Образовательный проект Формирование поликультурного сознания средствами декоративно-прикладного творчества.
проект

Слепцова Мария  Анатольевна

Образовательный проект

Формирование поликультурного сознания  средствами

декоративно-прикладного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1им.Н.Н. Яковлева»

Образовательный проект

Формирование поликультурного сознания  средствами

декоративно-прикладного творчества.

(«Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен»  А. В. Сухомлинский)

Автор проекта:

Слепцова Мария Анатольевна

учитель начальных классов.

г.Олекминск - 2023 г.

Содержание

Обоснование актуальности проекта…………….……..……………………….3        

Методы проекта…………………………………………………………………6

Направления деятельности в реализации проекта. ……………………………7      

Этапы реализации проекта………………………………………………………8  Ожидаемый результат реализации проекта……………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….12

Использованная литература……………………………………………………..13

     

  1. Обоснование актуальности проекта

Данный проект нацелен на формирование поликультурного сознания у школьников. Основная задача проекта – формирование поликультурного сознания  средствами декоративно-прикладного творчества.

     Формирование  поликультурного сознания у  детей  - это педагогический демократический ответ на ситуацию, сложившуюся в современном мире. Его можно считать одной из приоритетных педагогических проблем, которые стоят перед мировой цивилизацией.

Предмет исследования - процесс формирования поликультурного сознания  средствами декоративно-прикладного творчества.

Целевая аудитория: Проект нацелен  в основном  на учащихся школы. В процессе работы мы также привлекали и планируем привлекать  педагогов школы, учеников и родителей.

Кадровое обеспечение: Учитель  

      Якутия входит в число регионов, в которых представлено разнообразие этнокультурных и национально-культурных общностей. Олекминский  район не исключение, здесь проживают представители 54 народов, в том числе множество диаспор выходцев из других стран. Поэтому в школе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом. Национальную основу составляют русские , якуты, татары, эвенки, буряты.

     Среди прочих национальностей представлены: армяне, уйгуры, цыгане, киргизы, таджики, азейрбарджанцы, осетины и мн.др.  

    Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Межгрупповые, межличностные, межэтнические конфликты, постоянные религиозные и политические противоречия подтверждают актуальность проблемы. Все это обосновывает значимость формирования поликультурного сознания у подрастающего поколения, педагогические возможности позволяют формировать человека культуры, творческую личность, обладающую активной гражданской позицией способную к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

     Поликультурность – это способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, способность создавать условия для формирования культурной толерантности личности.

     Поликультурное образование и воспитание, реализуемое в школе, позволяет обучающимся не только активно участвовать в межкультурном диалоге, но и глубже понять собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами российского общества. Грамотность (владение современной техникой, языками ит.п.), формируемая с первых лет  обучения, позволяет современному школьнику усваивать социальную и природную среду активно развиваться в условиях информационной цивилизации. На наш взгляд, принципы современного поликультурного образования в школе следующие:

  • Преемственность;
  • Дифференциация;
  • Креативность;
  • Целостность;
  • Творческий подход.

      Культурное взаимодействие в условиях межкультурного диалога детей не должно приводить к усреднению и разрушению специфической картины мира. Поэтому школа не может быть иной, кроме как поликультурной.

     Опрос учащихся и родителей выявил следующие проблемы:

-  слабое владение русским языком мигрантами первой и второй волны (маленький словарный запас, неправильная речь – отсутствие категории рода в родном языке, отсутствие согласованности между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже);

– резкая смена проживания и проблема адаптации вновь прибывших детей;

– низкий уровень знаний мигрантами истории российского народа;

– низкая мотивация к изучению культуры и традиций народов, проживающих в социуме города;

– наличие традиционного уклада жизни, отличающегося от привычного для россиян (главенство мужчины в семье позволяет решать возможность и срок обучения для дочерей в школе).

      Цель проекта:

- Создание условий для формирования поликультурного    сознания на основе знакомства с национально- культурным многообразием Якутии через декоративно – прикладное  искусство.

    Задачи проекта:

– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии Якутии и формах культурного взаимодействия разных народов;

– формирование представления об истории и природе, традициях Якутии через чувства чести, достоинства, долга, совести и уважения;

– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира;

– создание педагогических условий для участия детей в процессах сохранения и развития традиций народной и художественной культуры;

– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы     

 2. Методы проекта.

- Наблюдение, сбор и анализ информации, работа с литературой, проведение экскурсий, лекций;

-  проведение семинаров и конференций;

- изготовление  игрушек, панно  силами детей, родителей   и педагогов.

- метод проектов;

- игровые приемы и т.д.

  1.  Направления деятельности в реализации проекта. 

К главным средствам поликультурного воспитания и , к главным устоям, направлениям  многонациональной школы необходимо отнести следующее:

  • проведение классных часов, бесед, мероприятий , направленных на расширение поликультурного сознания;
  • сообщение сведений учащимся о коренных чертах гражданско-правового и этнического уклада жизни разных культур;
  • привитие общечеловеческих ценностей в различных религиях, идеала должного и нравственного, внедрение в сознание общественной нравственности;
  • укрепление чувства законности и уважения к личности;
  • приучение к труду;
  • общая поликультурная обстановка школы в бытовом, эстетическом и во всех других отношениях;

       Одним из главных источников формирования поликультурного сознания  может стать декоративно-прикладное творчество.  Творчество –это наилучшая форма представления полученных новых знаний. Декоративно-прикладное творчество выступит в качестве средства, направленной на формирование поликультурного сознания  школьников.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — «украшаю») — широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

  1. Этапы реализации проекта

Моделирующий:

  1. Подготовительный:

- опрос родителей и обучающихся;

- изучение современной практики по данной теме;

- обоснование актуальности избранной темы проекта;

- формирование проблемы, определение целей, задач проекта;

- определение материально-технической базы, учебно-методического

- подготовить и выбрать материал для декоративно-прикладного творчества; 2. Основной этап:

Познавательная деятельность.

