СИПР надомного обучения обучающегося1 класса с РАС
рабочая программа (1 класс)

Шрайнер Светлана Михайловна

Документ содержит пояснителну записку, психолого- педагогическую характеристику обучающегося, лпн работы на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

__________________ФИО

«_______»___________г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

______________ ФИО

«___»________г.

4

К………кий Роман Константинович

20.07.2012

 К- 290

 К……….кий Константин Н…………..ч

К……….кая Наталья В…………на

п. Рощинский,  

ул. ………ая 15  . (8913………6)

Специальная индивидуальная общеобразовательная программа (CИПР – вариант 8.4)

надомного обучения

ученика 1 класса

К………..о  Романа

 

Рассмотрено и одобрено:                

на заседании Педагогического совета

от «____»_____г.

Протокол №__

Ответственный за реализацию программы:

Шрайнер С.М.  учитель

высшей квалификационной категории

Ознакомлена: ФИО. ( законный представитель)

------------------------------------------------------------------

Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

-общие сведения о ребенке;

-характеристика ребенка;

-содержание образования в условиях организации и семьи;

-возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка;

-специалисты, участвующие в реализации программы;

-подходы и методы педагогической работы с ребенком;

-методы обучения и воспитания ребенка, использующиеся для достижения запланированных возможных результатов;

-технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации программы;

-средства мониторинга и оценки результатов обучения.

-приложения.

К……..й Роман  обучается по специальной  индивидуальной общеобразовательной программе развития  для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Вариант 8.4

На основании ст.79 Закона об образовании в РФ ФЗ-№273.  Специальная  индивидуальная  программа  развития  К……….го Романа  составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающегося на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ.
  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министром образования и науки  РФ №1599 от 019.12.2014.
  • Примерная адаптированная основная  общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Приказ Министра образования и науки  Российской Федерации  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30. 08.2013 г. № 1015.  
  • Конвенция о правах ребенка 15.09.1990г.,
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11. 1995 г. № 181;

       При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

  1. Общие сведения об обучающемся.

Персональные данные  о ребенке и его родителях:

Ф.И.О. обучающегося

Дата рождения

Домашний адрес

К………ий Роман Константинович

20.07.2012

п. Рощинский,  

ул. ………….ая 15

Родители:

Отец: К……….кий  Константин Н……….ч

Мать: К……….ая  Наталья В………….на

Статус семьи: семья ребёнка-инвалида

Бытовые условия семьи:

      Мальчик воспитывается в неполной семье , в которой является единственным ребенком. Семья проживает в доме бабушки и дедушки. Материальное положение и санитарно - гигиенические условия быта удовлетворительные, культурный уровень семьи средний. Атмосфера благоприятная. Воспитанием ребенка занимаются мать и бабушка, прикладывают все усилия, чтобы помочь ребенку.   Родители ознакомлены со специальной индивидуальной   программой  развития Романа.                                                                                            

Заключение ЦПМПК:

Название ЦПМПК

Дата и данные обследования

Рекомендации ЦПМПК

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования Вариант 8.4/ адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся  с умеренной умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.

  1. Характеристика на начало учебного года.

          Роман является инвалидом c детства. Имеет справку об инвалидности: справка

МСЭ -. Инвалидность установлена в срок до …

Обучается в … со … года по настоящее время.

Физическое развитие: масса тела имеет незначительное отклонение от возрастной нормы,  занятия в подготовительной физкультурной группе.

Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д.). Достаточно хорошо сформированы тонкие движения пальцев рук. Отмечаются недостатки произвольных движений.

Бытовые навыки: Владеет элементарными навыками самообслуживания и выполняет несложные бытовые действия. Частично способен контролировать свои физиологические потребности, иногда соблюдая гигиену (принимать пищу, пережевывая, но проливая, пользоваться носовым платком, туалетной бумагой, чистить зубы и т.д.), а также одеться, сложить одежду.

Социальный опыт: Трудности в установлении временных отношений (времена года, дни недели, части суток), определении времени по часам, последовательности событий. Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.

Способность к общению: Не способен самостоятельно устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми на вербальном уровне. Не может длительное время поддерживать контакт со взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию.

Способность к деятельности: Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий частично  удерживается.

Способен к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевые усилия не проявляет. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.

Сформированность высших психических функций:

-восприятие. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь

-память. На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не может, необходима помощь взрослого.

-мышление. Для мышления  в большей степени свойственно отсутствие  смысловых связей, трудность их установления, инертность, затрудненность обобщений.

-речь. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности в построении фразы.

Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию.

Так  выстраивается интегрированная модель коррекционно - образовательной программы

3.Приоритетные образовательные предметы:

1.Речь и альтернативная коммуникация.

2.Математическиепредставления.

3.Окружающий природный мир.

4.Человек.

5.Окружающий социальный мир.

6.Музыка и движение.

7.Изобразительная деятельность.

8.Адаптивная физкультура.

Внеурочная деятельность:

 1.«Подвижные игры» (спортивно-оздоровительное направление)

 2.«Край мой Красноярский» (Духовно-нравственное направление)

 4. Индивидуальный учебный план на 2022 -23 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

I. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

1

2. Математика

2.1 Математические представления

1

3.Окружающий мир

3.1 Окружающий природный  мир

1

3.3 Человек

1

3.4. Окружающий социальный мир

1

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

4.2Изобразительная деятельность

1

1

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

1

7. Коррекционно-развивающие занятия  7.1

Итого

8

     

 Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика.

С согласия родителей в учебный план внесены занятия из коррекционно- развивающих областей.

Программа рассчитана на один учебный год

5.Специалисты, участвующие в  реализации СИПР

Ф.И.О, должность специалиста

Функции специалиста

Шрайнер С.М.  учитель

С целью формирования познавательной деятельности и полноценного восприятия окружающей действительности осуществляет обучение по учебным предметам:

- речь и альтернативная коммуникация

- математические представления

- окружающий природный  мир

- человек

- окружающий социальный мир.

