Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (СИПР 7 кл) разработана на основе Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование правильной артикуляции и дикции;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

- обучение умению делить слова на слоги

- обучение правильной посадке при письме;

- обучение правильному захвату карандаша;

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 5 часов в неделю, 68 часов-очно, 102 часа-заочно.


Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в классе;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;

-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», знать символы или жесты: «здравствуй те», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;

- уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет» ,«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» ,«я», «ты».

Чтение:

Неречевые звуки:

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);

-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).

Речевые звуки:

-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);

-уметь различать неречевые и речевые звуки

Слово:

-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;

-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью.

Предложение:

-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;

-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;

- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;

-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;

-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью.

Слог:

-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;

-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью.

Письмо:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);

-знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).

Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:

- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;

- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.

Ориентировка на листе бумаги:

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.

Обводка фигур по шаблону, трафарету:

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.

Обводка фигур по контуру:

-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям   ( - - -);

-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).

Ориентировка в рабочей строке:

-уметь ориентироваться в

рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец).

- уметь ориентироваться в рабочей строке .

Рисование вертикальных линий:

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука в руке»).

Рисование горизонтальных линий:

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью( «рука в руке»).

Рисование наклонных линий:

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку»

Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;

- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу.

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руку»;

- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку»


Календарно - тематическое планирование

 «Речь и альтернативная коммуникация»

№п/п

Тема урока

Ко-во часов

Дата

очно

заочно

1.

Слова – приветствия.  Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия

Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

1

2.

Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника)

Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко – тихо».

1

2

3.

Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. Практический контроль.

1

1

4.

Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о. Практический контроль.

1

2

5.

Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте.

Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами

1

1

6.

Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. Конструирование буквы У, у. Практический контроль.

1

2

7.

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению.

1

1

8.

Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом.

1

2

9.

Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м. Практический контроль.

1

1

10.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки

1

2

11.

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

1

1

12.

Шаблоны.

1

2

13.

Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях.

1

1

14.

Умение работать с шаблонами.

1

2

15.

Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки.

1

1

16.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

2

17.

Практический контроль

1

1

18.

Обобщающее повторение. Проверочная работа по разделу: «Коммуникация».

1

2

19.

Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом. Умение использовать символы и жесты

Действия по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

1

20.

Рисование композиции из геометрических фигур.

1

2

21.

Умение рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивание фигур с дорисовыванием.

Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с. Практический контроль.

1

1

22.

Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы.

1

2

23.

Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».

1

1

24.

Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на технологическую карту и словесный образец учителя. Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л.Барто (или «Зайка»).

1

2

25.

Узнавание буквы Хх. Формирование умения узнавать и писать букву Хх. Конструирование буквы Хх.

1

1

26.

Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1

2

27.

Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.

1

1

28.

Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов.

1

2

29.

Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

1

1

30.

Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье».

1

2

31.

Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова.

1

1

32.

Обобщающее повторение.

1

2

33.

Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка.

1

1

34.

Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

2

35.

Узнавание буквы Н, н. Формирование умения узнавать и писать букву Н, н. Конструирование буквы Н, н.

1

1

36.

Узнавание буквы Ы, ы. Формирование умения узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы, ы. Практический контроль.

1

2

37.

Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря.

1

1

38.

Формирование понятия «предложение». Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.

1

2

39.

Узнавание буквы Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л. Практический контроль

1

1

40.

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Ознакомление со словом «мама», жестом и символом.

1

2

41.

Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность.

Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам учителя с опорой на наглядность.

1

1

42.

Узнавание буквы В,в. Умение узнавать и писать букву В,в. Конструирование буквы В, в. Практический контроль.

1

2

43.

Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий.

1

1

44.

Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке.

1

2

45.

Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).

1

1

46.

Разучивание пальчиковых упражнений.

1

2

47.

Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого.

1

1

48.

Рисование горизонтальных линий. Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках.

1

2

49.

Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке.

1

1

50.

Игра «Соотнеси слово и картинку».

1

2

Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

1

51.

Проверочные задания

1

2

52.

Контрольные задания

1

1

53.

Подбор картинок к заданному предложению.

1

2

54.

Узнавание буквы Ш, ш. Написание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. Практический контроль.

1

1

55.

Ознакомление со словом «папа», жестом и символом.

1

2

56.

Складывание букв.

1

1

57.

Формирование умения складывать буквы из палочек, полосок, ниток

1

2

58.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

1

59.

Формирование умения составлять предложения по схеме –

Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

1

2

60.

Диагностика умения использовать жесты и символы. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

1

1

61.

Проверочная работа по разделу «Коммуникация».

1

2

62.

Проверочная работа по разделу «Письмо».

1

1

63.

Проверочная работа по разделу «Чтение»».

1

2

64.

Диагностика умения составлять предложения,

1

1

65.66.

Проверочные задания.

2

3

67.68

Итогово – обобщающее повторение.

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа-надомное обучение для обучающегося 2 класса

Данная программа составлена  для обучающегося 2 класса  коррекционной школе VIII вида. Программа рассчитана на один год.  В введении написаны количество часов на обучающегося нача...

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочая программа (надомное обучение) 3 класс УМК "Планета знаний"

Планирование по предметам с пояснительной запиской....

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочая программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония

Рабочая программа по обучению грамоте и письму...

Рабочая программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония"

В данной программе дана пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по обучению чтению и письму...

Рабочая программа по курсу Речь и альтернативные коммуникации 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:1.  Развивать речь как средство общения в контексте познани...