Самостоятельность учащихся в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Масс Марина Григорьевна

Одна из основных проблем, которая встаёт перед педагогом – научить детей самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение мыслить, грамотно записывать свои мысли, умозаключения, принимать решения. Одним из обязательных условий успешного обучения является привитие детям навыков самостоятельной работы над учебным материалом.

Педагог должен направить умственную деятельность детей, руководить этим самостоятельным трудом, создать условия по организации и управлению самостоятельной деятельности, а учащиеся должны трудиться самостоятельно.

На начальной ступени обучения в деятельности педагога приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения, оценивать результаты своих действий. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы умело подобрать для их реализации необходимые средства и приемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost_uchashchihsya_v_nachalnoy_shkole.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность учащихся в начальной школе

февраль 2023

Обучение учащихся в начальной школе подразумевает освоение ими определенных УУД, но этого достичь невозможно без самостоятельной работы школьников на занятиях. Речь идет о самостоятельной работе именно на уроках или в группе продлённого дня, т.к. самостоятельное выполнение, например, домашнего задания дети часто подменяют простым списыванием готовых решений из решебников и ГДЗ (готовых домашних заданий) сети Интернет.

А чтобы на занятиях основная масса учеников не занималась механическим списыванием, не напрягая себя осмыслением, педагог должен организовать работу таким образом, чтобы учащиеся много работали самостоятельно и, главное, делали это осознанно и с достаточной долей удовольствия.

Развитие самостоятельности у учащихся в начальной школе - процесс, требующий определенного времени, поэтому он должен подчиняться определенным правилам. Вот некоторые из них:

  • Правило обязательности

Оно подразумевает обязательное выполнение на занятии хотя бы небольшого задания: поработать с учебником, привести примеры, решить задачу, ответить на вопрос и т. п.

  • Правило постепенного обновления форм и методов самостоятельной работы

Начинаем, например, с самостоятельной работы с текстом, а затем усложняем задачу, предлагая детям найти материал из других источников, подготовить выступления по данной теме. Затем можно организовать диспут, конференцию и т. п.

  • Правило посильности

Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы учащиеся смогли с ними справиться и получить от проделанной работы удовлетворение и эффект значимости. Иначе не избежать обратного результата.

  • Правило интересности

Очевидно, что для одних учащихся приемлемы одни формы и методы работы, а для других необходимы другие приемы. Но очевидно так же и то, что как для одних, так и для других учеников задания для самостоятельной работы должны быть максимально интересны. Путь к хорошему результату может быть разным, но лучше если этот путь позволит ребенку через его личный интерес достичь наилучшего показателя. Одни школьники любят решать задачи, другие с удовольствием выполняют практическую работу, третьи предпочитают почерпнуть информацию из дополнительной литературы или Интернета. Не надо лишать учащихся права выбора вида самостоятельной деятельности с тем, чтобы достичь наибольшего результата. Ясно, что при этом учитель должен не навязчиво управлять процессом самостоятельности детей.

  • Правило занятости

Не секрет, когда ученик постоянно занят, то ему некогда скучать. И это в полной мере относится к самостоятельной работе. Тем детям, которые закончили работу быстрее остальных, необходимо дать дополнительное, еще более интересное задание. Ученик не должен скучать на занятии и иметь много свободного времени.

  • Правило значимости и использования эмоций

 Необходимо на протяжении всей самостоятельной работы подчеркивать значимость выполняемой учениками работы с тем, чтобы поддерживать живой интерес к заданиям и к их выполнению. Дети должны испытывать эмоциональный подъем и радость от победы над поставленной задачей и видеть свой положительный результат.

  • Правило награды за труд

Учитель должен следить за тем, чтобы ни один успех ученика не остался незамеченным. А ведь некоторые дети будут самостоятельно работать только за поощрение и это надо учитывать. Здесь тоже нужен дифференцированный подход. Одних поощрить оценками, других - словом, у некоторых собрать письменные работы и отправить их на конкурс, а более отличившихся назначить на следующем занятии консультантами.

Итак, можно сделать однозначный вывод, что самостоятельная деятельность учащихся – это одно из условий на пути к их успехам.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2012. – 43 с.
  2. Пакулина, С.А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / С.А. Пакулина, Т.П. Савушкина // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 10–13.
  3. Цукерман, Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. –
    С. 3–33.
  4. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 4–27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы в начальной школе.

В начальной школе кроме групповых, парных работ, фронтального опроса учащихся часто проводятся самостоятельные работы. Они могут быть контрольными и обучающими. В данном случае речь пой...

Нормы оценивания техники чтения,контрольных и самостоятельных работ в начальной школе

Этот материал поможет учителям начальных классов при оценивании техники чтения , контрольных и самостоятельных работ учащихся...

НОРМЫ оценки знаний, умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ в начальной школе (2- 4 классы)

Данные нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся помогут правильно оценить письменные контрольные и самостоятельные работы по математике и русскому языку во 2-4классах...

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...

Статья: "Самостоятельная учебная деятельность учащихся в начальной школе".

Статья об организации учебной деятельности учащихся в начальной школе....