-- адаптивная физкультура

- сенсорное развитие

- предметно-практические действия

- двигательное развитие

- изобразительная деятельность

- эмоциональное развитие

 

Осуществляет обучение по учебному предмету  «Музыка и движение»с целью развития  музыкальных  возможностей учащихся с проблемами в развитии в процессе освоения  различных видов музыкальной деятельности.

VI.Возможные подходы, методы  педагогической работы с К……..им Романом, обучающегося 1 класса.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося СИПР предполагает возможность реализации компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые обеспечивают потребность в построении "обходных путей", использование специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении.

1. Компетентностный подход предполагает формирование ключевых компетенций:

- Учебно-познавательная. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- Социальная. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.). Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

- Коммуникативная. Знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; формирование уважительного отношения к окружающим.

- Ценностно-смысловая. Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Личностного самоопределения. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

- 2. В осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь обучающейся в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации   к окружающей среде.

Модель личностно-ориентированного подхода:

-разноуровневый подход;

-дифференцированный подход;

-индивидуальный подход;

-субъектно-личностный.

        3. Деятельностный подход к обучению обучающейся предполагает:

-наличие  познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

-выполнение  определённых действий для приобретения недостающих знаний;

-выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

                                     Основные направления коррекционной работы   :

Коррекционная направленность на уроках

Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Развитие навыков каллиграфии.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие артикуляционной моторики

Развитие зрительной памяти и внимания

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений.

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонетико-фонематических представлений

Навыков соотносительного анализа. Навыков группировки и классификации. Умение работать по словесной и письменной инструкции. Умение планировать деятельность.

Развитие словесно-логического мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям.   

VII. Перечень  основных и вспомогательных  подходов, методов  обучения и воспитания К………..го Романа, обучающегося 1 класса:

В процессе обучения  используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Уделяется большое внимание организации самостоятельной деятельности обучающейся (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная). На уроках применяются здоровьесберегающие  технологии (физминутки, релаксация, гимнастика для глаз).

-Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление обучающемуся  мира через:
- показ, пример - наглядно-практические формы;
- сообщение, беседа, разъяснение, внушение - словесные формы.

-Формирование оценки и самооценки, стимулирование через:
- поощрение и наказание - практические и словесные формы;
- соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы.

-Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности.

-Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.

-Творческое соревнование, конкурс,  напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему.

Прогноз: вышеуказанные приемы, формы, методы работы помогают достичь запланированных  результатов.

VIII . Перечень  основных  технических средств и дидактических материалов (в том числе индивидуальные  средства реабилитации), необходимых для  реализации  СИПР:

        Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

        В соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося

специально подобран учебный и дидактический материал, позволяющий эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.

Представленные в перечне виды технических средств обучения дают возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития ребёнка и особенностями методики.  

Речь и альтернативная коммуникация:

-графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,   сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

-информационно-программное обеспечение:   обучающие компьютерные программы;

-аудио и видеоматериалы;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;

-словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;

-экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины;

-печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

-комплекты для обучения грамоте ;

Математические представления:

-дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;

-демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки);

-демонстрационных  пособий  для  изучения  геометрических  величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;

Окружающий природный мир:

-объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

-наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

-пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;

-изображения сезонных изменений в природе;

-рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания;  

-обучающие  компьютерные  программы, способствующие формированию  доступных представлений о природе;

Окружающий социальный мир:

-дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;

-альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;

-изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья.

-оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер,   комбайн,   утюг,   фен,   пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки.

Музыка и движение:

-печатные пособия: таблицы: средства  музыкальной  выразительности;  портреты исполнителей; атласы музыкальных инструментов; альбомы с демонстрационным материалом; дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

-изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры; учебно-практическое оборудование: музыкальные        инструменты:   фортепиано   (пианино,   рояль),  

Адаптивная физкультура:

-учебно - практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование;  

- модули:  набивные  мячи,  гантели;

- гимнастическое  оборудование; скакалки, обручи, ленты;

-баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование.

Изобразительная деятельность:

-изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

-модели геометрических фигур и тел;

-модель фигуры человека, животных;

-предметы быта;

-различные виды раздаточных коллекций; конструкторы;

-набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

  1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксёнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
  2. Аксёнова, А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации.1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ А. К. Аксёнова., С.В.Комарова, М.И. Шишкова – М.: Просвещение, 2016. – 134с.
  3. Кузнецова, Л.А. Методические рекомендации 1-4 классы. Технология. Ручной труд/ Л.А.Кузнецова.- М.: Просвещение, 2016.-366с.
  4. Матвеева Н.В. Живой мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих  адаптированные основные общеобразовательные программы. / Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. - М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
  5. Матвеева, Н.Б.,  Ярочкина, И.А. ,  Попова, М.А. Методические рекомендации 1-4 классы. Мир природы и человека/ Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова.- М.: Просвещение, 2016.-222с.

 

IX. Средства мониторинга и оценки результатов обучения.

Итоговые  результаты образования  обучающегося  за оцениваемый период  будут оформляться  в виде характеристики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.

В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по математике (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по математике  (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по литературному чтению ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа  по литературному чтению (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочие программы по VII виду, адаптированные для общеобразовательного класса (надомное обучение) 2 класс

Рабочие программы по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (надомное обучение)...

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)

Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Окружающий социальный мир" (СИПР)

Рабочая программ для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, надомное обучение 7 класс (СИПР)...

СИПР надомное обучение (вариант 8.4) 1 класс

Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является специальной индивидуальной программой развития для обучающегося, имеющего расстройства аутистического с...