статья « Возможности использования мнемотехники на уроках для предупреждения неуспеваемости у обучающихся второго класса»
статья (2 класс)

Возможности использования мнемотехники на уроках для предупреждения неуспеваемости у обучающихся второго класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_kopiya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования мнемотехники на уроках для предупреждения неуспеваемости у обучающихся второго класса

Известно, что число слабоуспевающих учащихся вшколах не уменьшается, у таких детей низкийуровень мотивации, развития общеучебныхнавыков, у них наблюдается отсутствиеустойчивого интереса, плохо развита память. Психологами уже давно доказано, что слабогоученика отталкивают многошаговые рассуждения врешении различных задач. 

Сегодняшние дети больше понимают «язык» компьютерных технологий, нежели книжныхнаставлений. Поэтому перед современнымучителем встаёт вопрос: «Как же помочь ученикуразобраться? Как же научить его грамотновыражать свои мысли устно и письменно?» Напомощь пришли «запоминалки». С ихиспользованием приобретение знаний перестаётбыть сложным и скучным процессом. Запоминаниелучше происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоциональнообразная память. 

Использование мнемонических приёмов – этопопытка «открыть» ребятам «глаза и уши» спомощью мнемотехники – совокупности приёмов испособов, облегчающих запоминание иувеличивающих объём памяти путём образованияискусственных ассоциаций. Это возможностьпомочь слабым учащимся понять объяснениенового материала. 

Данная работа, разумеется, не решает всех задач, относящихся к теме обучения и к теме развитияинтереса к предмету, мнемоника лишь отчастиборется с этими проблемами. Ведь уникальныхрецептов для всех и каждого, как известно, несуществует. 

Использование приёмов мнемотехники на урокахрусского языка позволяет обеспечить высокийуровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми взнакомый образ, связанный  с лексическимзначением слова. Мнемотаблицы на орфограммы –оро-, -оло- можно взять и готовые, но лучшепредложить детям нарисовать самостоятельно. Буква О так хорошо превращается в разные образы.

Применение мнемонических техник, основанныхна юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическомузапоминанию учебного материала. Вспомним всемизвестное Иван Родил Девчонку Велел ТащитьПелёнку.

Одним из наиболее важных аспектов эффективногоформирования познавательной деятельностиявляется учет семантики учащихся в процессепознания, что одновременно является наиболеесущественной чертой личностно-ориентированныхподходов к обучению, но именно этот аспектнаименее разработан и менее представлен впрактике современного образования. На урокахобучения чтению и последующих урокахлитературного чтения полезно использоватьмнемоприёмы, как основу для пересказа текста, умения правильно и чётко излагать свои мысли, учить большие стихотворения на память припомощи нарисованных мнемотаблиц или закрываяпоследние слова в каждой строчке. Играйте сдетьми в «Плохо-хорошо» - вот основа дляизучения антонимов, подбирайте слова, которыемогут назвать объект изучения. Например, слово«заяц» при составлении рассказа по сериисюжетных картинок, составьте ребус к словарномуслову – ученик запомнит написание этого слованадолго.

Изучение математики в школе направлено наформирование определённого типа мышления; развитие познавательных способностей; формирование и развитие операций сравнения, анализа и синтеза; на развитие памяти, внимания идругих психических процессов. 

Преподавая математику во 2 классе, образыпридумываются по ассоциациям, внешнемусходству цифры и предмета. Допустим, 1 – этоподъемный кран (внешнее сходство), а 3 – ЗмейГорыныч (3 головы и буква З). Тогда, чтобызапомнить число 13, нужно представить подъемныйкран, которым управляет Змей Горыныч.

Важна мнемотехника и для уроков окружающегомира. Основные приёмы:

•€Образование смысловых фраз из начальных буквзапоминаемой информации;

•€Рифмизация;

•€Запоминание длинных терминов с помощьюсозвучных;

•€Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемойинформацией;

•€Метод Цицерона на основе пространственноговоображения;

•€Рифмованные строки для запоминания порядкацветов в спектре; 

•€Опыты для лучшей визуализации примеровсостояний воды, развития растений. 

Помимо тех учебных предметов, к которым мы всепривыкли, в настоящее время такой предмет какиностранный язык изучается уже со 2-го класса. Из-за изобилия предметов, изучаемых в школе, усвоение знаний становится очень трудоемкимпроцессом, требующим больших усилий отребёнка. На втором году обучения учащимсяпридётся столкнуться со многими трудностями: первые отметки, первые правила в русском языке, домашнее задание и незнакомые буквы и словаанглийского языка. И тут на помощь учителю тожеприходят приёмы мнемотехники. Как же запомнитьэти буквы и слова, так непохожие на наши. «Чемтакая связь между словами, - пишет В.В.Агафонов, - неожиданней, смешней и абсурдней, тем вышеэффективность запоминания». Дети сами могутпровести те связи, которые им удобны. Помогаетделение на группы при изучении иностранногоязыка. 

Конечно, мнемотехника не панацея от проблемыинформационной загруженности учащихся. Но этоудачная находка для тех учителей, которые хотятувлечь детей учёбой, через игру, интересные, неожиданные задания, развить память, помочьзапомнить и научить хранить и воспроизводитьполученную информацию. Ведь «…кто владеетинформацией, тот владеет и всем миром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждению неуспеваемости у обучающихся в специальной (коррекционной) школе

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся 1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в рез...

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ" Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность информации. Впервые в истори...

Статья "Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе".

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержан...

Статья "Возможности использования компьютерных игр в развитии младших школьников"

Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Компьютерные игры   расширили возможност...

Мастер-класс "Использование мнемотехники на уроках чтения"

Мнемотехника - искусство запоминания....

Статья на тему:"Основные приемы и методы использования мнемотехники на уроках литературного чтения в начальной школе".

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....