Проектная деятельность школьников
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Архипова Лена Ивановна

Авторский семинар .Тема: "Проектная деятельность школьников"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1 к I критерию

Авторский семинар учителя начальных классов Архиповой Лены Ивановны для учителей начального звена

Тема: Проектная деятельность школьников.

Задачи: Раскрыть актуальность проектного метода;

             Пополнить знания о проектном методе

Оборудование: проекты,  ноутбук, презентации, плакаты, схемы.      

План проведения занятия:

1.Представление метода проектов ( кратко )

2.Практическая часть: Работа с методической  документацией по проектной деятельности..

3. Вопросы

3. Анализ и оценка семинара. Рефлексия.

    Внедрение  современных  образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследова-тельской и проектной деятельности.

   Проектная технология в образовательном процессе является основным фактором  формирования глубокой и содержательной мотивации учащихся не только к собственному процессу обучения определённому пред-мету, но и в дальнейшем может стать основной в выборе профессиональной деятельности. Подготовитель-ная работа школьников к исследованию, сам процесс изучения проблемы и защиты результатов направлены на развитие интереса к исследовательской деятельности и повышение образовательного потенциала школь-ников.

   В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школь-ников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

   Внешний результат можно увидеть, применить в реальной практической деятельности.

   Внутренний результат-опыт деятельности-становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения , компетенции и ценности.

   Младший школьный возраст несёт в себе большие возможности в познании окружающего мира, путём ис-следования. Дети проявляют широкую любознательность, любят  наблюдать и экспериментировать, прояв-ляют интерес к познавательной литературе, графическим схемам.

   Многие специалисты в области психологии подчёркивают, что умственная деятельность ребёнка, познаю-щего новое, и умственная деятельность учёного, сделавшего «эпохальное»  открытие, идентичны по своей внутренней механике. Но если в случае с учёным главное- новое знание, то для ребёнка самое ценное- прио-бретённый исследовательский опыт. Формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках научного общества является учебный проект.

  Проектная  деятельность  неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка: она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по - разному.

                                                               Основные требования:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)-исследовательской, информационной, практической.

   Дальнейшая работа над проектом –это разрешение данной проблемы на получение результата.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.  Т.о.,  отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом является продукт, который разрешил поставленную проблему.

5.Завершающий этап- проект требует презентации, где убедительно доказывается решение проблемы.

                                                        Структура проектной деятельности

  • ориентация на получение результата (продукт);
  • предварительная  фиксация (описание) результата в виде эскиза и т.д.;
  • жесткая фиксация срока достижения результата;
  • предварительное планирование действий по достижению результатов;
  • программирование -планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий;
  • выполнение действий с их одновременным  мониторингом и коррекцией;
  • получение продукта  проектной деятельности

                                                                     

                                                     Компетентности учебного проекта:

  1. Научить организовывать свою деятельность- определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей, применять их на практике, взаимодействовать с людьми, оценивать достигнутые результаты.
  2. Научить учащихся объяснять явления действительности –природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять существенные признаки, систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Научить учащихся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей- формировать свою позицию.
  4. Научить решать проблемы связанные с выполнением человеком определенной социальной роли – сформировать способность анализировать, выбирать способы адекватного поведения.
  5. Сформировать ключевые компетенции-  принятия решений, навыки решения проблем, поиска , анализа, обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
  6. Подготовка учащихся к профессиональному выбору

Характеристики проекта

1.Продолжительность. Время

  • краткосрочным ( разработан на нескольких уроках; мини-проекты
  • среднесрочным (от недели до месяца);
  • долгосрочным ( от месяца до нескольких месяцев );

2. Число участников:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые

3.Типология  проектов:

  • Исследовательские (прикладные)-по структуре напоминает научное исследование. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждением полученных результатов.
  • Творческие проекты-предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это м.б. альманахи, игры, театрализации.
  •  Ролевые (игровые).Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей или выдуманных героев.
  • Информационные –направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • Практико-ориентированные- нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и м.б. использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

4. Характер контактов:

  •  внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • региональные;
  • межрегиональные( в рамках одного государства);
  • международные

Основные компоненты проекта.

1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.

2. Набор первоначальных идей.

 3. Проработка одной или нескольких идей.

 4. Изготовление продукта.

 5. Испытание и оценка продукта.

Этапы выполнения проекта

I. Организационно - подготовительный этап.

    -Обоснование возникшей проблемы и потребности

    - Выбор идеи.

    - Выбор материалов.

    - Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

    - Организация рабочего места.

II. Технологический этап

    - Выполнение технологических операций.

    - Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

III. Заключительный этап

    -Создание презентации ;

    - Этап оценивания проекта

Оценка проекта

Следует поставить 3 вопроса

  • Что будет оценено
  • Как будет оценено
  • Кто будет оценивать

        В конце теоретической части представлю проекты своих учащихся.                                                        

                                     

 Практическая часть

        Ведущий.  Разделимся на несколько групп.

