Проект "Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества"
проект на тему

Материал для развития письменной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_pismennoy_rechi.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Проект

Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества

                                                           Выполнила

                                                            учитель начальных классов

                                                            Булавинова Светлана Владимировна

Актуальность. Современная школа в последние годы делает много для того, чтобы воспитать и подготовить творчески мыслящую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в разных областях общественной и государственной жизни. Овладение речью – это необходимое условие формирования социально активной личности.

В процессе обучения мы учим детей говорить, слушать, читать и писать. Но большое внимание следует уделять письменной речи учащихся, так как умение грамотно, связно и убедительно выражать свои мысли на письме является необходимым и востребованным в обществе.

Письменная речь – самая точная форма речи. В ней нам приходится передавать словами то, что в устной речи можно выразить с помощью интонации, жестов, логического ударения и других вспомогательных средств. Чтобы письменная речь была понятной для других, её необходимо предварительно обдумывать. Поэтому она является достаточно трудной для освоения её школьниками.

Но научиться правильно излагать собственные мысли в письменной форме необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считаю развитие письменной речи учащихся.

Цель: изучение роли словесного творчества на развитие письменной речи младших  школьников в процессе обучения русскому языку в начальной школе.

Задачи: 

- показать эффективность словесного творчества при развитии письменной речи учащихся начальной школы;

- заложить основы развития письменной речи;

- создать условия для подготовки творчески мыслящей личности.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3-4 классах.

Предмет исследования: развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка в условиях использования элементов словесного творчества.

Гипотеза исследования: если в процессе работы использовать метод словесного творчества, то процесс развития письменной речи будет эффективным, так как эта работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, повышению познавательной активности обучаемых.

Новизна исследования заключается в возможности использования словесного творчества в процессе обучения русскому языку с целью развития письменной речи младшего школьника.

Планируемые результаты:

- разработка методических рекомендаций по эффективности развития письменной речи в процессе словесного творчества;

- повышение уровень сформированности умений грамотно, связно и убедительно выражать свои мысли на письме;

-преодолеть стереотипность в работе по развитию речи.

Проект рассчитан на два года.

Разработаны этапы проекта: диагностический, подготовительный, практический, обобщающий.

I этап. Диагностический

Цель: установить уровень развития письменной связной речи обучающихся начальных классов.

В течение 8 лет работы в начальной школе передо мной стояла проблема развития письменной речи учащихся. Заинтересовавшись этой проблемой и путями её решения, я провела диагностическое исследование с обучающимися начальных классов своей школы. Для исследования были отобраны десять учащихся 3 - 4 классов.

Было выявлено следующее:

Умение строить описание

Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении

Умение использовать прилагательные в тексте

Полученные результаты показали, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития письменной речи.  Возникла необходимость работать над данной проблемой.

II этап. Подготовительный

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

- разработать комплекс заданий по данной теме.

Прогнозируемый результат: подбор методического материала.

На этом этапе мною был подобран материал и оформлен в виде сборника под названием «Книга сказок».

III этап. Практический

Цель: апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта в контексте личностно – ориентированного подхода.

Задача: формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества.

Прогнозируемый результат: повышение уровня развития письменной речи младших школьников.

Работая с детьми, я убедилась в том, что, если им предложить что – то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль – применять нестандартные приёмы обучения письменной речи. Одним из таких приёмов является создание сказок и сказочных историй.

Сказка всегда помогает нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Она имеет большое познавательное и воспитательное значение, богата поэтическим языком, разнообразными увлекательными сюжетами.

На этом этапе я выделила два периода: подготовительный период и словесное творчество.

Во время подготовительного периода дети составляли телеграммы сказочным героям, загадки о сказочных героях.

Словесное творчество включает в себя сочинение сказок и сказочных историй.

СИСТЕМА

ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                                   

Подготовительный                                                Словесное

      период                                                                 творчество                          

Составление загадок,                                 Сочинение сказок и сказочных

       телеграмм                                                                     историй

                                                                                                 

                             

                                    К Н И Г А  С К А З О К                                                                   

Предлагаю  нестандартные виды работы со сказкой, которые помогут в работе над связной письменной речью и будут легко усваиваться детьми.

Сказки по-новому

Сказки о фантастических странах

Сказки от шуточных вопросов

Сказки от странных историй

Порассуждай – ка!

Коллаж из сказок

и другие

Подробно остановлюсь на некоторых из них.

Сказки по - новому

Представь себе, что героев сказок заколдовали. Добрые герои стали злыми, а злые - добрыми. Напиши новую сказку.

 

Например, Красная Шапочка злая, а Серый волк – добрый.


Фантастическая добавка

Подумай и напиши:

А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем.

Современный сказочник

Придумай и напиши своё необычное окончание сказки «Три медведя»

Традиционное: Маша убежала от медведей.

Возможное: Маша помирилась с медведями…

Сказки от странных историй

Напиши сказочную историю и нарисуй главного героя.

Как поссорились чашка с ложкой.

Путешествие в страну чистюль.

Сказка о капризной пуговице.

Сказка о левом башмаке.

 

Все задания я оформила в виде сборника «Книга сказок» и прилагаю к данному проекту.

Словесное творчество я стараюсь использовать не только на уроках русского языка, но и на уроках изобразительного искусства.

Например:

1. Написать несколько предложений к данной иллюстрации.

2. Записать как можно больше прилагательных для описания сказочного героя.

3. Написать мини - сочинение с иллюстрацией.

На уроке технологии предлагала ученикам сделать аппликацию по сюжету сказки  и написать своё окончание этой сказки.

На уроках окружающего мира давала задание написать сочинение-сказку о природе, о животных, о временах года.

Все эти задания способствуют формированию:

познавательных универсальных учебных действий (степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке);

коммуникативных универсальных учебных действий (стимулирование учащихся к выражению собственного мнения);

личностных универсальных учебных действий (формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; эмоционально-положительное восприятие учения; степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете).

IV этап. Обобщающий

Цель: подведение итогов инновационной работы по формированию письменной речи младших школьников.

Задачи:

- проанализировать результаты деятельности по реализации инновационного проекта;

- дать оценку эффективности и целесообразности реализации проекта;

- определить приоритетные формы работы с детьми.

Окончание проекта планируется к марту 2013 года.

Но на данном этапе работы можно сделать предварительный вывод:

-у учащихся прослеживается повышение умения строить описание,

-раскрывать тему и основную мысль в сочинении,

-использовать прилагательные в тексте.

Но главное, у детей появилось стремление к приобретению новых знаний.

Известный немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег говорил: «Если человека постоянно приучать усваивать знания в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.

Мне кажется, что представленные мною задания направлены не только на развитие письменной речи, но и на то, чтобы дать детям возможность раскрыть свои творческие способности и умение неординарно мыслить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...