Структура урока и приёмы работы на уроке «открытия» нового знания
учебно-методический материал

Соколова Светлана Васильевна

В данном документе представлена большая подборка приёмов работы на уроке "открытия," нового знания.  Для удобства использования приёмы расписаны в соответствии с определённым этапом урока. Использование данного материала позволит преподать материал урока в доступной, интересной форме, что способствует лучшему усвоению знаний учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы на уроке «открытия» нового знания

( технология деятельностного метода)

Структура урока «открытия»  нового знания

1.        Мотивирование к учебной деятельности.

2.        Актуализация и пробное учебное действие.

3.        Выявление места и причины затруднения.

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

5.        Реализация построенного проекта.

6.        Первичное закрепление учебного действия.

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.        Включение в систему знаний и повторение.

9.        Рефлексия учебной деятельности.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель – создание условий для возникновения у обучающихся внутренней    потребности включения  в учебную деятельность.

Для этого на данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия.

     На данном этапе урока учащиеся проявляют способность регулировать свои действия, прогнозируют свою деятельность на уроке, осуществляют самоорганизацию.

Приёмы работы на этом этапе

•        "Психологический тренинг"

Очень важна психологическая установка на урок. Урок можно начать со слов учителя:

  • «Улыбнитесь соседу справа, поприветствуйте соседа слева. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое»
  • «Улыбнитесь:

-как кот солнышку

- как клоун в цирке

- как собака своему хозяину

- как вы улыбаетесь маме

У вас были   хорошие улыбки, которые сделали наш класс светлее»

  • Можно провести приветствие “Удачи вам!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-желаю (соприкасаются большими пальцами);

-успеха (указательными);

-большого (средними);

-во всём (безымянными);

-и везде (мизинцами);

-Удачи тебе! (прикосновение всей ладонью)

  • Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Далее учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

  • Девиз урока, эпиграф к уроку, пословицы, поговорки 

(«С малой удачи начинается большой успех» и др.)

  • «Побуждение»

Это приём вызывания исходной мотивации.  Например, актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("Мы хорошо поработали над предыдущей темой и сегодня…»

  • «Фантастическая добавка» 
  • Учитель дополняет реальные события фантастикой. Например, предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница", и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
  • К нам попало письмо от инопланетян с вопросом. (« Мы знаем, что на вашей планете всё живёт благодаря наличию воздуха. А что такое воздух?»)
  • «Удивляй»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует  умение анализировать, умение выделять и формулировать противоречие.

  • Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример.

Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.  

  • Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.

Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы.  Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

  • Учитель даёт удивительную противоречивую информацию:

«Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…»

  • «Театрализация»

Часто применяем на уроках в 1 классе. Урок обучение грамоте. -----

-Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке.

( Учитель одевает шляпку)

Здравствуйте, друзья!

Я – конферансье.

Знают дети меня не все.

Я выступленья в цирке объявляю,

Артистов на арену приглашаю.

Но чтобы номер первый объявить

Должны вы контролёрам билетик предъявить.

Билетом вашим будут ваши знания.

Скажите, мне без напоминания

Что знаете о букве Ч?

Входит ученик в костюме Незнайки.

Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решить задач!

Помогите!

  • «Рифмованное начало уроков»

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Если будете стараться

И усердно заниматься,

То терпение и труд

Вас к успеху приведут.

  • «Фантазёр»

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Например, на уроке окружающего мира при изучении животного мира можно предложить следующую ситуацию.

-Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

  • «Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Работа над этим рядом будет следующая:

-если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

-оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

  • - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «этика»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

Э- этикет

Т- такт

И- интеллигентность

К- культура

А- аккуратность

  • При изучении тем умножение  и деление  на 1  и 0 предлагается детям поработать с «зеркальцем», с «шапкой – невидимкой» или с «драконом».

1        -  это  «зеркальце» : отражает второй множитель, не изменяя его;  при умножении  и делении на 1 получаем то же самое число

0         - это  «шапка- невидимка»: накрывает число и его не видно;  при умножении на  0  получаем  ноль

0        - это  « страшный зверь», «дракон», который съедает  при умножении любой множитель ; при умножении на  0  получаем  нуль

•        «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

-умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

  •  «Необъявленная тема»

Универсальный приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Это неполный перечень тех приёмов, которые можно применять на этапе мотивирования обучающихся.

