Смысловое чтение на уроках в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Масс Марина Григорьевна

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках в начальной школе

март 2023

В стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».

Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Без чтения нет учения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Осознанность—основное, ведущее качество чтения. Следует добиваться такого положения, чтобы дети отчетливо понимали то, что они читают, чтобы понимали смысл каждого слова в том значении, в каком оно употреблено в контексте.

Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию следующих технологий, форм работы:

  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления.

В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты: понимать; анализировать; сравнивать; видоизменять; интерпретировать.

Процесс формирования навыков смыслового чтения – очень длительный и трудный путь.

В работе по формированию осмысленности чтения можно использовать такие упражнения для понимания смысла текста.

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстраций к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  9. Работа по вопросам учителя, учебника, учеников друг другу
  10. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
  11. Восстановление логической последовательности текста.
  12. Восстановление деформированного текста
  13. «Громкие чтения

Также можно использовать приёмы:

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа:

- Кто ...? Что …? Когда …?

- Может …? Мог ли …?

- Было ли …? Будет …?

- Согласны ли вы …?

- Верно ли …?

«Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа

-Объясните почему ….?

-Почему вы думаете ….?

-Предположите, что будет если …?

-В чём различие …?

-Почему вы считаете ….?

«Вопросы к тексту учебника» когда учащиеся самостоятельно работают с печатной информацией, формулируют вопросы, работая в парах.

- Прочитайте текст.

- Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

- Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

- Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Приём «Работа с вопросником». Предлагаются вопросы к тексту, на которые дети должны найти ответы. После самостоятельного поиска проводится фронтальная проверка.

«Ключевые слова» Ассоциативный куст. Слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Даётся ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него всевозможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. (Пример – глагол).

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательство

положительных качеств героя, используя текст, другая – отрицательные, подкрепляя ответ словами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения.

«Мозговой штурм» Обращаемся к ребятам с вопросом: «Какие ассоциации возникли у вас, когда услышали тему?» Учащиеся называют, педагог записывает, а затем дети читают и определяют, были ли они правы.

«Корзина идей, понятий» На доске крепим «корзинку», в которой собираем всё то, что ученики знают об изучаемой теме. Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них - «Ромашка Блума»

  1. Простые вопросы (Что? Где? Когда? Как…?)
  2. Уточняющие вопросы (Если я правильно понял, то…?)
  3. Интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?)
  4. Творческие вопросы (Что изменилось бы…?)
  5. Практические вопросы (Как можно применить…?)
  6. Оценочные вопросы (Как вы относитесь к поступку героя…?)

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка. Используются разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов.

Нахождение границ предложений в тексте

1. В тексте не обозначены границы предложений. Читай предложения с правильной интонацией так, чтобы это помогло поставить знаки препинания.

утром я отправился к лесному озеру стоял тёплый день озеро блестело под лучами осеннего солнца что это на берегу горка осиновых поленьев лежит каждое брёвнышко стёсано на конце но кто догадался их спрятать я оглянулся и заметил бобра вот чья это работа

2. Придумай 1-2 предложения, которые станут вступлением к тексту.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Слова для справок: запруда, хижина, хатка…

3 Запиши синонимы к словам:

тёплый (день) -_______________________

блестело (озеро) - ____________________

работа - _____________________________

Запиши толкование слова: запруда-_________________________________

4. Запиши текст, правильно оформляя предложения.

Восстановление деформированного текста

Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

  1. Они то косо л..тели (по)ветру, то мягко ложились на голые д..рев..я.
  2. Сн..ж..нки падали дни и ночи.
  3. Нач..лся сн..пад.
  4. Этот снег ш.л н..делями.
  5. З..мля и деревья были б..лы.

Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

«Перепутанные логические цепочки»

Расположите предложения в нужном порядке:

И. Филин обиделся и улетел в другой лес.

Ц. Мыши стали поедать соты и разорять ульи.

З. Пришлось мужику мириться с филином.

Е. Не стало пчёл – не опылились травы, их урожайность понизилась.

О. Худо стало мужику без мёда и молока.

О. Не стало филина – расплодились мыши.

Н. Мало стало травы – корова не даёт молока.

Б. Мужик сказал филину: «нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Работа с пословицами

 За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

 Двумя руками трудно схватить двух угрей.

