увидели это двое и стали смеяться".

Вопрос к учащимся: как вы думаете, почему они засмеялись?

"И тогда вышел от людей тот же, что и вчера, и сказал: "Пусть покажут нам быстрое и медленное. И отпустим их, если увидим". 
И ответили те: "Да будет так"".

Вопрос к учащимся: что бы вы показали на их месте?

"...И не случилось ничего. И окружили их. И стали высмеивать. 
И тогда сказал первый: "Объединяются люди, чтобы стать сильнее, и не дано измерить, сколько слабости обретают при этом". И сказал второй: "Не будем спасать их от насилия над нами, ибо не дано измерить, сколько злобы рождается от запретов". 
И стали люди соображать. Кто быстрее, а кто медленнее..."

Результатом работы над притчей становится книга противоречий, составленная учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с противоречием

Статья содержит рекомендации как знакомить детей с одним из понятий ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) - противоречием...

Организация работы с родителями педагога образовательной организации

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. Терпения. Чтобы  услышать и понять друг друга....

Перспективы организации работы научно-методической лаборатории по духовно-нравственному развитию на базе общеобразовательных организаций.

На современном этапе российской истории и образования происходит смена ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение...

Организация работы по комплексной безопасности в образовательной организации

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, потребовала обучения сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся безопасному образу ж...

Работа с противоречиями

Чо такое противоречие? Как с ним работать?...