2. Актуализация знаний  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Прежде всего нужно сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т.е.  «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти, возбудить  интерес  ученика  к  данной  теме  и   к восприятию  нового  материала.

Количество заданий на этом этапе не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Организация ситуации индивидуального затруднения для каждого учащегося предполагает:

• организовать обобщение детьми выбранного учителем для актуализации учебного содержания:

- Что я выбрала для повторения?

-  Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)

•  предъявить одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание для пробного действия (дифференцировать задания на данном этапе нецелесообразно);

• проанализировать задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания (Что нового в этом задании?), что обеспечит понимание требований к пробному действию;

•  обеспечить принятие на личностно значимом уровне требований к выполнению пробного действия, что является очень важным моментом, так как учащиеся осознанно идут навстречу тому, что им неизвестно. Для достижения этой цели (до тех пор, пока эта норма не станет внутренней потребностью детей) достаточно задать им несколько вопросов, например:

- Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)

-  Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)

После принятия требований учащиеся выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты. Выясняется, что:

1)  либо варианты разные, и среди актуализированных способов нет способа, подходящего для выбора правильного решения;

2) либо варианты одинаковые, тогда проблема в том, что нет способа, подходящего для обоснования правильности решения.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия;

- Значит, что нам надо сделать? (Надо подумать.)

Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, обучающиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку.

Приёмы на этом этапе урока

  • «Столкновение противоречий»

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.

Например, вот как можно применить этот приём на уроке русского языка при изучении темы «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных женского рода единственного числа»

Начинается урок с минутки чистописания. В неё включены буквы: Щ, Ш. Выясняем, чем они похожи (Согласные, обозначают шипящий звук). В эту группу букв можно ещё добавить буквы Ж, Ч.

Затем в подобранные учителем стихотворения-загадки ребята вставляют слова-отгадки с шипящей на конце и слова записывают у доски несколько человек. И оказывается, что одно и тоже слово записано детьми по-разному. Почему? Кто прав? Кто ошибся?  Мы с ребятами решаем выяснить: как правильно писать слова с шипящим на конце?

  • «Согласен – не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

-умение оценивать ситуацию или факты;

-умение анализировать информацию;

-умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся, показать сигнальными карточками или поставить на полях знак Светофорика ( красный- не совпадает, зелёный – совпадает)

  • «Установи сходство и различие».                           

Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить

  • «Я беру тебя с собой»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

-умение объединять объекты по общему значению признака;

-умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

-умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

-умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Например.

У: Я собралась в поход. Я собираю рюкзак и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру с собой мотылька  .

У: Я  беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру мандарин

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой медаль

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается со звука [М]

У: Да! Итак, по какому признаку мы собирали объекты?

Д: Он начинается со звука [М]

  • «Лови ошибку»

Объясняя материал, учитель допускает ошибку или обучающимся показывается текст со специально допущенными ошибками.  (Ошибки можно брать из работ учащихся)

  • «Мозговой штурм»

         «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение.

После предложенных вариантов решения вопроса выясняется, что уже знаем, что необходимо узнать сегодня.

  • «Почини цепочку»

Это задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями.  

Например: поставьте правильно этапы работы над задачей или над решением выражения (12+15 : 3 - 9) + 9 . 2

  • «Да-нетка»

Приём способен увлечь и маленьких, и взрослых, ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

-умение связывать разрозненные факты в единую картину;

-умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

-умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Поиграем. Я загадала планету. Отгадайте, какую? Почитать всё о Юпитере, распечатать

- Это планета земной группы? (Нет)

-Это планета – гигант? (Да)

-Эта планета имеет гигантские кольца? (Да)

-Это самая большая планета? (Да)

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

  • «Проведи исследование»

Проводится в форме наблюдения, результаты фиксируются, проводится защита.