Задания:

1. Приступая к разработке своего проекта, сформулируйте несколько тем, которые могли бы быть интересными для ваших учащихся. Выберите из них одну для дальнейшей работы. Запишите вашу тему.

2. Исходя из содержания темы и ее соответствия программным элементам содержания, выберите возрастную группу учащихся, которые будут выполнять проект. Зафиксируйте.

3. Сформулируйте основополагающий вопрос и проблемные вопросы учебной темы. Запишите их.

Информационная справка.

Основополагающий вопрос всегда затрагивает ключевые идеи изучаемой темы. На него нельзя ответить одним предложением: он уходит вглубь учебной дисциплины. Формулирование такого вопроса почти всегда предполагает наличие подвопросов, которые мы будем называть проблемными вопросами темы. Эти вопросы, в свою очередь, являются предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основной вопрос темы. Вместе с тем они не имеют однозначного правильного ответа, намеренно провоцируют учащихся и создают мотивацию к деятельности.

4. Сформулируйте дидактические цели проекта. Запишите. Информационная справка.

Под дидактическими целями понимается цель учителя в учебном процессе, в котором проект представляет собой метод достижения цели.

Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи между знаниями в разных учебных предметах.

5. Сформулируйте методические задачи. Запишите.

Информационная справка.

Под методическими задачами понимаются задачи учащихся, связанные с формированием у них определенных знаний, умений, навыков и компетенций.

Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся проводить социологические исследования по проблемам проекта, ориентироваться в информационном пространстве.

6. Выберите темы индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта.

Информационная справка.

Темы индивидуальных исследований учащихся подбираются, исходя из темы проекта, его целей и задач. Они должны отражать поставленные проблемные вопросы, т. е. иметь уже в формулировке исследовательскую нагрузку.

7. Рассмотрите гипотезы решения проблемных вопросов вашей темы. Запишите гипотезы,  для формулирования которых используйте слова:  предположим; допустим; возможно, что; что, если.

8. Определите творческое название проекта и запишите его.

9. Определите форму представления результатов.

Информационная справка.

Результаты проекта могут быть представлены в следующих формах: журнал, видеоклип, компьютерная презентация, вебсайт, публикация, информационный бюллетень, видеофильм, выставка, игра, серия иллюстраций, сценарий.

Пример: проект представлен следующими материалами:

- презентацией проекта учителем;

- презентациями исследований учащихся;

-дидактическими материалами поддержки проекта;

-методическими материалами поддержки проекта.

10. Обсудите источники информации. Это могут быть материалы на печатной основе, интернет-ресурсы.

11. Обсудите ход самостоятельной работы учащихся в группах. Составьте план работы, обозначив этапы работы и виды деятельности.

                         

Название этапа

Вид деятельности

 

 

 

12. Подумайте, как помочь учащимся в подготовке презентаций по отчету о проделанной работе.

13. Защита полученных результатов и выводов проводится по определенным правилам.

Информационная справка.

Время выступления - не более 10 минут. Если проект представляется индивидуально, то не более 5 минут.

Время для обсуждения - до 10 минут. При обсуждении следует назвать три наиболее сильные стороны представленного проекта, два момента, требующих доработки, внести свои предложения по усовершенствованию проекта, сделать итоговый вывод и поставить общий балл за выступление.

III. Подведение итогов.

Ведущий. Семинар является первым шагом в процессе разработки и проведения проектов. В течение   времени участники семинара, продолжая работать в группах, будут выполнять последующие шаги продвижения проекта. В конце обозначенного периода времени группы или индивидуальные участники представят проекты к защите. Участие в конкурсах предоставляет возможность раскрыть свои таланты и наклонности, оказаться в кругу единомышленников, обменяться мнениями для дальнейшего повышения уровня проектной и исследовательской деятельности.

                                   

                         



Предварительный просмотр:

Сегодня присутствовали  на авторском семинаре учителя начальных классов  АОНО «Гуманитарный лицей» Архиповой Л.И.

Семинар организован грамотно, проведен на высоком профессиональном уровне с использованием интерактивных форм. Учитель начальных классов Лена Ивановна  рассказала об  опыте работы по данной теме, дала рекомендации по практическому использованию проектных  технологий в образовательном процессе.

Лена Ивановна  - современный и динамичный, творческий и талантливый учитель, провела для нас, начинающих учителей, практическую часть по проектной технологии.  На семинаре мы услышали много практико-ориентированных советов по работе с проектной технологией.

Учитель начальных классов:                 Быскасова А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальнымобразованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить дв...

проектная деятельность школьников

Данная работа представляет собой мой опыт работы...

Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.

На современном этапе развития общества, характеризующимся изменениями во всех его сферах, особенно остро стоят вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов форм...

Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС

Проектная  деятельность  школьников в рамках реализации ФГОС...

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА...

Проектная деятельность школьника

Проектная деятельность школьника.         Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проектная деятельность школьников, это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. В начальной школе ученики получают первые навыки исследов...