Программа работы с одаренными детьми в начальной школе.
рабочая программа (4 класс)

Храпунова Наталья Владимировна

         От учителя начальной школы требуется выявить  всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо актуально для обучения одаренных детей.

           Данная программа направлена на развитие умственных и творческих способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1. Методики диагностики одаренности младших школьников

1. Карта интересов для младших школьников

А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________        Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

гуманитарная сфера (2-й столбик);

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.



Предварительный просмотр:

Механизмы выявления одарённых детей.

Методы диагностики

Деятельность учащихся

Показатель сформированности компетенции

Диагностика учебной деятельности

Самооценка своих учебных компетенций

«Я знаю, я могу»

Умение применять свои знания в жизни, проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам

Диагностика увлечений учащихся (анкетирование, тестирование)

Участие в викторинах и конкурсах

Стремление к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (сообщения, доклады, проекты)

Наблюдение

Занятия в кружках и секциях дополнительного образования

Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера.

Представление портфолио обучающегося

Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня

Отслеживание маршрута своего развития

При выполнении различных заданий  веду  наблюдение за детьми.

В связи с этим можно выявить 3 уровня творческих способностей:

- Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворить потребность в выполнении заданий, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, Справляясь с вводными трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их.

- Средний уровень-потребность в пополнении знаний и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен, неустойчив. Учащиеся среднего уровня стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослых. Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности.

- Учащиеся низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, не проявляют высокой умственной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции.

Для выявления одаренности ребенка  собраю информацию о ребенке:  педагога, родителей, психолога и самого ребенка.

 1этап .Занятия оценочного этапа ( обследования, тестирование).

2 этап.  Занятия проводятся по специальной программе, ориентированной на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка.

3 этап самостоятельной оценки: желание ребенка продолжить занятие - один из важнейших индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам,- одна из важнейших индикаторов одаренности Самостоятельно выбирая продолжить ли ему занятие, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных интеллектуальных нагрузок. Таким образом, уже он сам участвует в оценке собственной одаренности.

 В результате экспериментирования реализовывать творческую активность поэтапно.

1.Установка на творческую деятельность.

2.Развертование разнообразной творческой деятельности.

3.Подведение итогов и выдвижение новых перспектив



Предварительный просмотр:

План работы с мотивированными (одарёнными) детьми

МБОУ СОШ № 58 на 2015 – 2016 учебный год.

                     Мероприятия

        Сроки

       Ответственные

Психологическое тестирование, выявления уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности детей.

Сентябрь -    октябрь

Руководитель МО Ергина А.И.

Учителя нач. кл. Храпунова Н. В. Лысухина М.Г., Ивлева С.Ф.

Формирование базы данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

Октябрь

Рук.МО Ергина А.И.

Заместитель директора по УВР Панченко Е.П.

Организация продуктивной образовательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей

В течение года

Рук.МО Ергина А.И., Учителя нач.кл.Храпунова Н.В., Ивлева С.Ф., Лысухина М.Г.

Подбор заданий и доп. материалов из учебно-методического комплекта повышенного уровня сложности систематизированными «по ученику», для использования в режиме индивидуального обучения

В течение года

Учителя нач.кл. Ергина А.И., Храпунова Н.В., Лысухина М.Г., Ивлева С.Ф.

Использование технологий  личностно ориентированного обучения в арсенале учителя

В течение года

Ергина А.И., Лысухина М.Г.. Ивлева С.Ф., Храпунова Н.В.

Организация и подготовка практикумов, проектов и внеурочной деятельности по предметам

В течение года

Рук.МО Ергина А.И. учителя нач.кл. Храпунова Н.В.., Лысухина М.Г., Ивлева С.Ф.

Создание условий для работы с одаренными детьми и подготовки их к конкурсам

В течение года

Заместитель директора по УВР Панченко Е.П.

Подготовка учащихся к окружным, городским конкурсам проектно-исследовательских работ школьников

Сеньябрь - март

Учителя начальных классов

Развитие в системе дополнительного образования кружков научно-технического направления для интеграции учебного процесса и дополнительного образования, позволяющих развивать творческий потенциал учащихся

В течение года

Завуч по воспитательной работе Левицкая Т.Ф.

Учители нач.кл. Ергина А.И., Храпунова Н.В., Лысухина М.Г., Ивлева С.Ф.

Подготовка и проведение школьного тура предметных олимпиад

В течение года

Рук.МО Ергина А.И., учителя нач.кл.

Подготовка и обеспечение участия учащихся в окружных, городских, региональных, российских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по плану структурного подразделения МЦ по работе с одаренными и мотивированными детьми.

В течение года

Рук.МО Ергина А.И., Учителя нач.кл

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

январь

Учителя нач.кл

Подготовка и участие учащихся в предметных районных, окружных и городских олимпиадах

В течение года

Заместитель директора по УВР Панченко Е.П., Рук.МО Ергина А.И,, Учителя нач.Кл.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

В течение года

Ергина А.И,

Активизация работы по участию детей в международных программах и конкурсах «Кенгуру» , «Русский медвежонок», «Инфознайка», «ЧИП»,

Панченко Е.П., Ергина А.И.

Участие в проведение предметных недель

В течение года

Панченко Е.П., Ергина А.И.

Организация работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя

В течение года

Учителя нач.кл.

Обобщение опыта работы учителей с одаренными детьми. Распространение опыта работы

Январь - март

Учителя нач.кл.

Анализ работы с одаренными детьми за прошедший учебный год, перспективы в работе на 2016-2017

май

Учителя нач.кл



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58 г. Хабаровска

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

обучающихся 4 «А» класса МБОУ СОШ № 58

на 2015-2016 учебные года

Составила: Храпунова Н.В.,

учитель начальных классов

г. Хабаровск
2015

Пояснительная записка

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!     

На одно из первых мест  психолого – педагогическая наука выдвигает проблему работы с одаренными учениками. Особенно актуальна эта проблема для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе  образования. Работа с одаренными в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "звездочку”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.

От учителя начальной школы требуется выявить  всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо актуально для обучения одаренных детей.

 Данная программа направлена на развитие умственных и творческих способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.

Цель :

Выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития. Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи:

  • Выявить одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

Принципы работы с одаренными детьми:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
  • Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Планируемые результаты программы, важнейшие целевые показатели

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
  • По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России.
  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая свое отношение к ним.
  • Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края).
  • Участвовать в различных конкурсах: районных, окружных, городских, международных, Российских, способствующее позиционированию ОУ.

Результаты реализации

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одаренными детьми;
  • создать условия для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одаренные дети».

Контроль и учет знаний и умений обучаемых.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений обучаемых. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует детей не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием, участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах.

Мониторинг результативности работы с учащимися

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся

Прогнозируемые результаты:

  • - совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • - призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  • - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • - развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений

Результаты по формированию УУД

Личностные УУД.

Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

  • Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
  • Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
  • Стремление к самосовершенствованию;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).

Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

 Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия

Познавательные УУД.

Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов. Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД.

Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию.

Высказываться, убеждать, доказывать, уступать. С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Составлять внутренний план действий.

Понимать: ∙ Возможность оснований оценки одного и того же предмета; ∙ Относительность оценок или выборов других людей; ∙ Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;  
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • - профессионально грамотным;
  • - интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • - проводником передовых педагогических технологий;
  • - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • - знатоком во всех областях человеческой жизни.

Механизмы учета индивидуальных достижений  обучающихся 

У каждого ученика есть портфолио, в котором отмечаются все его достижения, интересные самостоятельные проекты, творческие работы.

Заполняются карты индивидуальных достижений.

У некоторых детей есть своя страничка в Дневнику.ру

План работы с одаренными детьми

в начальной школе

на 2015-2016 учебный год

Направление реализации

Мероприятия

Сроки

Примечание

1.

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети

Заседание МО начальных классов

Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности».

август 

сентябрь

3.