Наблюдение основывается, прежде всего, на опыте, который уже у детей и на восприятии нового. Ученики осознанно проводят наблюдения или тогда, когда им предмет наблюдения хорошо знаком и не вызывает негативной реакции типа «Я не знаю, поэтому не смогу», или, когда объект представляет интерес для ребенка и ему хочется побольше об этом объекте узнать.

          На данном этапе целесообразно дать ученикам письмо наблюдения или перечень пунктов, по которым будет проводиться наблюдение.            

  • «Раздели на группы»

Приём предполагает разделение организмов, процессов, понятий, характеристик. Предлагается провести классификацию определений, которые написаны на карточках. Принцип классификации может быть известен или нет.

  • «Дай информацию»

Задание для обучающихся - извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод, а может быть цифра

Задание для вас: извлеките всю информацию из числа 312.

Число 312  занимает 312 позицию натурального ряда чисел. Составное, имеет соседей 311 и 313, трёхзначное, не круглое. В нём всего 31 десяток, отдельно 3 сотни, 1 десяток, 2 единицы). Делится на 1, 2 и на себя. Обозначается цифрами 3,1,2

  •  «Шаг за шагом».

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Например. Орфограммы, которые узучили

  •  «До-после»

Этот прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован и на этапе рефлексии.

Формирует:

•        умение прогнозировать события;

•        умение соотносить известные и неизвестные факты;

•        умение выражать свои мысли;

•        умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Например.

Чем питаются деревья?

До

После

Я думаю, что …

Деревья питаются …

Вывод.

Я прав (не прав), так как …

  • Очень похож на этот приём «Знаю – хочу узнать – узнал». Этот приём предполагает работу с таблицей.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обучающимся предлагается заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, предположения, собственные знания).

  • «Снежный ком»

         Первый участник называет имя исторического деятеля по данной теме, другой повторяет, а затем добавляет новое имя или понятие. Новый участник добавляет этот ряд.

Например, Иван Грозный, шапка Мономаха, скипетр, держава, приказы, стрелецкое войско и т.д.

Это неполный перечень тех приёмов, которые можно применять на этапе актуализации знаний и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Этот   этап самый  трудный  как   для  ученика,                               так  и   для  учителя. Настал  момент,  когда   нужно  обдумать  сложившуюся  ситуацию,  найти  место  и  причину  затруднения:

Для этого обучающиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса

Приёмы для этого этапа.

  • «Составление алгоритма»

Задание составить алгоритм, записать в виде схемы

  • «Птичий базар»

Индивидуальное проговаривание каждым учащимся нового правила вслух (не хором)

  • «Цепочка»

По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.

  • «Расшифруй!»

Расшифровать схематическую запись,  прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи

  • «Починить цепочку»

Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например, поставьте правильно этапы работы над выражением !!!!(12+15:3-9)+ 9 . 2.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), то есть определяют, какие знания им нужно построить и чему научиться), далее предлагают и согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить, выбирают способ построения нового знания (как?). Это может быть метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий). Также выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего? Это могут быть изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы.)

Приёмы на этом этапе

  • «Помощники»

Обучающимся предлагается определить цель урока с помощью слов-помощников:

-Повторим

-Изучим

-Узнаем

-Проверим

Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

  • «Тема в виде проблемного вопроса»

Формулировка темы в виде вопроса. Тема урока может быть сформулирована так "Почему эти животные живут в зоне арктических пустынь?"

  • «Отгадай ребус, загадку, шараду»

Приём предполагает подведение к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду

  • «Проблемная ситуация»

Существуют разнообразные приёмы создания проблемных ситуаций.  Распространённые приемы создания проблемной ситуации:

  • Проблемная ситуация «с удивлением».

Урок математики

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

8-3+4=9.                               8-3+4=1.

– Что вы замечаете?

– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

– Почему получились разные ответы?

- Были ошибки при вычислении

- А если предположить, что ошибки при счёте не допущено?

– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?

  • Проблемная ситуация «с затруднением».

Математика. Тема. Сложение и вычитание с переходом через десяток.

3+5=               7+3=

2+7=               4+4=

5+2=               7+6=

– Почему вы не можете решить последний пример?

