Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
методическая разработка

Бондаренко Виктория Васильевна

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Работа с одаренными детьми

в начальной школе»

Учитель начальных классов

МБОУ «СШ №5»

Бондаренко В.В.

г. Нижневартовск

Введение.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарѐнности в системе образования на организационном уровне обычно решается путѐм создания специальных школ для одарѐнных и талантливых учащихся. Это, безусловно, позитивное явление, но существует возможность и другого решения – не удалять одарѐнного ребѐнка из естественной для него среды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей.

Программа «Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарѐнных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Выдвигает ряд задач:

  • не терять потенциально одарѐнных, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарѐнных детей;
  • формировать у одарѐнных детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Общий курс в объединении рассчитан на 1 год, работа строится в виде кружковой работы по направлениям: русский язык, литературное чтение, математика. Программа для воспитанников составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 8-10 лет.

Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность – уровень развития общих способностей,

определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

  1. Описание модели работы с одаренными детьми.

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

  • внедрение передовых образовательных технологий;
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности;
  • формирование банков данных по проблеме одарѐнности.

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
  • научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарѐнных детей в мероприятиях различного уровня: школьного, муниципального и международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

План работы с одарёнными детьми на 2022/2023 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и

методических рекомендаций.

в течение

года

Галабурда        С.Н.,

Бондаренко В.В.

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарѐнных детей.

в течение

года

Бондаренко В.В.

совместно с психологом

МБОУ СШ№5

3.

Создание банка данных по одарѐнным

детям МБОУ СШ№5.

сентябрь

январь

Галабурда С.Н.,

зам. директора

4.

Проведение работы с родителями одарѐнных детей.

в течение

года

Гараева Н.Н.,

психолог

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с

одарѐнными детьми.

в течение

года

Бондаренко В.В.

6.

Создание условий для работы с

одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Бондаренко В.В.

7.

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4

классов.

октябрь

Галабурда С.Н.

8.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру»,

«Русский медвежонок» «Астра»

«Гелиантус», «Учи.ру и др.

в течение года

Учитель начальных

Классов Бондаренко В.В.

9.

Анализ критических замечаний и

предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь- апрель

ПЦК        учителей начальных

классов

10.

Подготовка учащихся к городскому интеллектуальному конкурсу «Юниор» по математике, окружающему миру.

сентябрь - апрель

Учитель начальных

классов Бондаренко В.В.        

11.

Организация сети занятий по интересам, работа над проектно-

исследовательскими работами, выступление с работами

в течение года

Учитель начальных

классов Бондаренко В.В.        

12.

Расширение банка методической

литературы по работе с одарѐнными детьми.

в течение года

Библиотекарь

13.

Участие в городском конкурсе «Грани познания» «Открытие»

март

Экспертная группа Учитель

начальных

классов Бондаренко В.В.        

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность        и        систематичности        школьного        и        внешкольного образования и воспитания.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация        и        дифференциация        процесса        образования        и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция        интеллектуального,        морального,        эстетического        и физического развития.

Методы обучения: помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

  • мозговой штурм,

  • групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

  • обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

  • говорить и слушать;

  • принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить        потребность        детей        в        признании        и        уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового        объекта;

б)        отыскание        свойств        объекта        в        иной        среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

  • задания с отсроченным вопросом,

  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

  • решение частично-поисковых задач разного уровня,

  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как

правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

  • проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • обобщение        и        систематизация        материалов        и        результатов        работы        с одаренными детьми.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:3 кл. - КВН по русскому языку.

Родительское        собрание        на        тему        “Расширение        кругозора        школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”. Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.

Результаты реализации программы

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарѐнными детьми;
  • создать        условия        для        развития        одарѐнности        и        таланта        у детей        в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарѐнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарѐнные дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результативности работы с учащимися - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

  • изучение структуры интеллекта;

  • отслеживание        уровня        умственного        развития        учащихся        объединения (ШТУР);

  • отслеживание        уровня        развития        творческого        мышления:        (методика П.Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
  • воспринимать        и        осмысливать        полученную        информацию,        владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно        и        последовательно        излагать        свои        мысли,        аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений. Литература:
  1. Бура М. Как научиться решать задачи //Начальная школа, 2002, № 9.

  1. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике (1 – 4 классы). – М.,

«Первое сентября», 2013.

  1. Дьячкова Г.Т. Математика. 2 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006.

  1. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2011, № 12,22-2012.

  1. Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.

  1. Тексты олимпиадных заданий по математике 2019 - 202


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....

Программа РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Программа «Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интелл...

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе.

       От учителя начальной школы требуется выявить  всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести шк...

Программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»

Программа «Работа с одаренными детьми  в начальной школе»...

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных ум...

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе «Талантлив каждый»

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...

Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....