Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
учебно-методический материал

Дмитриева Светлана Сергеевна

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

К основным понятиям проблемного обучения относятся:

«Учебная проблема» (форма реализации),

«проблемная ситуация»,

«проблемная задача» (то, что подлежит разрешению).

Учебная проблема существует в двух формах:

  1. Как тема урока.

Русский язык

Тема урока: «Роль имён существительных в предложении и в речи».

После записи предложения языковой разминки учитель задаёт вопрос:

- Можете ли вы представить то, что происходит в предложении?

- Как называется место, в котором происходит показ представлений? (Театр)

- Кто работает в театре?

- Если представить что предложение – это представление, то кем являются слова? (Актёрами)

- Продолжите мою мысль: «Каждый актёр имеет свою…» (Роль)

- Кто догадался, какую тему будем изучать на уроке русского языка?

 

  1. Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое будет новое знание.

Обучение грамоте. 

Тема: «Из чего сделаны слова?»

На доске записаны слова: рябина мак трава стол.

- Какое слово лишнее? Почему? ( Стол, т.к. все остальные слова – живая природа, а стол - неживая)

- Кто сделал стол? ( Человек)

- А из чего сделан стол? ( Из дерева)

- Как вы думаете, а из чего сделаны слова? ( Не знаем)

- Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

 

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное».Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.

 Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:

1. «С удивлением».

2. «С затруднением».

Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия:

Между двумя (или более) положениями:

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

 Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

В их основу заложены разные приемы создания проблемных ситуаций.

  1. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» Между двумя (или более) положениями.

Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Русский язык Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова».

- Прочитайте слова: весть, известие, вестник, известный, известно.

- Почему в одних словах [т] произносится, а в других нет? (Учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Почему в некоторых словах [т] не произносится?

- Какая сегодня тема урока? (Непроизносимые согласные в корне слова)

 

Математика

Тема урока: «Решение выражений». Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.

- Вы удивлены? (реакция удивления).

- Почему?

- Примеры одинаковые, а ответы разные!

- Значит, над каким вопросом подумаем?

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

 Прием 2: Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

 Математика

 Тема урока: «Решение выражений».

Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.

- Вы удивлены? (реакция удивления).

- Почему?

- Примеры одинаковые, а ответы разные!

- Значит, над каким вопросом подумаем?

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Прием 3:

Окружающий мир

Тема урока: «Природные зона. Пустыня».

 Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».

- Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

- Очень мало, почти нет.

 Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле.Обучающиеся испытывают удивление).

- Что вы сначала сказали?

- Как мы привыкли представлять себе пустыню?

- Как на самом деле?

- Что узнали из текста?

- Какая же возникает проблема?

- В чем мы должны разобраться?

- Как растения приспосабливаются в пустыне?

 

  1. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием 4: Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Математика

Тема: «Смысл действия умножения»

Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.

 Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое вообще.

  Прием 5: Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Русский язык

Тема урока: «Глаголы-исключения».

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Спряжение глаголов)

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило).

- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения).

- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.

- Что вы замечаете? (смотреть - глагол второго спряжения, а стелить – первого).

- Что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия). Значит, что это за глаголы?

- Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Глаголы-исключения.

 Прием 6: 

Русский язык.

Тема: «Слова – антонимы»

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

 - Продолжите ряд слов: ребята, дети… продолжите… (детвора, малыши).

- Что за слова вы назвали? (Синонимы)

- Повторим правило, что такое синонимы?

- А, сейчас, работаем в группах.

- Найдите все слова синонимы. (среди слов есть пара: злой – добрый)

 Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

 - Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно?

- В чём возникли сомнения? (слова – злой, добрый)

- По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий?

- Это слова противоположные по значению.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Кто сможет обобщить?

- Интересно узнать, как называются эти слова?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе

Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....