 (Мы не можем сложить, получается больше 10.)

 Чему будем учиться на уроке?

Русский язык. Тема. Правила переноса

-Помогите составить предложение из слов:

солнца   яркие   цветы   любят   первые лучи    весенние

Запись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается на строке) Что же делать?

Варианты детей: Я-ркие       ярки-е       яр-кие      ярк-ие

  • «Подводящий диалог»

Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы

Например, урок русского языка.

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                  мышь

-По какому признаку разбили слова на 2 столбика?

-Что общего у всех слов?

-Чем отличаются?

Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

  • «Ситуация неопределенности»

Этот приём использую на уроке окружающего мира

-Я загадала понятие. Это понятие тема нашего урока. Слева слова, которые связаны с этим понятием. Справа слова, которые не относятся. Догадайтесь что это?

Необходимы организму                                       Удивительная жидкость

Содержатся в овощах, мясе, молочных                Растения

продуктах, фруктах…

Детям от 30 до 70мг употреблять надо                Живая природа

  • «Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Приёмы на данном этапе

  • «Мини – рассказ»

Задание: составь мини-рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе.

  • «Упрости!»

Упростить предложения без потери смысла (или текст учебника или научно-популярного журнала).

  • «Создай коллекцию»

Задание: собрать, оформить, описать коллекцию

  • «Послушать – сговориться – обсудить"

Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д. Розанова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

Например, ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.

  • «Совмести вопрос с ответом»

         Учитель готовит два вида карточек: карточки – вопросы и карточки – ответы на эти вопросы. После прочтения нового материала каждый обучающийся получает либо вопрос, либо ответ на карточке. Карточки раздаются в случайном порядке. Учитель просит найти ученика с соответствующим вопросом или ответом.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе обучающиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Приёмы на данном этапе

  • «Составь меню»

Составить меню с определенными требованиями, объяснить результаты работы

  • «Чего больше?»

Ведущий (педагог, ученик) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.)

Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод? Насекомых или птиц?

  • «Реклама или Рекламное бюро»

Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5-8 мин. Класс делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Каждая компания может при рекламировании использовать наглядный материал (рисунки, схемы, фотографии, высказывания, периодические издания и т.п.), можно привлечь варианты художественного исполнения (стихи, сценические миниатюры).

Поиграем. Задание для групп.

- Создайте рекламу кровеносной системе

- Прорекламируйте зону Антарктиды.

- Придумайте слоган таблице умножения.

  • «Деловая игра»

Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов.

Так при изучении темы «Площадь фигур» провожу игру «Строители» на уроке математики. (На слайде задание из учебника «Математика», УМК «Планета знаний», 2 часть) Задание: рассчитать стоимость ремонта квартиры. Группы: строители, дизайнеры.

  • «Две правды и неправда»

Класс делится на малые группы по 3 – 5 человек. После изучения материала предлагаю группам написать на листе бумаги 3 утверждения по пройдённому материалу, 2 из которых должны быть правдой, а один – неправдой. Предлагаю каждой группе по очереди зачитать свои утверждения, а остальным группам определить, что является правдой, и неправдой. Когда все утверждения будут зачитаны, делаю обзор и корректировку ответов.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. На этом этапе создаётся (по возможности) ситуация успеха для каждого ребенка, для учащихся, допустивших ошибки, предоставляется возможность выявить причины ошибок, исправить их

Приёмы работы на этом этапе.

  • «Фактологический диктант»

Диктант проводиться по «Базовому листу» (5-7 вопросов на вариант)

  • «Цифровой диктант»

Можно провести его в письменной форме после просмотра  видеофрагмента или «на слух» письменно (да -1, нет - 0)

  • «Буквенный диктант»

Запишите первые буквы ответов. По первым буквам ответов получилось задуманное слово.

  • «Тренировочная к/р»

Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал идут по желанию учеников

  • «Творческий тест»

Проводится проверка на уровне восприятия, выявляются умения творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Задания:          

 - впиши пропущенное слово;

- закончи предложение и т.п.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, закрепляются знания  новых способов  действий и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Проводится подготовка к изучению следующих разделов курса.