- Беседы «Россия-наша Родина», «Народы России», «Многонациональная Якутия», «Коренные жители Якутии» ит.д.

- Беседа и рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы народов России », «Традиционные праздники», «Орнаменты и обереги разных народов» ит.д.

Декоративно-прикладное  творчество:

 1.Распределение народностей по классам и изготовление бумажных кукол в национальном костюме;  

2.Изготовление панно «Образ моего народа»

3. Изготовление священного древа якутов, как символ объединяющий  народы Якутии.

4. Конструирование из бумаги «Национальный головной убор »

5. Рисование «Моя Родина-Россия».

     6. Рисование « Национальный костюм моего народа».

- распределение функциональных обязанностей участников проекта;

- обогащение социально-культурной среды школы основными ценностями поликультурности;

- создание условий для творческого самовыражения, самоопределения, каждого конкретного участника воспитательного процесса, способствующих развитию стремления к непрерывному образованию и самосовершенствованию;

- решение данных задач позволит целостно охватить весь образовательный процесс в структуре МБОУ «СОШ № 1 им. Н.Н. Яковлева».

3. Формирующий:

- фиксация исходного состояния;

- соотношения факторов, ресурсов и результатов;

- реализация поставленных задач, проведение запланированных мероприятий, выполнение проекта;

- определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.

4. Констатирующий:

- обобщение и распространение опыта работы по данному проекту;

- информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта;

- определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.

4. Ожидаемый результат реализации проекта

В аспекте воспитанности и развития личности обучающихся:

Проектируемые условия, содержание и формы образования, реализуемые в школе, ориентированы на формирование поликультурных компетенций личности, духовного, творческого человека, способного к активной преобразовательной деятельности.

У обучающихся будут сформированы:

Личностные:

  • понимание другого народа через его культуру;
  • умение сочувствовать, сопереживать, быть терпимым и доброжелательным ко всем людям;
  • умение устанавливать личностные и межнациональные отношения; умения воспринимать другого человека, его настроение, чувства, оценивать его психологическое и эмоциональное состояние,
  • понимать ценность и неповторимость каждого человека; положительные личностные качества, осознание этих качеств у себя, у других и выработка «Я-концепции»;
  • умение отстаивать свои права, на основе правовой культуры; положительное отношение к образованию как к культурному процессу, к школе как к целостному культурному образовательному пространству;

Коммуникативные:

  • способности излагать свои мысли, общаться;
  • дидактические способности (умение адаптировать материал на доступном уровне восприятия); речевые способностей (умение говорить грамотно, лаконично, выразительно, эмоционально).

Регулятивные:

  • потребности в разрешении проблем, способности решать самостоятельно проблемы, принимать собственное решение;
  • способность к созидательной деятельности, потребность в социальной активности и готовность к сотрудничеству; самостоятельность, способность к саморазвитию, самоорганизации и самосовершенствованию.

Познавательные:

  • потребность в знании и самообразовании;
  • стремление быть в курсе новых открытий и исследований;
  • умения обобщений мировоззренческого характера, доступных их уровню;
  • эмоциональное восприятие и понимание самых разнообразных фактов культуры как своего, так и другого народа на базе изучения произведений литературы, истории;
  • способность оценивать факты культуры прошлого;
  • умение осмысливать взаимодействие разных культур с позиции единства, открытой целостности, национальной самобытности и взаимного обогащения.

5.Заключение

Исходя из данных планируемых результатов, я построила структурную модель личности выпускника поликультурной школы как:

- свободной личности с высоким уровнем самосознания,

- гражданственности; чувством собственного достоинства, самоуважения;

- самодисциплиной, честностью; самостоятельностью в принятии решения,

- свободным в выборе содержания жизнедеятельности, которая имеет сформированный опыт гражданского поведения; критическое восприятие социальной действительности, готовность к ее совершенствованию, демократическое сознание,

- умение определять собственную гражданскую позицию; психологическую готовность быть востребованным в своем регионе.

- духовной личности с потребностями в познании, в самопознании, рефлексии, красоте, поиске смысла жизни, счастья, идеала; воспринимающей общечеловеческие ценности многонациональной духовной культуры: философии, эстетики творческой личности, у которой - - сформирована потребность в преобразующей деятельности, имеющей достаточные знания, умения, навыки;

      Главным результатом проекта поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления (образа мышления), что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе.

 

Картинки по запросу эмблема татарстана  Картинки по запросу эмблема татарстана Картинки по запросу эмблема татарстана 

6. Использованная литература.

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnost-kak-pedagogicheskiy-printsip/viewer
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-kak-sotsialnaya-problema-ili-chem-otlichaetsya-multikulturalizm-ot-polikulturnosti/viewer
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tolerantnosti-u-podrostkov-sredstvami-dekorativnoprikladnogo-tvorchestva/viewer
  4. https://infourok.ru/obrazovatelniy-proekt-formirovanie-sociokulturnoy-sredi-v-regionalnoy-shkole-2828286.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Инновационный образовательный проект "Формирование навыков здорового питания у обущающихся 1-4 классов на основе системно- деятельностного подхода"

Цель проекта - формирование у детей 1-4 классов навыков здорового питания  в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения  их на практике....

Социально-образовательный проект «Площадка детско-родительского творчества «Мы - РОССИЯНЕ»

Суть Проекта состоит в реконструкции системы дополнительного образования и внеурочной деятельности  МАОУ СОШ № 2 путем внедрения актуальных и современных форм организации детско-юношеской жизни с...

Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»

Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...