Создание банка данных одаренных детей начальной школы

  • Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
  • Изучение интересов и склонностей учащихся: уточнение критериев всех видов одаренности. Диагностика одаренности младших школьников по методике А.И.Савенкова
  •  Формирование списков обучающихся
  • Составление индивидуальных «маршрутных» карт обучающихся

Сентябрь-

октябрь

4.

Психологическая помощь одаренным детям

Регулярные психологические консультации для одаренных детей.

В течение года

Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсах.

В течение года

5.

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).

В течение года

6.

Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.

В течение года

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих.

В течение года

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся.

В течение года

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская (с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми).

В течение года

Индивидуальные занятия, консультации

По мере необходимости в течение года

7

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время

Функционирование предметных и творческих кружков:

  • Кружок «Бисероплетение»;
  • Кружок «Квиллинг»;
  • Танцевальный кружок «Лия»;
  • Кружок вокального пения
  • «Люби и знай свой край»
  • «Мы люди одной планеты»
  • Проект.
  • Неболейка
  • Кружок «Волшебные краски»
  • Декоративно прикладной кружок
  • Спортивная секция  

В течение года

Подготовка к интеллектуальным конкурсам:

 «Русский Медвежонок»

 «Кенгуренок»

«ЧИП»

«КИТ»

Октябрь - март

Подготовка и участие  в конкурсе проектных работ.

III Международный фестиваль детского и молодежного творчества "Дальний Восток России - АТР: великий Тихий океан дружбы и мечты".

Май -октябрь

Предметные классные, школьные, городские олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

Октябрь -

январь

Итоговые диагностические работы в конце года

май

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец)

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

 

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

 

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

. Тест-анкета, выявления  потенциала одарённости

Разработана  Американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

У  ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

У  ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

У ребёнка спортивный талант, если:

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 -  любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 -  интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

        Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее.  (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!)

        Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).

        Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка.

Для выявления одарённости учащихся, обучающихся на начальной ступени обучения можно использовать  также методики в приведённых изданиях.

  • Иванов, А.В.Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе. - 2002. - № 6. - С. 54.
  • СавенковА.И.Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94. (дополнительные методики к приведённой в приложении 1).

Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Родительское исследование

(заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
  10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

Портфолио учащихся и учителей

Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

 

Карта моих интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

 

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

 

3

Тебе нравятся уроки математики?

 

4

А русского языка?

 

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

 

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

 

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

 

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

 

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

 

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

 

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

 

12

Тебе нравится решать математические задачи?

 

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

 

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

 

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

 

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

 

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

 

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

 

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

 

20

Ты любишь рисовать?

 

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

 

22

Ты посещаешь кружки?

 

23

А спортивные секции?

 

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

 

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

 

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

 

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

 

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

 

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

 

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других мероприятиях.

Мои ученики являются участниками и победителями школьных олимпиад,  активно участвуют в фестивалях и конкурсах.

Учебный год

Уровень участия

Наименование олимпиады, конкурса, предмет (направление деятельности)

Фамилия, имя       обучающегося

Результат участия

2014

2014

Международный

Международная - игра конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2013

(Русский язык)

(Приложение 27)

Овчинникова Анастасия

Призер.

Диплом, сертификат.

место в школе:1-2

место в регионе:1-4

Чернявская

Юнона

Призер.

Диплом, сертификат.

место в школе:1-2

место в регионе:1-4

Масленникова Варвара

Сертификат участника.

Место в школе:3

Место в регионе:5

Малиновская Полина

Сертификат участника.

Место в школе:4 Место в регионе: 6-19

2014

Международный

Международная - игра конкурс «Кенгуру-2014» (математика)

(Приложение 28)

По решению орг.комитета места по району и по региону для 2-классников не присуждаются

Агарков Руслан

Диплом

место в школе:1

Варламова Вилина

Диплом

место в школе:1

Манцветова Полина

Сертификат.

Першиков Дмитрий

Сертификат.

Масленникова Варвара

Сертификат.

Зеленухина Анастасия

Сертификат.