Приёмы на этом этапе:

  • «Создай презентацию»

Задание: создай презентацию к изученной теме или создай листовку по теме..

Например, после изучения темы «Животные» даю задание:

- Представьте себя каким- либо животным.

 Подумайте и расскажите

а) что может рассказать людям это животное;

б) о чём оно может разговаривать с другими животными;

в) о чём оно может разговаривать с растениями.

  • «Своя опора» или «Своя шпаргалка»

Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу. Можно провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления»

  • «Вопросительные слова»

Приём, направленный на формирование умения задавать вопросы.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример.

Вопросительные слова        

Основные понятия темы

Что?

Где?

Почему?

Как?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

  • «Повторяем с контролем» или «Ступеньки интеллекта»

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Их количество должно быть не менее 5. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы. В классе можно объявить конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени на составление вопросов регламентируется учителем.

   Оценку результативности работы над вопросами можно осуществить по следующим критериям:

-вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваются «отлично»:

-вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо»;

-вопросы констатирующего характера оцениваются

«удовлетворительно» или совсем не оцениваются.

  • «Повторяем с расширением»
  • Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания. Так на уроках литературного чтения создают диафильмы с пересказом, продолжают сказку с новым героем, пересказывают сказку только ласковыми словами.

Например, после работы над сказкой «Лисичка – сестричка и Серый волк» даётся задание:

- Составьте сказку, события которой происходили бы летом и создайте к ней диафильм (нарисуйте серию рисунков к вашей сказке-3-4 рисунка на одном альбомном листе)

  • Представьте себе:

Жили дед и баба. Вот как-то дед говорит бабке:

- Ты, бабка, спеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.

Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: не лисичка лежит на дороге, а ...

Продолжите сказку с новым героем и создайте к ней диафильм (нарисуйте серию рисунков к вашей сказке-3-4 рисунка на одном альбомном листе)

  • «Интеллектуальный футбол».

Класс делится на две команды. В каждой выбирается вратарь, защитники и нападающие. Нападающие - задают вопросы, защитники – отвечают, на роль вратаря лучше всего выбрать обучающегося, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные не знают ответа.

  • «Свои примеры»

Ученики готовят свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и у каждой свое задание

  • «Составление текста»

Задание: составить текст с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись

  • «Создай паспорт» 

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого объекта или явления по определенному плану.

Например, детям даётся задание извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод. Свои детям я давала задание: составить паспорт слова ( показ проектов)

  •  « Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно

«поврежденный» преподавателем.

Задание:

1. Заполнить «слепой» текст словами или числами

2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе

  • «Одно слово»

Задание: обобщить несколько слов одним понятием и термином

  • «Кроссворд»

Задание: составить или решить кроссворд

  • «Линии пересечения»

Приём хорошо себя зарекомендовал на уроках литературного чтения, окружающего мира. Можно использовать и на уроках русского языка и математики. Обучающимся предлагается в таблице сравнить  два схожих объекта, процесса и  т.п.. ( Пример из ТПО по литературному чтению по теме «Прошлое нашей Родины)

  • «Плюс – Минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления. Например, при изучении реформ Петра 1 найти отрицательное и положительное в проведении этих реформ.

  • «Тройка»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 Выделяют три вида рефлексии:

- рефлексия эмоционального состояния и настроения (используются сигнальные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций);

 -рефлексия деятельности на уроке (на данном этапе фиксируется самооценка учениками собственной учебной деятельности )

- рефлексия содержания учебного материала

Приёмы работы на этом этапе:

  • «Пантомима»

Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам)

  • «Телеграмма»

Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

  • Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
  • Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
  • «Подумай и запиши»

-Запишите одно предложение, суммирующее информацию урока.

- Подумайте о том, о чём вы только что узнали. Если бы вы объясняли

основную мысль кому – то ещё, что бы вы сказали? Запишите ваше

объяснение в одном – двух предложениях.

- Подумайте, как вы можете использовать эту информацию. Запишите

два – три способа практического применения того, что вы только что

узнали.

