Формирование функциональной грамотности в начальной школе
статья

Карасева Галина Анатольевна

Формирование функциональной грамотности в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_formirovanie_funktsionalnoy_statya.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной ( читательской) грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной (читательской) грамотности младшего школьника – одна из самых актуальных задач современного начального образования. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

В современном мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. А одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых читательских компетентностей. Возникает противоречие между тем, что предъявляет нам современное общество и личным читательским интересом ребёнка. Поэтому, одной из целей своей педагогической деятельности я вижу создание условий для формирования читательской грамотности и, как следствие, грамотного читателя. 

Россия подошла к  критическому пределу пренебрежения чтением. Это очень опасно, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания профессионального и любого другого жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего,  всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры. Проблема чтения становится государственной. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.    

Одна из важнейших задач  современной школы – формирование функциональной грамотности.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

« Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса"

(К.Д. Ушинский)

В современном обществе умение работать с информацией  становится обязательным условием успешности. Но в процессе работы  я вижу , что   учащиеся  чаще  всего   не понимают прочитанного, не  находят  в тексте   нужную информацию, выхватывают отдельные слова и фразы, не определяют  главную мысль текста , не владеют навыками  беглого осознанного чтения.  Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, выделяет главное в тексте, свободно общается. С каждым классом увеличивается объём информации, и нужно не  только много читать и запоминать, но , главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При слабой технике  чтения это невозможно. Осознанное грамотное чтение создаёт базу не только для успешного освоения русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, является основой развития ключевых компетентностей. .  Таким   образом,  одной из  важнейших целей  начального   образования, становится  формирование читательской грамотности.   А  чтобы   учителю  достичь  этой   цели , необходимо    владеть технологиями, методами и приёмами  формирования читательской  грамотности.  

        Успешное  формирование  функциональной грамотности у младших школьников не возможно без читательской компетентности. Следовательно,  педагогу необходимо на каждом уроке каждого предмета использовать систему методических приемов, формирующих у детей навыки чтения и понимания текстов.

Выделяют три основные компетенции, составляющие основу читательской  грамотности - познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Формирование данных компетенций происходит в процессе анализа художественных произведений.

  В системе общего начального образования отводится  огромная  роль  урокам    русского языка  и  литературного  чтения. Без умения бегло  читать, понимать  прочитанное  и объяснять  текст, нельзя  говорить о развитии читательской грамотности.

    Урок  литературного чтения –  это   очень важный  урок, необходимый для

всестороннего  развития   личности  каждого  ученика, помогающий сориентировать   детей  в огромном  мире   произведений   разнообразных  жанров, авторов.    В  наше  время  важно не  столько  вооружить ученика большим объемом   знаний,   сколько  сформировать  у него универсальные  учебные  действия.  Именно  они    помогут  современному  школьнику  правильно  развиваться  и  самосовершенствоваться   в нашем обществе.

Главная цель - создание условий для формирования  читательской грамотности учащихся при работе с текстами  на уроках литературного чтения  и  русского языка.

Человек должен быть функционально грамотным.

Функционально грамотная  личность – это человек:

 ориентирующийся в мире, умеющий соотносить и координировать свои  действия с действиями других людей;

 способный быть самостоятельным   в ситуации выбора и принятия решений;

 умеющий отвечать за свои решения;

 способный нести ответственность за себя и своих близких;

 владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

 легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

 понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;

 хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

 владеющий современными информационными технологиями.


Главная цель учителя - развить ребёнка.

 -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

 -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

 -Пространственное восприятие

 -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

 -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

 Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

Компоненты функциональной грамотности

 знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

 умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

 готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Применяя разнообразные формы урочной, внеурочной, внеклассной деятельности  надо развивать, потребность в регулярном чтении. Привлекать родителей, библиотекаря  в привитии  детям интереса   к чтению.

 Формирование  основ читательской грамотности, которая определяется умениями:

- смысловое  чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей, умение находить информацию в дополнительных источниках);

- правильного чтения (чтение осознанное, правильное, целыми словами, с соблюдение логических ударений, пауз и интонаций);

- беглого чтения;

- выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов, передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по ролям).

Для приобщение к чтению  применяю образовательные технологии:

-развивающие технологии критического мышления;

-игровые технологии;

-развивающие;

-деятельностно- ориентированные;

-личностно – ориентированные

-проблемного обучения;

-дифференцированного обучения;

-технология продуктивного чтения.

Групповую  работу на уроках  литературного чтения использую в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся готовят костюмы, выступление.

  Таким образом, развитие функциональной( читательской) грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах  и приемах обучения для формирования функционал...