Овчинникова Анастасия

Сертификат.

Малиновская Полина

Сертификат.

Самарин Сергей

Сертификат.

Терентьев Алексей

Сертификат.

2014-2015

Международный

Международный фестиваль детского и молодёжного творчества «Дальний Восток России и и Азиатско-Тихоокеанский регион: великий Тихий океан дружбы и мечты II».

(Приложение 12)

Храпунов Кирилл

Диплом 1 место.

Публикация работы в альбоме творческих работ участников фестиваля.

.

Агарков Руслан

Берестовская Марина

Сертификат участника.

Сертификат участника.

Варламова Вилина

Сертификат участника.

Караев Алексей

Сертификат участника.

Кирьянов Павел

Сертификат участника.

Масленникова Варвара

Сертификат участника.

Сидоренко Анастасия

Сертификат участника.

Скарзова Кристина

Сертификат участника.

Чернявская Юнона

Сертификат участника.

2014

Международный»

Международный фестиваль детского и молодёжного    творчества.

Мини-конкурс «Амур проверяет нас на прочность

(Приложение 12)

Агарков Руслан

Диплом 2 место.

Публикация.

Овчинникова Анастасия

Диплом 2 место.

Публикация.

Малиновская Полина

Диплом 2 место

Публикация работы в альбоме творческих работ участников фестиваля

2014

Муниципальный

Городской конкурс детских творческих работ «Нам не нужна война»

(Приложение 11)

Овчинникова Анастасия

Грамота участника

Масленникова Варвара

Грамота участника

2014

Международный

Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»-2014

 По решению оргкомитета места по району и по региону для 1-2 классов не присуждаются.

(Приложение 26)

Масленникова Варвара

Богомазов Иван

Чернявская Юнона

Манцветова Полина

Малиновская Полина

Место в школе:

1-5

Сказрова Кристина

Место в школе:

6

Гирилович Роман

Место в школе:

7-8

Турков Константин

Место в школе:

9

Овчинникова Анастасия

Место в школе:

12

Яковенко Анастасия

Место в школе:

15

Зеленухина Анастасия

Место в школе:

16

2014-2015

2014-2015

Всероссийский

I Всероссийском конкурсе творческих работ

«Мамины профессии»

(15 ноября 2014 г.)

Масленникова

Варвара

Сертификат участия

Скарзова Кристина

Диплом 2 место

Храпунов

Кирилл

Диплом 3 место

2014-2015

Всероссийский

I Всероссийском конкурсе творческих работ

«В гостях у сказки»

(15 ноября 2014 г.)

Овчинникова

Анастасия

Диплом 3 место

Храпунов

Кирилл

Диплом  2 место

2014-2015

Международный

III Международный фестиваль

детского и молодежного творчества «Дальний Восток России и Азиатско-Тихоокеанский регион: Великий Тихий океан дружбы и мечты»

Агарков Руслан

Манцветова Полина

Овчинникова Анастасия

Скарзова Кристина

Храпунов Кирилл

Сертификат участника

Сертификат участника

Сертификат участника

Сертификат участника

Сертификат участника

2014-2015

городской

Конкурс по английскому языку «Письмо Санта Клаусу»

Манцветова Полина

Победа в номинации «Лучший слог и творческий подход»



Предварительный просмотр:

Международная - игра конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

(Русский язык)

C:\Users\123\Desktop\!!!!!ПОРТФОЛИО ХРАПУНОВА\РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ\27приложение\Участники.JPG

Международная - игра конкурс «Кенгуру-2014» (математика),

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»-2014

C:\Users\123\Desktop\!!!!!ПОРТФОЛИО ХРАПУНОВА\РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ\28приложение\Участники Кенгеру.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....

Программа РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Программа «Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интелл...

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе «Какой я? Мои способности»

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...

Рабочая программа "Обучая, развиваем" (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа рассчитана на 4 года. Работа с одарёнными детьми - важный момент в работе учителя....

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе...

Программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»

Программа «Работа с одаренными детьми  в начальной школе»...

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных ум...