- Подумайте, какой вопрос у вас по – прежнему остался по этой

информации. Запишите этот вопрос и передайте его мне. Если у вас нет

вопросов, напишите самое важное из того, что вы узнали.

- Если бы вы составляли тест по изученному материалу, то какой бы

вопрос вы в него включили. Запишите его на лист и прикрепите к

доске.

- Напишите контрольный вопрос по материалу на карточке. Напишите

ответ на обратной стороне карточки. Теперь обменяйтесь карточками

с соседом вопросом вверх. Напишите ответ на вновь полученный

вопрос и проверьте его правильность на обратной стороне карточки.

  • «Шкатулка»

 Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому ученику, фломастеры.

-У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те знания и умения, которые для нас являются важным приобретением на этом занятии.

На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку

Например, на уроках литературного чтения даю задание: «Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?»

  •  «Каракули» 

Другими словами, визуальный аналог, одноминутная графика. Участники создают образы: иконки, линии, формы, узоры, рисунки, фигуры, обозначающие факты или концепции по теме. Это правополушарный вид деятельности.

Задание для групп:

- нарисуйте простой логотип, символизирующий нашу тему. Объясните его.

Можно дать и такое задание:

-подумайте, какой образ помог бы вам запомнить новую информацию. Сделайте набросок этого образа.

-запишите три наиболее важных понятия, о которых мы говорили до сих пор. Нарисуйте образ, символизирующий каждое понятие. Затем нарисуйте линии или кривые, представляя связи между собой.

-выберите шесть ключевых слов из материала, который мы только что

прошли. Запишите слова на бумаге и нарисуйте символы, представляющие каждое слово.

  •  «Дартц».

На импровизированной мишени в центре написано «Все было понятно», дальше от центра «Остались вопросы», на периферии мишени «Много непонятного». Дети выбирают место для своей импровизированной стрелы и учитель получает объективную информацию о прошедшем уроке.

  • «Ресторан».

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта.

Позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

  • «Последнее слово»

Материал: карточки из цветной бумаги красного и зелёного цвета на каждого ученика и карандаши.

Учащиеся на карточке зелёного цвета записывают, что дал им урок, причём запись должна быть максимально короткой: одно слово или предложение. Это должно быть действительно самое важное, что они получили на уроке, обязательно только одно. На красной карточке ученики пишут то, что не поняли, не получилось. Затем карточки группируются по цвету на листе ватмана и все учащиеся могут ознакомиться с мнением одноклассников.

  • «ПОПС-Формула»

         Позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

 П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение.

 Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

  • «Письмо самому себе»

 Учитель дает следующие задание:

-Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через  месяц, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на уроке, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути.

Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например, «Я надеюсь, что ты успел…», «Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.

  • «Синквейн»

Этот приём всем вам хорошо известен.

 «Метод»

- деятельностный, интересный

-изучает, помогает, объясняет,

-выбор метода очень важен.

-способ.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Дети помещаются в ситуацию, требующую от них интеллектуальных усилий, продуктивных действий.  Каждому ребёнку на уроке при использовании технологии деятельностного метода предоставлена возможность   достигнуть своего собственного максимума, который должен быть не ниже социально безопасного «минимума»- государственного   стандарта знаний.

У технологии, действительно, огромный потенциал, потому что она не противоречит другим современным подходам, легко их ассимилирует, позволяет использовать разнообразные методы и формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура урока открытия новых знаний по ФГОС.

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС....

Структура построения урока - открытие нового знания

Данный материал включает в себя основные этапы урока -  открытие нового знания. Построен на основе технологической карты с образовательными задачами, УУД и возможными методами и приемами выполнен...

Урок русского языка. 2 класс. ОНЗ (Открытие нового знания).

Знакомство учащися 2 класса с понятием "имена существительные", учить использовать в речи специальную терминологию при определении части речи....

Статья "Структура урока "открытия" нового знания"

В данной статье раскрывается каждый этап  урока "открытия" нового знания":цель, продолжительность, методы, деятельность учителя и обучающихся, ожидаемый результат....

Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"

В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный  подход  – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...

«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...

Буклет. Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала в виде буклета....