Необходимо:

  1. Различать в пословице прямой и иносказательный смысл;
  2. Выражать мысль словами;
  3. Осознавать или переносить усвоенный концепт на другую жизненную ситуацию.

Стратегия смыслового чтения чётко прослеживается в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста.

  1. Чтение задачи детьми (про себя)
  2. Выделение числовых данных
  3. Выделение важных слов – помощников.
  4. Обсуждение всей найденной информации.
  5. Соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой.
  6. Рассказывание задачи по рисунку или схеме.
  7. Составление плана решения через наглядную опору или пиктограмму.

Интересны задачи, в которые учащимся необходимо самим сформулировать вопрос или задачи с недостающими данными.

Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «Окружающий мир» при изучении которого, ученики работают с научно познавательными текстами. Работа по формированию навыков читательской грамотности начинается уже с первого класса.

  • Узнай животное по описанию.
  • Логически-поисковые упражнения.
  • Найди «лишнее»:
  • Упражнения на группировку и систематизацию знаний (обобщить несколько слов одним понятием или термином):
  • Упражнения на нахождение закономерности:
  • долгая зима, низкие температуры, вечная мерзлота – какими растениями богата тундра?
  • построение пищевых цепочек;
  • анализ таблиц, схем, графиков.

Пример: Найди соответствие:

цветок         организм

амеба         орган

луг         млекопитающее

медведь         природное сообщество

Приём- игра «+ -…». Лучше проводить в начале урока, после сообщения темы с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

У каждого на парте таблица. Зачитывается вопрос, а ученики в первой строке ставят «+», если согласны с утверждением и «-», если не согласны. Вторая строка пока остаётся пустой. По ходу урока – дети обращаются к таблице и корректируют свои знания:

- что Антарктида – самый холодный материк?

- что в Антарктиде есть львы и леопарды?

- что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?

- что Антарктида принадлежит России?

- что в Антарктиде нет постоянного населения?

- что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?

Утверждения до чтения

Утверждения после чтения

1.

2.

3.

Восстановление деформированного текста – по ходу работы со статьёй дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию.

Пример: 4 класс. Тема: «Равнины и горы России»

  1. Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение: С запада от Уральских гор лежит___________ равнина.
  2. Восточно-Европейскую равнину называют___________________.
  3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________.
  4. В старину Уральские горы величали __________________________.
  5. Уральские горы считают границей между ____________________________. Горы, расположенные на юге Сибири_____________.

Выборочное чтение – дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя.

Пример: 4 класс. Тема: «Природные зоны России»

1 группа «Географы» находит и изучает материал по расположению и климату данной природной зоны.

2 группа «Ботаники» изучают растительный мир.

3 группа «Зоологи» изучают животный мир.

4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.

Чтение с остановками – чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.

«Ярмарка вопросов» - дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?

Таким образом, применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее идут на контакт с учителем.

Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

Необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если педагог будет использовать приёмы и методы быстрого и эффективного чтения, то он получит читающего ученика.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  2. Сборник программ. Программа «Чтение и начальное литературное образование» - М.: БАЛАСС, 2012. – 318 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.
  4. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин. – Москва: Институт практической психологии, 2018. – 185 с.
  5. Сметанникова, Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития / Н. Н. Сметанникова. - Москва: Школьная библиотека, 2017. - 747 с.
  6. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа. – Москва: Академия наук, 2013. – 475 с.
  7. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов / Л.А. Мосунова. – Москва: Просвещение, 2006. – 291 с.
  8. Елачич, Е.А. Основные задачи детского чтения / Е.А. Елачич. – Москва: Русская школа за рубежом, 2017. – 130 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)

Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка,  окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...

Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...

Использование смыслового чтения на уроках в начальной школе

Представлен проект "Смысловое чтение на уроках в начальной школе", в котором не только раскрывается  понятие "смысловое чтение", его стратегии и приемы, но и представлены зада...

Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»

«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...

Презентация "Работа над смысловым чтением на уроках в начальной школе"

В презентации представлены упражнения, направленные на формирование смыслового чтения на всех уроках в начальной школе....

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе

В презентации раскрыт современный подход к формированию навыков смыслового чтения....

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе.

Фишбоун -  прием смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления....