Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Игра "Знакомые незнакомцы"
методическая разработка (3 класс)

Соловьёва Елена Николаевна

В этой статье я делюсь опытом по формированию у детей функциональной грамотности . Я рассказываю о применяемых видах и приёмах работы, которые можно использовать не только в начальной школе, а в любом классе, на любом предмете. В заключении привожу пример игры "Знакомые незнакомцы" с полным описанием подготовительной работы , хода игры и достигнутых детьми результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Формирование читательской грамотности

                      у обучающихся начальной школы

В 70-80 –ых годах о России говорили как о самой «читающей стране мира». И действительно, существовал высокий престиж чтения в нашем обществе. Ценность книги и чтения в целом у нас была неоспорима.

Но сегодня ситуация изменилась: научно-технический прогресс, где господствуют телевидение, компьютеры, где даже малыши с лёгкостью разбираются в мобильных телефонах и играх, где Интернет заменяет живое общение с книгой, чтение стоит далеко не на первом месте.

Однако умение получить информацию из прочитанного текста по-прежнему актуально для людей всех возрастов.

Не зря гласит восточная мудрость: 

Школа не должна

научить на всю жизнь.

Школа должна научить

учиться всю жизнь.

 Именно поэтому одна из главных задач школы не только научить читать и привить любовь к чтению, но и формировать читательскую грамотность растущего поколения, чтобы чтение было максимально эффективным.

При разработке Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования за основу было взято определение читательской грамотности, предложенное в исследовании PISA.

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Каково же содержание понятия читательская грамотность?

  • понимание прочитанного
  • рефлексия (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания)
  • использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной)

Для достижения данной цели сначала необходимо у детей развить познавательный интерес, который в свою очередь вызовет потребность в приобретении новых знаний с помощью чтения.

Работа эта кропотливая и разноплановая:

  1. В первую очередь — это чтение книг. Ежедневно в начале дня у меня в классе проходит пятиминутка жужжащего чтения. Дети берут книжки по своему выбору из классной библиотеки или приносят свою. Таким образом, ребята приучаются читать и тренируют технику чтения.

Кроме того, это

  1. Посещение библиотек, выставок, театров, музеев
  2. Игры- перевоплощения, театрализованные представления
  3. Конкурсы и викторины
  4. Выступления с подготовленными сообщениями

Большую роль в дальнейшем формировании читательской грамотности играют различные приёмы и виды работ. Их достаточно много, я расскажу о нескольких. Эти приёмы универсальны, их можно использовать в любом классе, на любом предмете.

Почемучка

Этот приём я использую при знакомстве с новым текстом. После его первичного прочтения учителем или хорошо читающими детьми, класс читает текст самостоятельно, записывая непонятные слова, фразы. Этот приём хорош тем, что формирует осмысленное чтение.

Поймай ошибку

Чаще всего я его применяю при закреплении или повторении пройденного материала. В написанных словах, определениях, в различных текстах ученики отыскивают ошибки. Так формируется внимательность чтения.

Например.

Имя существительное – это часть слова, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Толстый и тонкий вопрос

Это, пожалуй, самый любимый моими детьми приём. Он из технологии развития критического мышления. Применяется для организации опроса и взаимоопроса, позволяет формировать умение соотносить понятия и формулировать вопросы.

Тонкий вопрос предполагает однозначный ответ, а толстый вопрос – развёрнутый ответ. Например:

 Какие горы разделяют Европу и Азию? (Уральские)

Почему лису Алису и кота Базилио нельзя назвать положительными героями?

Викторина и кроссворд

С помощью викторин и кроссвордов можно проверить внимательность чтения, качество его понимания. Освоив этот вид работы, дети сами с удовольствием составляют и викторины, и кроссворды.

Мозаика

Из разрозненных предложений, абзацев нужно сложить текст. Либо вставить подходящие по смыслу слова в предложения. Этот приём незаменим и для развития речи детей, и для формирования осмысленного чтения. Он часто применяется в кейс – технологии.

Игра

Каждый учитель знает, что грамотно продуманная учебная игра способна творить чудеса. Не  является исключением и формирование читательской грамотности с помощью игры.

Я хочу вам рассказать об одной такой игре, которая была недавно проведена мною на внеурочной деятельности. Она проводилась с использованием кейс - технологии.

Цель: формирование читательской грамотности.

Задачи:  

  • вырабатывать умение внимательного чтения
  • находить и извлекать информацию
  • соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
  • формулировать выводы на основе информации из текста, высказывая и обосновывая свою точку зрения

Класс был разделён предварительно на 5 команд. Каждая команда получила свой кейс, в котором лежали заранее подготовленные материалы:

  1. Карта с вопросами

Кто это?

Как выглядит?

Где живёт?

Что умеет делать?

Положительный или отрицательный герой?

  1. 5 конвертов, на которых были надписи в соответствии с вопросами. Внутри тексты с предполагаемыми ответами.
  2. Карточка с именами всех сказочных героев, о которых пойдёт речь
  3. Карточка с загадками
  4. Портрет сказочного персонажа    

                                             

Дети, угадав своего сказочного персонажа по портрету, находили загадку о нём среди всех написанных, т.е.  соотносили визуальное изображение с вербальным текстом.

Затем, открывая конверты последовательно, они определяли, какой именно текст относится к их герою, и вклеивали его в карту. Таким образом, происходила тренировка в выработке умения внимательного чтения, нахождения и извлечения информации.

По завершению работы ребята формулировали вывод: какой это персонаж? Положительный или отрицательный? А может, он иногда был и положительным, и отрицательным?

Когда все команды были готовы, они презентовали свою работу, обосновывая свою точку зрения, а остальные определяли её качество.

Мне понравилось, как дети слаженно работали, внимательно читали, рассуждали, объясняли свои выводы, т.е. у них осуществлялось формирование читательской грамотности. Это значит, что цель игры была достигнута. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"

Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...

"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"

Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...

Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Игра "Знакомые незнакомцы"

В этой статье я делюсь опытом по формированию у детей функциональной грамотности . Я рассказываю о применяемых видах и приёмах работы, которые можно использовать не только в начальной школе, а в любом...

Проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы

Функциональная  грамотность трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, з...